Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности детского голоса




ХОРОВОЕ ПЕНИЕ


Общая характеристика деятельности

Хоровое пение — один из видов коллективной исполни-
тельской деятельности. Оно способствует развитию певче-
ской культуры школьников, их общему и музыкальному
развитию; воспитанию духовного мира; становлению ми-
ровоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно толь-
ко при условии достижения школьниками художественного
исполнения музыкального репертуара. Выразительное ис-
полнение произведений непременно эмоциональное, в нем
должна чувствоваться глубина понимания музыкальных
образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразитель-
ности. Формирование этих навыков и умений не является
самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Хоровое пение — наиболее доступная школьникам ис-
полнительская деятельность. Певческий голос может быть
воспитан практически у всех, исключая патологические
случаи. Правильное певческое развитие с учетом возраст-
ных особенностей и закономерностей становления голоса
способствует развитию здорового голосового аппарата.

Успех работы учителя в решении задач общего музы-
кального образования во многом зависит от того, насколь-
ко глубоко он осознает воспитательное значение хорового
пения, владеет методами и приемами певческого развития
школьников, знает особенности детского голоса, умеет ор-
ганизовать работу по освоению песенного материала.

 

Особенности детского голоса

 

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников. Так, у шестилетнего ученика они невелики. Это обусловлено тем,
что его певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон,
в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника,
небольшой: ми' — соль', фа' — ля'. Поэтому в качестве ма-
териала для пения на первых занятиях используются не-
сложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие
по музыкальному образу миниатюры.

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяет-
ся. В работу включаются песни, попевки, построенные на
звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада,
в основе
которых лежат более сложные интервальные соотношения.
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысот-
ное движение мелодии с помощью двигательных, нагляд-
ных приемов, что способствует координации слуха и го-
лоса, точному воспроизведению звуков по высоте. У вто-
роклассников наиболее естественно голос звучит в диа-
пазоне ми' — си'. Этот диапазон благоприятен прежде все-
го для слухового восприятия. В то же время он опреде-
ляется возможностями голосовых связок, которые еще до-
вольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует
добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания.
Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне
ми' — си'. Затем нужно постепенно распространять их на
более широкий диапазон. К концу второго года обучения
середина певческого диапазона учащихся укрепляется и
совершенствуется, окраска звука становится разнообраз-
ной в зависимости от характера и содержания песни. Зву-
чание голоса выравнивается в диапазоне ре' — ре'. У от-
дельных детей можно встретить даже звуки малой октавы
(си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно.
У некоторых ребят появляется красиво звучащее ми'.

С третьего года обучения звучание голоса выравнива-
ется на всем диапазоне до' — ре' (ми'). Часто наблюдаемые
случаи раннего физического развития детей влекут за со-
бой и более быстрое становление их голосового аппарата.

Сила голоса учащихся 7 — 10 лет не имеет широкой амп-
литуды. Но эмоциональная отзывчивость, свойственная детям, позволяет
при этом добиваться выразительности и яркости исполне-
ния. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использо-
вание всей палитры динамических красок, свойственных
голосам школьников. Так, большой вред может принести
требование насыщенного звучания на нижних звуках диа-
пазона и тихого — на верхних. Лучшие качества голоса про-
являются на средних звуках певческого диапазона, которые
наиболее удобны поющим. Частое использование в произ-
ведении низких или высоких звуков диапазона свиде-
тельствует о неудобной тесситуре. Поэтому при определе-
нии репертуара учителю важно учитывать эти положения.

У младших школьников происходит становление харак-
терных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детс-
ких голосов должны постоянно находиться в центре вни-
мания учителя. У детей данного возраста тембр неровный,
особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо
добиваться более ровного их звучания на всех звуках
диапазона. Существенное значение в процессе развития
тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое
использование ее в вокальной работе положительно влияет на тембр, помогает
избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носо-
вой призвук и т.д.

 

Средства вокально-хоровой выразительности
(вокально-хоровые навыки)

 

Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навыки
правильного певческого дыхания следует развивать у ре-
бят, не акцентируя внимания на физиологической стороне
и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для
развития певческого дыхания — сама музыка, пение. По-
этому работать над дыханием нужно в процессе разучива-
ния песен, попевок. Перед учащимися ставят задачу спеть
на одном дыхании короткие фразы. Важно добиться такого испол-
нения фраз, при котором ясно продевается каждый звук,
и особенно последний. Учитель должен сам показать, как
активный вдох, задержка дыхания и постепенное его рас-
ходование помогут спеть красивым звуком; он объясняет,
что при пении необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч.
В процессе певческой практики школьники осознают, что
правильное дыхание имеет исключительное значение для
выразительного пения, так как способствует формирова-
нию красивого звука.

Выработка правильного певческого дыхания связана с
применением того или иного вида атаки звука, определяю-
щей характер работы голосовых связок. При ограниченных
голосовых возможностях детей важна мягкая атака, которая
способствует образованию спокойного, мягкого звука и
устраняет напряженное, громкое звучание. Для исправления
этого недостатка используется даже придыхательная атака,
применение которой должно быть осторожным, так как
неполное смыкание связок и интенсивный выдох ведут к
неточной интонации и к так называемым подъездам. Твер-
дая атака активизирует процесс голосообразования у ребят,
склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу
голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

В воспитании навыков красивого и выразительного пе-
ния особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Ос-
нова
пения — гласные звуки. На них воспитываются все
вокальные качества голоса. От правильного образования
гласных зависит красота тембра. У детей младшего школь-
ного возраста тембр неровный. В основном это происхо-
дит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно,
дети должны постоянно стремиться сохранять высокое зву-
чание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для
этого используются попевки, упражнения на гласные у,
ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (на-
пример, русская народная песня «Во поле береза стояла»).
Большое внимание в вокальном воспитании уделяется глас-
ному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о,
ё помогает выработать округлый красивый звук. Специаль-
ного округления требуют звуки и (его приближают к звуку
ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э).

Немаловажное значение в произношении гласных имеет
положение рта и губ.

Добиваться красивого исполнения отдельных гласных
нужно на песенках, попевках, в которых удобно достичь
единую манеру звучания и ясность произношения.

Если гласные являются основой пения и их необходимо
тянуть, то согласные произносятся легко, четко, ясно и
энергично.

На конкретных примерах школьники должны узнать
важные правила:

— о необходимости раздельного пения одинаковых или
двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в
конце одного и в начале другого слова (например, в рус-
ской народной песне «А я по лугу» нельзя соединять а и я);

— о произнесении слов в пении в соответствии с обще-
принятыми правилами орфоэпии (например, произно-
сить «серенький», а не «серенький», «улыбнулас», а не
«улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.).

Совместное и согласованное исполнение произведения,
т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого испол-
нения развиваются на практике. Для достижения ансамб-
ля необходимо работать над всеми его составляющими:
интонационной слаженностью, единообразием манеры
звукообразования, ритмической и темповой слитностью,
динамическим единством в партии, одновременным на-
чалом и окончанием пения произведения в целом и от-
дельных его частей (куплета, фразы). При работе над ан-
самблем надо развивать у ребят чувство ответственности
и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анали-
зировать качество пения, умение слышать себя и класс.

Работая над ритмическим ансамблем, можно использо-
вать движения, детские музыкальные инструменты: про-
хлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое со-
провождение к пению своих товарищей на простейших
музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зави-
сит от понимания учащимися образного содержания произ-
ведения и стремления передать свое отношение в исполне-
нии. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования. Учителю порой не-
легко добиться ансамбля в пении ребят из-за различного
уровня их музыкального развития, а часто и из-за недо-
статка времени.

В работе над хоровым строем формируется умение ин-
тонировать (интонирование мелодической линии называет-
ся горизонтальным строем, а аккордов — вертикальным).
Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а так-
же координации между слухом и голосом. Поскольку до-
стижение строя невозможно без опоры на ладовое чувство,
большое внимание уделяется освоению школьниками ладо-
вых закономерностей. Для этого можно, например, вводить
пение небольших каденций с ясным ладовым окончанием.

Итак, работа над вокально-хоровыми навыками пред-
ставляет основу выразительного исполнения хоровых про-
изведений учащимися. Эта работа требует от учителя оп-
ределенных знаний, навыков и умений, а самое главное -
любви к хоровому пению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...