Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыков многоголосного пения




 

Важная задача певческого развития школьников — до-
стижение унисона. Однако при этому ребят активно развивается
лишь мелодический слух. Ограничить этим музыкальное разви-
тие значит лишить учащихся возможности ощущать выразитель-
ность гармонического языка музыки. Формированию гармони-
ческого слуха способствует многоголосное пение.

Формирование навыков многоголосного пения начинает-
ся с воспитания у детей внимания к исполнению своему и
товарищей, с развития умения воспринимать качество звука
на слух (легкий, чистый, светлый, тусклый, крикливый,
зажатый и т.д.). Параллельно развивается способность слы-
шать про себя (внутренним слухом) отдельные элементы
простой одноголосной мелодии. Например, учащимся пред-
лагается спеть про себя первый звук песни или узнать ме-
лодию хорошо знакомой детской песни (русской народной
песни «Петушок», «Солнышко» и т.д.) по знакам ладовых
ступеней. Удачный способ формирования музыкально-слу-
ховых представлений — пение «цепочкой» знакомой песни
(каждая группа ребят или каждый ученик поет только один
звук). Затем весь класс поет один звук вслух, другой — про
себя, далее сильную долю — вслух, слабую — про себя и т.п.

Эти приемы в контексте игр «Эхо», «Перекличка птиц»,
«Дразнилка» могут иметь место на уроке уже в 1 классе. В про-
цессе пения дети пользуются теми ступенями лада, которые
образуют характерные, хорошо знакомые им ладовые инто-
нации. Например:

Постепенно можно привлекать учащихся к слуховому анализу небольших двухголосных мелодий.

Анализу лучше всего придать форму игры. Например,
ученику даются две картинки. На одной изображена одна
поющая матрешка, на другой — две. После исполнения
двухголосной мелодии на рояле ребенок должен опреде-
лить, сколько матрешек пело — одна или две. Отвечают
при помощи картинки.

В такой форме школьники могут ответить и на более
сложные вопросы: «Куда движется нижний голос? Какой
из голосов является главным?» Согласно условиям игры
«Угадайка» каждый голос вышеприведенных мелодий яв-
ляется песенкой одной из матрешек. Они поют вместе, Одна
поет мелодию, поднимающуюся вверх, вторая — мелодию,
которая «топчется на месте». В этом варианте игры содер-
жание картинок несколько изменяется. На них сверху и
снизу расположены по четыре матрешки. На одной кар-
тинке верхние матрешки как бы поднимаются друг за дру-
гом, а нижние стоят на месте. На второй картинке наобо-
рот: верхние стоят на месте, а нижние спускаются.

Хорошей подготовкой к двухголосному пению являет-
ся разучивание песен с сопровождением, не дублирую-
щим мелодию. При их разучивании особое внимание уде-
ляется работе над строем и ансамблем между хором и со-
провождением.

Приступая к разучиванию простейших двухголосных
мелодий, необходимо стремиться к тому, чтобы школь-
ники учились слушать оба голоса, исполняя один из них.
Для этого предназначается несколько упражнений.

Первое упражнение имеет противоположное движение
голосов и общий звук:

Класс делится на две группы, каждая по указанию учи-
теля поочередно сольфеджирует свою мелодию. Затем поет
весь класс. На примере этого задания школьники узнают,
что учитель левой рукой руководит верхним голосом, а
правой — нижним. Если дирижируют обе руки, то обе
группы поют вместе.

В качестве другого упражнения для пения теперь может
быть использован материал «дуэта» матрешек, где пер-
вый голос построен на повторяющемся звуке.

Далее учащимся предлагается петь упражнения, по-
строенные на терцовом двухголосии. Каждый голос ребя-
та должны хорошо слышать.

Начинать обучение пению на два голоса можно и с
канона. Вначале классу предлагается ритмический канон:
исполнить ритмический рисунок русской народной песни
«Дроздок» (с помощью двух групп инструментов — дере-
вянных и металлических).

Для канона учитель может легко подобрать мелодии из
многих хорошо известных ребятам песен.

Каноны являются связующим звеном между одно-
голосным и многоголосным пением. Исполнение каноном
на два голоса доступно и интересно школьникам, оно дает
достаточно быстрые и ощутимые результаты в приобрете-
нии навыка распределения внимания между голосами.
Именно этот навык лежит в основе многоголосного ис-
полнения.

В репертуаре учащихся начальных классов особое ме-
сто занимают двухголосные песни-игры, где слово и по-
эзия соединяются с театрализованным действием. Не-
сложные инсценировки доставляют детям много радос-
ти, усиливают эмоциональный отклик на музыку. Инте-
ресный сюжет, шуточный текст, задорный характер об-
разов привлекают детей, способствуют раскрытию их
творческих сил в условиях певческой деятельности. Ос-
воение игр без навязчивого дидактизма собирает внима-
ние ребят, активизирует чувство коллективизма и в то
же время самостоятельность. В процессе работы над пес-
нями-играми учащиеся незаметно для себя осваивают
навыки двухголосного пения. В зависимости от того, ка-
кими двухголосными навыками необходимо овладеть
классу, в его репертуар включаются соответствующие
произведения.

Педагогическая практика показывает, что существует
много подходов к обучению навыкам двухголосного пе-
ния. Некоторые педагоги считают целесообразным начи-
нать с параллельного движения голосов. Их ученики уже в
1 классе с достаточной точностью и уверенностью поют
простые песни и попевки в терцовом изложении. Свою
позицию они аргументируют тем, что параллелизм по-
зволяет детям лучше слышать движение голосов, осозна-
вать рисунок мелодии, ритмическую основу. Однако при
терцовом изложении возникает и трудность, которая про-
является в чередовании больших и малых гармонических
терций. Часто на практике это приводит к потере ориен-
тации в одной из партий и к переходу на звучащую более
уверенно.

Другая точка зрения — начинать двухголосие с само-
стоятельного движения голосов, где мелодические и ритми-
ческие линии верхней и нижней партий существенно отли-
чаются одна от другой. Правда, разучивание таких партий
требует большей затраты времени. Однако при твердом вы-
учивании каждой партии дети поют уверенно и сознательно.

Обычно разучивание двухголосных песен с самостоя-
тельным движением голосов начинается с освоения второ-
го голоса. Свою партию школьники поют со словами, на
разные слоги, с поддержкой инструмента и без сопровож-
дения. Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее
они разучивают свою партию и повторяют ее с гармони-
ческим сопровождением. Это делается для лучшего усвое-
ния мелодии.

После того как выучены оба голоса, их предлагается
спеть вместе. При этом внимание класса фиксируется на
первом интервале совместного звучания голосов: он тща-
тельно выстраивается (учитель напоминает ребятам о не-
обходимости слушать друг друга). Далее при двухголосном
исполнении на какое-то время преимущество уделяется
второму голосу. С этой целью используются приемы: ис-
полнение мелодии первого голоса с закрытым ртом, а
мелодии второго — со словами; пение нижнего голоса
громче, а верхнего — тише, Последующему закреплению
двухголосного звучания помогает прием, когда учитель,
например, поет вместе со вторыми голосами и одновре-
менно играет мелодию первых голосов на инструменте.
Впевание и дальнейшее совершенствование выразительного исполнения двухголосных произведений осуществ-
ляется на протяжении целого ряда уроков.

Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение
на три голоса уже не представляет для них особой труд-
ности.

Итак, работа над многоголосием должна вестись в оп-
ределенной системе, включающей подготовительный этап
развития гармонического слуха. Фундаментом, на кото-
ром строится многоголосное хоровое пение, является уни-
сон. Учитель прежде всего добивается слитного, согласо-
ванного звучания класса в одноголосном пении.

Важную роль в развитии навыка многоголосного пе-
ния играет осознанное восприятие двух или нескольких
самостоятельно движущихся голосов, а также пение без
поддержки инструмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...