Х II -Х III вв. - рост административных тенденций при организации помощи нуждающимся
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Со второй половины XII в. по XIII в. княжеская помощь и защита нуждающихся существенно изменяется по функциям, мерам и средствам поддержки. Это обусловлено такими факторами: происходит рост монастырского и церковного призрения; князь становится хозяином-вотчинником своего удела; административное правление князя осложняют татаро-монгольские набеги и данничество. Удельное княжество вырабатывает свою корпоративную культуру помощи и поддержки, но имеются и общие тенденции, связанные с княжеской помощью и поддержкой - это дальнейший процесс принятия христианства, строительство городов, защита мигрантов, охрана земель от набегов соседей. В XIII в. происходит крещение инородческой Руси - сложный и драматичный процесс: к этому времени князь Рязанский Ингвар Игоревич уже стремится проникнуть в Мещерские и Муромские леса, а князь Новгородский Ярослав Всеволодович - в северо-западную часть Новгородских земель, чтобы приобщить к христианской вере живущие там народы. Процесс этот сопровождается строительством городов, церквей и монастырей. Православная церковь широко внедряется в административно-общественную жизнь общества: она ведет судопроизводство по церковным, гражданским делам, делам благотворительности, защиты угнетенных, над лицами всех состояний, над духовными лицами. Среди важнейших направлений ее деятельности - благотворительность. Церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. Идеи милосердия и заботы о страждущих получили широкое распространение в среде священослужителей. Постепенно монастыри и церкви стали центрами, куда стекались больные, увечные и иные нуждающиеся, не способные прокормить себя личным трудом.
На Руси происходит идентификация власти и церкви, поскольку православие, призванное на Русь, не имеет своих институтов, системы финансирования, класса священников, а в результате все это бралось под патерналистский контроль государства. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений, где ей принадлежала десятая часть. Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть же берет на себя определение клиентов, то есть тех лиц, которым необходима помощь. Из летописи о рязанском князе, мы узнаем, что «Великий князь Ингвар Игоревич, обнови землю Рязанскую и церкви постави и монастыри согради, и пришелци утеши, и люди многи собра…» [Цит. по 7]. Здесь наблюдаются защитные функции князя, которые обусловлены адаптацией к новым условиям жизни людей. Подобный вид поддержки, особенно в период монголо-татарского нашествия, распространяется повсеместно. В 1238 г. князь Ярослав Всеволодович, прибыв во Владимир, осуществил ряд мер по организации восстановления города. «Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей». Захоронение в братских могилах - скудельницах - тоже функция и задача князя, (в данном случае князь выполняет не только христианско-нравственный долг, но и предпринимает меры против распространения различных моровых поветрий - непременных спутников всех массовых пандемических событий). В 1252 г. ситуация повторяется. Александр Невский, вступив на княжеский престол, восстанавливает г. Владимир, строит церкви и собирает разбежавшихся жителей. Как считают историки, князь олицетворял народную власть и не был лишь случайным ее придатком. Он - необходимый орган древней государственности для удовлетворения насущных общественных потребностей населения - внешней защиты и внутреннего «наряда». Таковы требования к нему населения земли - вотчины. Однако когда русские княжества находились под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Поэтому весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель - вотчин, а значит, и населения (к ним относятся князья Александр Ярославич, позднее Иван Калита). Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, центрами благотворительной деятельности монастыри. Наряду с этим существует и языческая форма помощи - «слепня», подаяние, которая в христианской морали интерпретируется как милостыня.
Таким образом, процесс христианизации в Древней Руси видоизменяет процесс помощи и взаимопомощи. Вместе с традиционными субъектами помощи появляются новые в лице княжеской власти и института церкви. Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития социальной политики в отношении субъектов, не связанных родовыми связями. Начиная с ХП в., на Руси появляются первые ростки будущего земства - братчины и братские союзы, ведущие свое начало с языческих «складских пиров». Эти самоуправляемые приходские организации заботились о церковных нуждах и оказывали постоянное попечение приходским больным, бедным, престарелым и увечным. Потребовалось несколько столетий, прежде чем они приняли характер земской организованной помощи, действующей уже на иных основаниях и принимающей во внимание не только религиозные аспекты, но и общественные интересы. С принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, но постепенно происходит отчуждение связей между князем и нуждающимися. Это произошло тогда, когда осозналась невозможность со стороны княжеской власти единолично осуществлять христианское социальное реформирование.
Институт церкви - носитель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. В этот исторический период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые несли в себе различные функции - от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. Тем самым философия помощи, виды поддержки несут в себе новые элементы общественной практики.
Заключение
Таким образом, завершая работу сделаем следующие выводы. Княжеское попечительство в средние века на Руси слабозащищенных слоев населения - нищих, убогих, вдов, сирот - явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Благотворительная деятельность русских князей - древнейшая форма общественного призрения (А. Стог). Нищелюбие носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиозно-нравственных побуждений» (Е. Максимов). В основе княжеского «нищелюбия» лежит классовый и политический характер действий, т. к. «нищелюбие» в зарождающемся классовом обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности (В. Горемыкина). В своем становлении и развитии княжеское попечительство претерпевают два основных этапа своего становления. На каждом из установленных этапов развития проблемы были выявлены определенные особенности. Так, первый этап связан с распространением христианства в Киевской Руси, начиная с момента крещения Владимира I и до второй половины XII в. и образованием удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточно-славянских земель. Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой общины) социальных связей; Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках; развитие княжеского нищелюбия.
Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Христианизация славянского мира, начавшаяся ранее указанного момента, оказала решающее влияние на всю жизнь общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи поддержки человека. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала других принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня. Для второго периода - со второй половины XII в. по XIII в. включительно характерно то, что благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения; происходит изменение положений в княжьем праве, князь становился хозяином-вотчинником своего удела; осложнением княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества; оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др. Княжеская помощь выражалась в защите монастырей и населенных пунктов от набегов, организации восстановления города, захоронении погибших от набегов (выполнение христианского долга и профилактика эпидемий).
Список литературы
1. Восточная Европа в древности и Средневековье: язычество, христианство, церковь. - М.: Институт российской истории РАН, 1995. - 92 с. 2. Дербин Е.Н. Институт княжеской власти на Руси IX - начала XIII века в дореволюционной отечественной историографии / Е.Н. Дербин. - Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2007. - 268 с. . Квеско Р.Б. История социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. - Томск: ТПУ, 2004. - 164 с. С. 27-35. . Костина Е.Ю. История социальной работы / Е.Ю. Костина. - Владивосток: ДГУ, 2004. - 110 с. . Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с. . Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с. . Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юрайт, 2011. - 905 с. защита помощь княжеский попечительство
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|