Естественное здоровье и эмоциональные раны 4 глава
Я опишу эти семь сегментов, начиная с верхней части тела, последовательно опускаясь вниз.
1. Глазной (окулярный) сегмент Располагается в верхней части головы. Включает в себя глаза, мышцы внутри и вокруг глазниц, лоб, макушку, боковые части головы, а также мышцы под затылочным краем скальпа в задней части головы – там, где череп соединяется с шеей.
2. Ротовой (оральный) сегмент Включает в себя всю область рта: губы, зубы, язык, челюсть и группу мышц, соединяющую нижнюю челюсть с задней частью шеи.
3. Шейный сегмент В состав третьего сегмента входят все мышцы шеи и горла. В райхианской терапии этот сегмент весьма важен, потому что через него проходит очень много энергии. В передней части горла располагаются мышцы, связанные с плачем, с выражением печали и боли; боковые мышцы связаны с удерживанием или выражением гнева; мышцы в задней части шеи имеют отношение к страху.
4. Грудной сегмент Грудной сегмент включает в себя грудную клетку, начиная от грудины до места соединения ребер с позвоночником в задней части тела. В него также входят все мышцы плеч, рук и кистей. Очевидно, что этот сегмент глубоко связан с нашим дыханием, а также с чувствами сердца.
5. Диафрагмальный сегмент Пятый сегмент включает в себя все мышцы диафрагмы, расположенной под легкими. Это куполообразная группа мышц, которая при вдохе опускается в брюшную полость, а при выдохе поднимается, помогая легким выпустить воздух. Этот сегмент также глубоко связан с дыханием и контролем над эмоциями.
6. Брюшной (абдоминальный) сегмент Брюшной сегмент включает в себя все мышцы брюшной полости и поясницы. В его состав также входит наш кишечник – место зарождения многих глубоких чувств.
7. Тазовый сегмент Этот последний сегмент включает в себя мышцы тазового дна, гениталии, анус, ягодицы, ноги и стопы. Это место связи нашего тела с землей.
Итак, эти семь мышечных сегментов кольцами окружают тело, образуя подобие трубки, и помогают проходить энергии, что напоминает нам червя в движении. Точно так же, как волна движения передается по сегментам червя и обеспечивает его продвижение в почве, волна энергии проводится через тело благодаря открытию и закрытию мышечных сегментов, сжимающихся в своем собственном ритме. Каждый сегмент, или кольцо мышц, действует подобно сфинктеру, например тому, что располагается вокруг ануса. Или подобно другим сфинктерам внутри пищеварительного тракта, которые открываются и закрываются, позволяя пище и продуктам выделения проходить в определенные моменты времени. Энергия – особенно эмоциональная энергия – проталкивается через все тело с помощью пульсации семи мышечных сегментов, и ощущения одной области становятся общим выражением всего организма. В теле маленького ребенка пока еще не сформировались хронические защитные шаблоны, и общее выражение происходит легко и естественно. Предположим, что ребенок сердится. Это чувство может зародиться у него в животе. Затем, благодаря пульсации мышечных сегментов, оно передается через грудную клетку к горлу, где находит звуковое выражение, и вырывается изо рта в виде яростного крика или плача. При этом ребенок может еще и наносить удары руками, лягаться, вовлечь в тотальную вспышку гнева все тело. Все сегменты мышц в теле ребенка сотрудничают с этой вспышкой гнева, помогая энергии двигаться, позволяя ей выражаться, способствуя высвобождению. Но если в этот момент ребенок слышит от одного из родителей угрожающее «замолчи!», возникает блок: горло, издававшее звуки, немедленно закрывается. Группа мышц в этом сегменте сжимается и входит в некий паралич, препятствуя голосовому выражению. Дыхание также либо прекращается, либо его глубина и частота значительно уменьшаются, чтобы остановить движения грудной клетки, благодаря которым энергия проталкивалась в горло. Одновременно создается напряжение в диафрагме и других мышцах, регулирующих дыхание ребенка.
Практикующему райхианскому терапевту очень важно понимать, что эта сдержанная остановленная энергия не растворяется в воздухе. Она может частично разрядиться в виде эмоции другого типа, например, слез, которые оказываются более приемлемыми для родителей. Но основной энергетический заряд застывает в самих мышцах в форме напряжения, и если такие ситуации повторяются, это напряжение затвердевает и становится хроническим – превращается в часть мускулатуры. Вот почему, прикасаясь к животу, диафрагме или груди клиента, я ощущаю – так же, как до меня это ощущал Райх, – что некоторые мышцы кажутся почти железными. Они стали твердыми, как сталь, именно для того, чтобы защитить человека от его окружения. Райх назвал это отвердение мышц «панцирем». По своей сути, это – сохраненное напряжение, заблокированная энергия, подавленные эмоции. Не все напряжения в теле являются панцирем. Некоторые связаны с чисто механическими факторами, например, с неудобной рабочей позой. Если человек целый день сидит за компьютером, согнувшись и ссутулив плечи, то в его шее, плечах, спине и верхней части торса появляется напряжение. Но многие, многие напряжения внутри нас связаны с эмоциями, и мы можем проследить историю этих напряжений до вызвавшей их детской травмы. Они составляют «панцирь», который мы несем. Мне нравится этот термин, потому что он очень точно отображает то состояние, в котором пребывает большинство приходящих ко мне людей. Подобно старинным рыцарям из средневековых историй, они надели доспехи для битвы и теперь не могут от них избавиться. Конечно, с помощью хорошего набора инструментов: гаечных ключей, пил и отверток – доспехи могут быть сняты, а находящийся в них человек – освобожден из своей тюрьмы. Но ситуация с мышечным панцирем гораздо сложнее. Он находится внутри нас, внутри самих мышц; он стал частью всей нашей энергетической системы и ее привычных шаблонов.
И, в отличие от доспехов, мышцы не мертвы. Они все еще живы. Сегменты все еще выполняют свою работу, пропуская энергию, только поток ее очень сильно уменьшен. Импульсы к выражению эмоций все еще присутствуют, но сдерживающее их напряжение обычно оказывается сильнее. Это приводит нас к пониманию одного важного момента: семь сегментов не просто блокируют поток энергии. При некоторых обстоятельствах они активно толкают ее в противоположном направлении. Такое противоположное движение называется «контрпульсацией». Чтобы понять, как она работает, давайте на мгновение вернемся к образу трубки, образованной кольцевыми сегментами. Представьте, что энергия в этой трубке нарастает и ищет возможности для экспрессивного высвобождения. Это могут быть слезы, это может быть гнев, это может быть также и выражение любви – но в любом случае энергия растет и движется. В естественном, здоровом организме все семь сегментов поддержат этот поток энергии и помогут ему высвободиться. Но в теле, заключенном в панцирь, энергия, нарастая, встретится со стеной напряжения. Так, в моем собственном случае, желание тянуться за любовью в детстве было остановлено, поэтому сейчас диафрагма и мышцы грудной клетки натренированы его сдерживать. О контрпульсации можно говорить, когда хотя бы одно из мышечных колец, окружающих нашу внутреннюю трубку, вместо ритмических сокращений, помогающих выражению, начинает двигать энергию в противоположном направлении, заталкивая ее обратно. Другими словами, это пульсация некой части, работающей против пульсации всего организма. Не удивительно, что при этом нарушается гармоничное течение энергии через тело. Вместо естественного, целостного выражения возникает разрыв. На биологическом и энергетическом уровнях контрпульсация отражает человеческую личность, разделившуюся против себя самой – некое шизофреническое расщепление между естественным импульсом к выражению и заученной реакцией его блокирования. В результате кольца в верхней части тела могут выражать одно чувство, в то время как нижние сегменты заявляют нечто совершенно противоположное. На уровне личности или мышления мы ощущаем смешанные чувства.
«Я хочу этого, боюсь последствий». «Я чувствую, что для меня это было бы прекрасно, но мне не следует этого делать». Такие двусмысленные послания создают двойные зажимы в течении нашей энергии. Мы легко можем почувствовать, что пойманы, что застряли между двумя противоположными импульсами, что мы не способны двигаться или выразить что-либо тотально. На первый взгляд, контрпульсация выглядит как что-то «плохое», потому что действует против естественного потока энергии. Но терапевту важно помнить, что контрпульсация – это тоже выражение способности к жизни. У нее есть позитивная цель. Первоначально она возникла из нашей детской инстинктивной разумности, из стремления лучшим из доступных способов защитить себя в критических ситуациях – например, не плакать, если за это наказывают. Практически, контрпульсация – это жизненная энергия, обернувшаяся против себя самой. «Решение» сдерживать энергию и эмоции возникает из умения оценивать, какое поведение является приемлемым, а какое – нет. Мы учимся этому на собственном опыте в детстве и юности, затем сдерживание становится привычным, а со временем и настолько автоматическим, что мы даже не замечаем, что делаем это. Очевиден тот факт, что у людей панцирь есть, а у животных – нет. Животные не умеют оценивать свое поведение. Они не сдерживают энергию или чувства. С точки зрения течения энергии, они живут простой, открытой жизнью, действуя, например, в соответствии с самым главным инстинктом – «бей или беги». Люди же, запутавшись в сложной паутине представлений о том, какие виды выражения эмоций социально приемлемы, постепенно наращивают бронированную систему защиты. В теле, защищенном панцирем, происходят два взаимосвязанных, но различных процесса. Во-первых, в повседневной жизни панцирь уменьшает поток энергии, и это очень характерное явление для современного общества – все находятся в более или менее одинаковом состоянии. Вы можете жить и функционировать, скажем, на уровне двадцати процентов от своих возможностей. И, занимаясь работой и повседневными делами, вы ничего не знаете о живущем в вас хроническом калечащем эффекте. Для вас двадцать процентов – «нормально». Это то, как было всегда, по крайней мере, во взрослой жизни. Во-вторых, панцирю в любой момент может потребоваться «перескочить на другую передачу» и создать контрпульсацию. Например, сегодня на работе ваш начальник начинает вести себя как последний идиот, и неожиданно вы чувствуете в солнечном сплетении жгучий гнев и импульс заорать: «Да пошел ты!..» Однако ваш проницательный ум немедленно информирует вас о последствиях, к которым приведет следование этому побуждению. Вероятнее всего, вы будете уволены, а прямо сейчас это плохой вариант. Лимит на ваших кредитных картах превышен, вы до сих пор не заплатили за квартиру, день рождения вашей подруги уже послезавтра, и вы нуждаетесь в каждом центе, который сможете заработать.
И когда поднимающаяся энергия гнева пробивает себе путь через вашу диафрагму и грудную клетку, стремясь быть выраженной, вашу финансовую ситуацию спасает шейный сегмент. Мышцы горла, как тиски, сжимают ваши голосовые связки, удушая брань, которой вы готовы были разразиться. Энергию затолкали обратно в трубку. Вы сохранили работу. Но вы заплатили суровую цену: ваша жизненная сила в очередной раз задушена. Возможно, здесь мне следует заметить, что, по мнению Чарльза Келли, панцирь не всегда представляет собой негативное явление. Келли утверждает, что панцирь может быть творчески использован для достижения долгосрочных целей за счет отказа от быстро достигаемого удовольствия. Работая с клиентом, я часто наблюдаю контрпульсацию в действии: волна выражения энергии начинает двигаться из нижних сегментов, наталкивается на стену панциря и, будучи не в состоянии двигаться вверх, разворачивается обратно. Существуют специальные упражнения, которые я использую для обучения студентов и которые помогают им увидеть, как происходит контрпульсация. Одно из упражнений выполняется в парах. Партнер, играющий роль клиента, ложится на матрас, сгибает колени и целиком ставит стопы на пол, принимая основную дыхательную позицию. Другой партнер, играя роль наблюдающего терапевта, садится рядом. Я приглашаю тех, кто лежит, мягко начать глубокую дыхательную пульсацию, наполняя легкие, расширяя грудную клетку и вдыхая воздух полностью до самого живота, а затем полностью его выдыхая. Через некоторое время я прошу их добавить движения телом в том же самом ритме, что и дыхание. При вдохе спина прогибается, а таз поворачивается назад, вдавливая копчик в матрас. Разворот таза назад создает пространство для энергии, поступающей со вдохом, и позволяет ей заполнять живот. При выдохе таз поворачивается вперед и вверх, делая движение, похожее на сексуальный толчок, так что копчик отрывается от матраса. Совершая поворот вперед, таз толкает волну энергии и дыхания обратно вдоль тела вверх и наружу через рот. Если тело разрешает прохождение такого пульсирующего потока, энергетическая волна движется и даже усиливается с увеличением интенсивности дыхания и движения. Но в теле, заключенном в панцирь, мы обнаружим следующее: по мере накопления заряда энергии некоторые группы мышц напрягаются и начинают активно сдерживать слишком большой заряд. Например, в тот момент, когда таз поворачивается вперед и энергия перемещается по телу вверх, мы можем заметить, что диафрагма начинает сжиматься, чтобы помешать энергии выйти через рот. С увеличением заряда энергии мышцы диафрагмы реагируют, становясь все более и более жесткими, и скоро вы видите контрпульсацию в действии, работающую в направлении, обратном естественному потоку. Диафрагма пытается затолкать волну обратно в живот. Контрпульсация напоминает рябь на тихой поверхности озера. Вы бросаете один камешек, и по озерной глади начинают разбегаться круги. Вы бросаете другой камень на некотором расстоянии от первого, и появляются новые круги. В некоторой точке две группы волн встречаются, ударяются друг о друга и посылают контрволну назад. Часть волны при этом продолжает двигаться в первоначальном направлении. То же самое происходит в организме человека. Например, диафрагма может пропустить некоторую часть энергии, и тогда, чтобы обеспечить блокирование и препятствовать выражению, начнет сжиматься горло. Часто диафрагма и горло работают в своих шаблонах сдерживания вместе, словно одна команда. Иногда для терапевта это выглядит так, как если бы вы схватили змею за середину ее туловища. Оба конца, голова и хвост, извиваются, но в том месте, где вы ее держите, змея неподвижна. Можно видеть, как похожим образом в организме человека энергия движется ниже и выше места, заключенного в панцирь, но в самом месте блока все застыло, как будто схваченное невидимой рукой. Я несколько раз упоминала о панцире на диафрагме и горле, потому что именно эти сегменты наиболее сильно контролируют выражение. Но это не единственные места, где возникает контрпульсация. Она может происходить где угодно, в любом из сегментов. Иногда во время описанного способа дыхания таз автоматически начинает направлять энергию в обратную сторону, двигаясь против естественной пульсации. Сам того не замечая, человек меняет порядок движения: теперь таз толкает вперед на вдохе и поворачивается назад на выдохе. Это явная контрпульсация в тазовом сегменте, который подсознательно говорит «нет» энергии и ее выражению. Это упражнение помогает людям, проходящим обучение, научиться распознавать контрпульсации – увидеть их в действии и понять их принцип еще до начала процесса снятия панциря. Это также хороший способ определить, где находится основная часть панциря, как тело удерживает и блокирует энергию. Однако, как и в большинстве научных дисциплин, практика сильно отличается от теории, и я не хочу создавать у вас впечатления, что работа с пульсацией дыхания, формулой оргазма и семью сегментами панциря представляет собой точную науку. Райхианская терапия не настолько очевидна и проста, как она представляется благодаря изложенным концепциям. Она в большей степени является искусством. Работая с клиентом, я использую базовые принципы, вынесенные мною из обучения и практики, но вместе с тем я действую спонтанно и интуитивно. У клиента могут наблюдаться несколько различных пульсаций и контрпульсаций, перемещающихся по телу, – я могу заметить сразу несколько разрывов в потоке энергии – и тогда вопрос заключается в том, чтобы понять, с чего начать, как решить эту головоломку, как снять напряжение, объединить энергию, исцелить организм. Это индивидуальный процесс, а не математическое уравнение. Что-то общее для всех, что не зависит ни от национальности, ни от культурных, этнических или религиозных предпосылок, существует, но все же каждый человек уникален. У каждого человеческого организма своя конфигурация панциря, у каждого клиента своя психология, своя жизненная история. Я надеюсь, что сейчас уже стало понятно, почему в конце предыдущей главы я заявила, что для возвращения человеческого организма в его естественное состояние целостности, здоровья и счастья требуется определенное количество интенсивных усилий. Нам нужно исправить нанесенные повреждения. Нам нужно избавиться от панциря, чтобы наша энергия могла течь свободно, чтобы можно было ощущать эмоции, чтобы можно было принимать свою сексуальность и наслаждаться ею. И, между прочим, мой тип панциря, который я до сих пор описывала – тот, что образовался как моя реакция на эмоциональную и физическую дистанцию с моим отцом, – это ничто по сравнению с тем, что испытывают многие люди в своем детстве. Физическое или сексуальное насилие, осуждение сексуальности, отрицание эмоций, жестокость, запугивание, манипуляция, издевательства, нехватка любви, пренебрежение, изоляция, брошенность… Все это оказывает влияние на мышечные сегменты и сохраняется в них как напряжение, заблокированная энергия и затвердевший панцирь, окружающий тело. Снятие этого панциря – многообещающий путь к личному освобождению, но, насколько я знаю, короткой дороги здесь не существует.
Глава 5 Пары чувств
Если вы разделите слово «emotion» (эмоция) на две составные части – «e» и «motion», то увидите, что первоначально оно было образовано из латинских корней, означающих движение наружу. Это определение хорошо соответствует райхианскому пониманию человеческих эмоций. В своей основе эмоции – это не что иное, как движение плазмы, волна энергии, проходящей через жидкое содержимое тела в стремлении к выражению и высвобождению. Настолько отстраненная точка зрения не имеет для нас большого значения, когда мы оплакиваем утраченного возлюбленного или злимся на какое-то обидное замечание. Но она, несомненно, помогает райхианскому терапевту понять механику восстановления здоровой пульсации в теле клиента, чтобы открыть двери к счастью, большей жизненности и хорошему самочувствию. Сам Райх проследил возникновение эмоций до их наиболее примитивной и базовой формы, выбрав в качестве примера одноклеточный организм, амебу. С помощью микроскопа он увидел, что плазма внутри клетки амебы вытягивается в направлении источника удовольствия и втягивается, отступая от источника боли. Это двустороннее движение, или, как Райху нравилось называть его, «двусторонняя эмоция протоплазмы». Стремление к удовольствию вызывает движение от ядра клетки к периферии, в то время как стремление избежать боли вызывает движение в противоположном направлении – сжатие от периферии к ядру. Райх считал, что эта базовая пульсация в двух направлениях присуща всем живым организмам и является первоосновой человеческого выражения: все мы хотим чувствовать удовольствие; все мы хотим избежать боли. Райх также указывал на то, что движение, являющееся средством выражения, есть неотъемлемое свойство живых организмов, отличающее их от остальной природы. Быть живым означает двигаться; двигаться означает выражать. Все это выглядит очевидным, но приводит к существенному выводу: нравится нам это или нет, но все мы – эмоциональные существа. Чувства – это часть комплекта, который называется «жизнь», а эмоциональное выражение этих чувств – естественное и необходимое движение нашей энергии. Если мы их душим, подавляем, то тем самым мы подавляем саму жизненную силу. С этой точки зрения нетрудно наблюдать основной конфликт, возникший между человеческой природой и нашим так называемым социально приемлемым поведением. В «передовых» обществах чем меньше человек проявляет свои эмоции, тем более цивилизованным его считают. Это напоминает мне о знаменитой «поджатой верхней губе» британцев, когда не показывать эмоции в моменты предельного стресса считалось вершиной проявления хороших манер и воспитанности. Я не помню названия книги, но точно помню, что там была цитата из дневника британской леди, оказавшейся в осажденном Лакнау во время Индийского мятежа в 1857 году: «Сегодня утром майор такой-то был обезглавлен пушечным ядром во время бритья». Таким был весь ее дневник: педантичное перечисление ужасов осады с жестким подавлением эмоций.
Мы, американцы, не настолько хороши в сокрытии эмоций, но общий подход остается тем же самым. Например, я помню, как мы шутили с сестрами о том, что все принадлежим к семье Хорошо. И что наша настоящая фамилия не Диллон, а Хорошо, потому что всякий раз, когда, здороваясь, мы спрашивали друг друга: «Как дела?» – ответом всегда было: «Хорошо!» Это американский стиль: выгляди хорошо, продолжай улыбаться и будь уверен, что все замечательно. И если за этот фасад с надписью «У меня все хорошо» начинают прокрадываться какие-нибудь нежелательные негативные эмоции, то для их нейтрализации всегда есть последняя производная прозака или валиума. Конечно, эти маленькие умные таблетки вместе с вашим страданием разрушат и вашу способность быть счастливым, но это та цена, которую люди в большинстве своем готовы заплатить за то, чтобы все по-прежнему было славно и в порядке. Эта позиция характерна не только для американцев и европейцев. Во всех высокоорганизованных культурах, в том числе в Японии, Китае, Египте и Индии, во все времена требовалось соблюдение строгих формальностей в социальном взаимодействии, и обычно запрещалось выражение чувств. Послание Райха ко всему миру заключается в том, что процесс развития цивилизации зашел слишком далеко в направлении контроля над эмоциями. За это приходится платить слишком высокую цену – производить людей-невротиков, не способных по-настоящему наслаждаться жизнью. Сегодня это особенно актуально. Благодаря развитию науки человек преуспел в создании комфортной жизни. Мир наполнен всевозможными техническими чудесами, которые облегчают труд и предоставляют самые разные формы досуга. Но происходящее параллельно с этим уничтожение жизненной силы почти лишило нас способности наслаждаться своими собственными достижениями. Мы должны восстановить свои эмоции, чтобы вновь обрести любовь к жизни. Следуя этой цели, Чарльз Келли взял за основу базовую райхианскую пульсацию «удовольствие – тревога» и разработал более сложную модель для работы с клиентами. Он обнаружил, что правильнее и полезнее рассматривать эмоции в терминах не одной, а трех «пар чувств». Вот эти три «пары чувств»:
ГНЕВ – ЛЮБОВЬ СТРАХ – ДОВЕРИЕ БОЛЬ – УДОВОЛЬСТВИЕ
Каждая из трех негативных эмоций: гнев, страх и боль – связана с различными аспектами пульсации. Гнев связан с движением наружу, от ядра к периферии. Страх связан с движением внутрь, от периферии к ядру. Боль связана с конвульсивным качеством энергетической разрядки, быстрым сжатием и последующим расслаблением мышц. Мы ощущаем это, когда смеемся, плачем, испытываем оргазм. Каждая из негативных эмоций, будучи блокированной, характерным способом удерживается в теле с помощью мышечных напряжений. Это позволяет опытному терапевту «читать» тело клиента и выявлять преобладающую блокируемую эмоцию. В определенной степени мы можем разделить людей на удерживающих гнев, удерживающих страх и удерживающих боль. Это помогает решить, с чего следует начать процесс высвобождения заблокированных эмоций и восстановления здоровой пульсации. Конечно, это не означает, что злятся только те, кто удерживает гнев. Внутри всех нас живет полный спектр эмоций. Эта классификация лишь обозначает, какая именно привычка сформировалась в человеке за многие годы и какой тип эмоций в основном блокируется. Три положительные эмоции также связаны с пульсацией. Любовь течет наружу к другим людям из ядра к периферии. Доверие – это форма восприимчивости, позволяющая окружающему миру проникать внутрь. Удовольствие – это состояние хорошего самочувствия, в которое вовлечен весь организм. Как мы увидим дальше, из того факта, что и негативные, и позитивные эмоции связаны с пульсацией, следуют важные выводы, потому что непонимание, существующее в отношении того, как обходиться с негативными эмоциями, непосредственно влияет также и на нашу способность ощущать положительные чувства.
Гнев – Любовь
Гнев – это энергия, текущая наружу. Ее высвобождение легко увидеть, наблюдая за тем, как развиваются ссоры, особенно между мужчинами. Вот, например, два парня в баре разговаривают о футболе. Один говорит, что «Сорок девятые из Сан-Франциско» – лучшая команда в мире, а другой, с отвращением фыркнув, отвечает: «В последнее время „Девятые“ выеденного яйца не стоят». Первый немедленно чувствует себя оскорбленным, впадает в ярость и бьет второго в челюсть. Начинается классическая пьяная драка. Гнев – это жесткое, взрывное и агрессивное выражение энергии – неожиданный выброс из ядра к периферии, – и поэтому в драке кулак, по сути, является не чем иным, как продолжением энергетического импульса, движущегося наружу. То же самое верно и для оружия. Когда в старом вестерне два ковбоя затевают ссору и «хватаются за стволы», сверкающие револьверы, равно как и пули, являются продолжением гневной энергии. Кстати, именно в Соединенных Штатах большое количество людей умирает от огнестрельных ран. Происходит это из-за наличия и доступности оружия, удлиняющего и усиливающего энергетический импульс гнева. Будучи цивилизованными людьми, мы с детства приучены не выражать гнев, и, вообще говоря, мы делаем все, что в наших силах, чтобы его сдержать. Такое усилие, мотивированное наилучшими побуждениями, вызывает в мышцах напряжение и затвердение. Панцирь гнева располагается на периферии тела, потому что энергия, которую остановили, двигалась наружу. У человека, сдерживающего гнев, обычно сильные кисти и руки с жесткими мышцами, его рот и челюсть почти всегда напряжены, а бочкообразная грудная клетка выступает так, как будто он бросает вызов всему миру. Кажется, что такие люди еле сдерживают свои эмоции; стоит вам нечаянно их толкнуть, или наступить им на ногу, или что-то не то сказать – и они немедленно взорвутся. Как я только что упомянула, социальное воспитание приучает нас блокировать гнев – за исключением особых ситуаций, таких как война. Но затруднение, вызываемое таким подходом, состоит в том, что он препятствует также и любви. Любовь – это мягкое, нежное, сочувствующее выражение нашей энергии, движущееся наружу. Несмотря на сильные различия, любовь и гнев движутся по одной и той же автостраде в одном и том же направлении – от ядра к периферии. Если один из аспектов направленного наружу выражения заблокирован, то, скорее всего, будет заблокирован и другой аспект. А любовь – это значительно более мягкое, более тонкое чувство. Оно не сможет проникнуть через жесткий слой хронического напряжения, сформированный привычкой блокировать гнев. Даже если глубоко в своем ядре вы стремитесь выразить любовь, стремитесь дотянуться до других в своем экспансивном движении, вам это не удастся. На шоссе пробка, движение заблокировано, ничто не может двигаться. Это классическая дилемма, созданная общественной моралью. От нас требуют, чтобы мы не злились, а вместо этого были бы любящими и сострадательными. Нас учат «любить ближнего своего», «подставлять другую щеку», совершенно не понимая и не учитывая вовлеченную в это динамику энергий. Подавлять гнев и одновременно быть любящим просто невозможно. Да, вы можете свести любовь к некоему представлению, к интеллектуальной концепции и притвориться, что вы любите других, что вы любите человечество, что вы заботитесь о бедных и обездоленных. Но реальная, теплая, искренняя любовь – это живая энергия, которая нуждается в движении и выражении, и если путь для выражения заблокирован закованным в панцирь телом, то она никогда не сможет дойти до другого человека. Чтобы начала течь любовь, гнев должен быть выражен и высвобожден. Из-за безграмотного воспитания люди не знают, что делать с гневом, в то время как решение очень простое: гнев нужно просто выбросить, выплеснуть из себя – это единственный выход. Это направленная наружу волна энергии, которую нужно выразить и разрядить. Конечно, это не означает, что мы должны начать орать друг на друга, ввязываться в драки и носить с собой револьверы. Есть безопасные, разумные способы выражения гнева, не причиняющие вреда другим. Мы можем запереться в комнате, взять подушку и с размаху впечатать ее в пол или избить ее кулаками. Мы можем сделать медитационную технику, способствующую эмоциональному выражению, – например, Динамику. Мы можем кричать, когда мы одни в машине с поднятыми стеклами – хотя для этого требуются определенная осторожность и бдительность, чтобы не попасть в аварию (лучше сначала припарковаться).
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|