Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественное здоровье и эмоциональные раны 6 глава




Наша социальная обусловленность учит нас держаться подальше от таза, потому что там обитает много так называемых опасных побуждений и чувств. Наиболее явное из них – это, конечно же, наша сексуальность.

Королю рок-н-ролла не зря было дано прозвище «Elvis the Pelvis» («Элвис-таз»). И не случайно, когда он впервые появился на главном телеканале США – в общенациональном «Шоу Эда Салливана», его было разрешено показывать только выше талии. Сексуальная харизма буквально сочилась из Пресли, когда тот, вращая бедрами, рычал в микрофон, и консервативный американский истэблишмент беспокоился о том, что это может повлиять на неокрепшие умы подростков.

Секс – основной источник нашей жизненности.

В индийской системе чакр сексуальный центр – это первый из семи энергетических центров, образующих вертикальную лестницу, которая поднимается от дна таза до макушки головы. Этот центр функционирует как своеобразная насосная станция, распределяющая энергию по всей системе. Кроме того, первая чакра – это не только место, где обитает наша сексуальность. Она также отвечает за физическое тело и грубую животную энергию внутри нас. Все эти энергии необходимы для нашего хорошего самочувствия и ощущения живости.

Итак, я приглашаю участников начать знакомиться с этой областью, потряхивая бедрами, потряхивая ягодицами, чувствуя, как вместе со всем прочим трясутся и их гениталии. Я призываю их издавать звуки, начав ощущать первобытную, животную энергию.

В главе 4 я описала упражнение, помогающее почувствовать движение энергии через 7 сегментов. В нем участники, лежа на матрасах, глубоко дышат в живот, одновременно покачивая тазом вперед и назад, чтобы вызвать волну энергии. Разогревающая версия этого упражнения весьма эффективна для пробуждения энергии в области первой чакры. Я приглашаю людей встать в круг, поставить ноги на ширину плеч, дышать через рот и использовать то же самое покачивание, чтобы стимулировать область таза. На вдохе позвоночник прогибается назад, а таз отводится назад и вверх. На выдохе таз падает вниз и вперед, совершая толкающее движение. Так устанавливается ритмичное покачивание тазом назад и вперед – в точности такое же движение, как при занятии сексом.

Я прошу участников «дышать в таз» так, как будто каждый вдох проходит по всему телу вниз до самых бедер, а на выдохе издавать низкий рычащий звук, похожий на «ха», ощущая, как этот звук вибрирует внутри таза. Таким образом, мы одновременно используем дыхание, движение, визуализацию и звук, чтобы наполнить область таза энергией.

После того, как все освоили это покачивание, я добавляю к нему движение рук. На звуке «ха» руки выбрасываются вперед, как бы помогая выталкивать воздух и подчеркивая энергичный толчок бедрами. Далее я прошу участников установить контакт глазами с кем-нибудь напротив и продолжать покачивать тазом в одном ритме, дышать, издавая в унисон звук «Ха… ха… ха…»

В такой ситуации участники не могут не начать демонстрировать друг другу свою грубую животную энергию. Я предлагаю им насладиться новыми ощущениями, позволить себе быть увиденными другими людьми в проявлении своей жизненности и даже сексуальности. Сделанное игриво и несерьезно, это может стать освобождающим и вдохновляющим переживанием. Любой стыд или смущение, окружающие сексуальность, обычно улетучиваются, когда в подобное упражнение вовлекается целая группа.

Здесь я хочу затронуть важную и широко обсуждаемую тему: что предпочтительнее – индивидуальная терапия или групповая динамика. Подобно Фрейду, Юнгу и другим основателям психологических школ, Райх работал со своими клиентами один на один. Традиционные райхианцы по-прежнему продолжают работать таким образом, однако мой наставник Чарльз Келли отошел от старой школы и на основе базовых принципов Райха разработал групповые структуры.

В этом он не был одинок. После Второй мировой войны целое поколение передовых психологов обратилось к групповому процессу как к способу работы с индивидуальными проблемами на коллективной основе. В 1951 году Курт Левин, психолог немецкого происхождения, занимавшийся исследованиями в Массачусетском институте технологии в Бостоне, впервые заявил: «Легче изменять личности людей, сформировав из них группу, нежели работая с ними по отдельности».

Заявление Левина вызвало такую дискуссию между психологами, психиатрами и психотерапевтами, которая даже спустя полстолетия остается незавершенной, и я не думаю, что когда-нибудь согласие будет достигнуто. Но его слова открыли двери новому направлению работы с людьми.

Каждый из первооткрывателей использовал свои методы групповой динамики. Фриц Перлз, например, применяя свою технику гештальта в условиях группы, был склонен работать с каждым из участников по очереди, в то время как остальные молча наблюдали.

Предложенный Дж. Л. Морено новаторский метод психодрамы, когда участники разыгрывают соответствующие события своей жизни вместо того, чтобы просто рассказывать о них, требует гораздо большего взаимодействия между членами группы.

В группах-столкновениях (encounter) и группах-марафонах, которые в 60-е и 70-е годы приобрели популярность в Эсаленском институте, также большое значение придается взаимодействию – по сути, оно и определяет их функционирование.

Келли создал свою собственную смесь, разработав упражнения, в которых мог принять участие каждый, и использовал в них групповую динамику для пробуждения энергии. После этих упражнений он переходил к индивидуальным сессиям, в которых применялись классические райхианские техники дыхания и движения – я уже рассказывала о них в главе 3.

С моей точки зрения, райхианская работа особенно хорошо подходит для групп. Конечно, каждый человек может считать свои проблемы уникальными, но все мы имеем эмоциональные нарушения и подавляем пульсацию. Это объединяет нас – и само по себе весьма существенно. Нас всех заставляли сдерживаться, у всех нас есть панцирь, и все мы можем использовать одни и те же базовые принципы дыхания и движения, чтобы вернуть себе свою энергию и восстановить в теле здоровую пульсацию.

По моему опыту, групповая динамика ускоряет темп, в котором участники могут проходить через райхианский процесс, особенно на начальной стадии подготовки тела и раскрутки энергии. Мы все несем в себе стыд, связанный с нашей сексуальностью. И мы можем рассматривать этот факт как очень серьезную и деликатную проблему, для решения которой может потребоваться длинная серия сеансов у психоаналитика. Или же мы можем все вместе стоять здесь, храбро и в то же время игриво издавая эти рычащие звуки «ха!», без стыда делая сексуальные движения бедрами, глядя друг другу в глаза и ощущая свободу и расслабление от того, что мы позволили себе открыто проявить сексуальность.

Я советую участникам группы наслаждаться этим упражнением, действительно позволить своей жизненности проявляться через глаза, открываясь собственной естественной энергии. Эффект очевиден: люди «заводят», подзадоривают друг друга, движутся на коллективной волне энергии, наслаждаются игрой. Контакт глазами играет здесь ключевую роль, потому что помогает участникам оставаться присутствующими и активно связанными энергетически. Я использую контакт глазами с самого начала моих сессий, и в следующей главе я расскажу об этом подробнее.

Разогревающую серию продолжает похожее упражнение, которое пробуждает энергию в области грудной клетки. Оно называется «Дыхание через руки».

Два человека становятся лицом друг к другу, согнув локти, – достаточно близко, чтобы их ладони соприкасались. И начинают дышать через открытый рот в одном и том же ритме: на выдохе правая рука движется вперед, а левая рука – назад; на вдохе левая рука движется вперед, а правая – назад. На выдохе они громко произносят звук «Ха!» таким образом, чтобы он резонировал в сердце и области груди. Сохраняя контакт глазами, партнеры постепенно ускоряют темп дыхания, движений рук и звуков. Упражнение становится все более активным, наполняя энергией и раскрывая грудную клетку.

Такое упражнение может оказаться вызовом, потому что одни участники могут быть значительно сильнее других. Поэтому я приглашаю всех также обращать внимание на то, становится ли упражнение больше похожим на противоборство сил или же на синхронное гармоничное любовное взаимодействие двух встретившихся энергий.

Иногда я управляю темпом, предлагая участникам увеличить скорость или замедлиться. И через 5–10 минут – остановиться, поблагодарить своего партнера и продолжить исследование «Дыхания через руки» с кем-то другим.

В ходе процесса подготовки тела я также уделяю время тому, чтобы ознакомить участников с пульсацией дыхания, как это описано в главе 2, и с понятием «полой трубки», проходящей через центр тела от горла до нижней части живота.

Я также демонстрирую основную дыхательную позицию, упомянутую в главе 3, когда человек лежит спиной на матрасе, согнув колени и поставив стопы всей плоскостью на пол.

Участники удобно устраиваются в этой позиции и под моим руководством начинают исследовать различные области груди и живота, в которые они могут дышать. Обычно наше дыхание происходит настолько автоматически, что мы никогда не уделяем времени тому, чтобы реально почувствовать, какие части тела участвуют в поступлении воздуха внутрь и его движении наружу.

Я приглашаю участников дышать так, чтобы дыхание проходило в живот, доходя до самого дна полой трубки, одновременно с этим мягко постукивая по животу кончиками пальцев. Как я уже говорила, энергия следует за осознанием, и легкое постукивание пальцами помогает людям сосредоточить внимание на животе и привнести энергию в эту область. Это также позволяет им обнаружить и осознать напряжение в мышцах живота.

Подобным образом мы перемещаемся вдоль тела вверх, от живота к диафрагме и груди, дыша и осознавая эти места.

Когда дыхание сочетается с сосредоточением внимания на теле, начинают проявляться многие разнообразные ощущения. Участники могут чувствовать сжатие, напряжение, боль, давление, груз, ощущение пребывания в клетке, одеревенелость или окаменелость.

Эти физические ощущения легко переходят в эмоции.

Например, кто-то может начать чувствовать беспричинную грусть – просто начав дышать, он неожиданно ощущает, как по щекам струятся слезы. Кто-то другой может почувствовать тяжесть в области сердца или, может быть, сжатие в горле – ощущения, которые мы испытываем перед тем, как начать плакать.

Еще кто-нибудь может начать чувствовать раздражение, которое, если мы будем оставаться с дыханием достаточно долго, может перерасти в гнев, или неудовлетворенность, или ощущение, что что-то хочет вырваться наружу.

Такое вслушивание в себя я иногда называю «базовым дыханием». Оно позволяет обучить участников тому методу, который мы будем использовать, и показать им путь, по которому мы снова и снова будем проходить, возвращаясь в тело.

Заключительное упражнение по подготовке тела к процессу снятия панциря является самым интенсивным. Возможно, именно в этой части моих сессий и обучающих тренингов требуется наибольшая физическая подготовка участников.

Я называю это упражнение «Брыкательной серией» (Kicking series). Оно включает в себя сильные энергичные движения тела: толчки ног, удары руками, мотание головой, изгибание позвоночника – все это для того, чтобы бросить вызов слоям панциря, растрясти устоявшиеся механизмы контроля, существующие внутри тела в виде напряжений. В некотором смысле, мы ввергаем тело в хаос, чтобы позже навести в нем порядок.

Сначала я прошу участников найти себе партнера. Один партнер, которого я буду называть «клиентом», ложится спиной на матрас, приняв основную дыхательную позицию. Он будет проходить эту серию первым. Второй, «помощник», садится рядом для поддержки.

Сначала клиенты в течение 10-ти минут глубоко дышат, чтобы накопить в теле заряд энергии, а затем под моим руководством приступают к первому упражнению: ударам тазом о матрас. Они поднимают таз и ударяют им по матрасу снова и снова, одновременно глядя на помощника. Матрасы сделаны из толстой резины и поролона, поэтому участники не могут травмироваться.

После нескольких минут активности клиенты немного отдыхают, а затем повторяют удары тазом. В периоды отдыха между упражнениями я всегда приглашаю клиентов установить контакт глазами со своими партнерами, чтобы почувствовать себя заземленными в настоящем моменте и не поддаться соблазну «улететь» из тела.

Вторая часть упражнения связана с ударами ногами. Я прошу участников взяться руками за боковые края матраса и наносить удары ногами, впечатывая стопы в матрас. Ноги согнуты, колени попеременно поднимаются к груди, и затем стопы ударяют по матрасу – одна, другая, одна, другая.

Одновременно с ударами я предлагаю участникам поворачивать голову из стороны в сторону и кричать: «Нет!»

Конечно, у многих людей при этом «включаются» чувства, потому что они всю жизнь подавляли свое «нет». В детстве и даже во взрослом возрасте они старались быть хорошими мальчиками, хорошими девочками… милыми и вежливыми со всеми, кто их окружал.

Некоторые люди действительно наслаждаются силой выражения ясного и определенного «нет», в то время как на других это производит противоположное действие – их может охватить беспомощность или слабость.

Во время таких движений их тела начинает заклинивать. Инструкция состоит в том, чтобы мотать головой из стороны в сторону, но иногда возникшее напряжение бывает настолько сильным, что мышцы шеи становятся совершенно твердыми и не дают голове поворачиваться. Вся область вокруг шеи и плеч становится очень зажатой.

Это может вызвать чувство слабости: «Я не могу это сделать!» – а некоторые просто начинают рыдать. В такой реакции нет ничего неправильного, поскольку не существует такого понятия, как «правильный» эмоциональный отклик на упражнение.

Через несколько минут я прошу участников остановиться, отдохнуть, затем снова начать глубоко дышать, чтобы подготовиться к следующей стадии.

Я предлагаю много различных ударов ногами и движений тазом, чтобы заставить энергию двигаться и выражаться через ноги. Удары ногами обладают огромной мощью, и мы можем воспользоваться этим, чтобы заново открыть для себя то, как тело естественно поддерживает наши эмоции.

Например, на одной из стадий участники совершают отталкивающие от себя удары ногами. Как будто сбрасывая кого-то с матраса, они сопровождают это фразами вроде: «Оставь меня в покое!», «Убирайся!», «Пошел вон!»

Я поддерживаю каждую стадию громкой музыкой, чтобы создать звуковой фон, помогающий людям кричать и вопить, не сдерживаясь, а также – когда громкость уменьшается – сообщающий о том, что они могут успокоиться и отдохнуть.

Эти стадии – напряженные, но короткие – перемежаются периодами отдыха, поэтому любой, чье здоровье в пределах нормы, способен их пройти.

Затем мы переходим к рукам. Я прошу клиентов сжать руки в кулаки, поднять их над головой и начать как можно сильнее бить ими по матрасу, выпуская на свободу все те движения, которые мы подавили, когда хотели кого-то ударить, но вместо этого сдержали свою энергию.

Я также призываю людей показывать зубы, потому что зубы и ногти очень агрессивны. Конечно, цивилизованные люди не разрывают вещи в клочья зубами и когтями, но этот импульс возникает внутри нас, когда гнев становится действительно неистовым.

Я не буду описывать все стадии этого упражнения, но общая цель очевидна: ослабить механизмы контроля, сдерживающие наши эмоции, механизмы, которые мы вырабатывали по мере того, как процесс социального обуславливания пускал внутри нас свои корни. Эти механизмы ограничивают нашу способность чувствовать и выражать себя, и «Брыкательная серия» служит для того, чтобы погромыхать прутьями клетки, расшатать ее, привести всю систему панциря в состояние хаоса. Как я уже говорила, это упражнение требует физических усилий, но вместе с тем является очень эффективным.

Обычно я заканчиваю эту серию полномасштабным «Приступом ярости», во время которого, как это бывает у взбешенного ребенка, все тело участвует в выражении эмоций: руки колотят, ноги лягаются, позвоночник извивается, а голова мотается из стороны в сторону.

После завершения серии мы делаем перерыв, а затем это упражнение выполняют помощники, а их партнеры обеспечивают поддержку.

В конце дня, наполненного интенсивными физическими упражнениями, я приглашаю участников поделиться своими переживаниями. Многие чувствуют себя разваливающимися на куски, ощущают внутри некий хаос – как эмоционально, так и энергетически – из-за того, что их механизмы контроля были расстроены, поколеблены. Некоторые люди чувствуют тошноту, другие дезориентированы.

Моя задача состоит в том, чтобы их успокоить и убедить в том, что это – первый и необходимый шаг в процессе снятия панциря.

Чтобы разрушить энергетические блоки, нужны решительные усилия. И тогда жизненная сила сможет вновь течь свободно, находя новые способы для своего выражения.

 

Глава 7

Снятие маски с лица

 

Часть 1: глаза

 

В Древней Греции актеры, выходившие на сцену чудесных амфитеатров, высеченных в каменных склонах горы, всегда надевали маски, изображавшие представляемые ими характеры. Через эти маски они разговаривали, и слово «персона» первоначально обозначало «тот, кто говорит через маску».

Этот термин прошел через века, постепенно меняя свое значение. Первоначально указывая на маску, он стал применяться к актеру – выражение «персонажи пьесы» все еще используется для обозначения актерского состава, – а затем расширился до общего наименования, означающего любого человека – любую «персону».

Сегодня мы используем слова «персона», «личность» для описания характера человека. То, что первоначально эти слова обозначали маску, закрывающую лицо, очень показательно – именно в этом, в сущности, и состоит функция личности.

Личность – это образ, который мы преподносим другим людям и всему миру, и выражается она главным образом через лицо.

Наш образ может выражаться и через тело, и посредством одежды, которую мы носим, и машины, которую мы водим, и прочих вещей, но в основном именно лицо – взгляд, мимика, манера говорить – сообщает о том, что за личность мы собой представляем.

Вначале, в давние первобытные времена, между тем, что мы чувствовали внутри, и тем, что выражало лицо, не существовало никакой разницы.

Как и любая другая часть тела, лицо досталось нам от наших предков-животных, а животные выражают себя просто и искренне, без мыслей, контроля или цензуры.

По мере того как мы становились более цивилизованными и начали жить вместе в более крупных сообществах, наше внешнее выражение постепенно стало сдерживаться сотрудничеством, компромиссами, возникающими обычаями и табу. Мы научились быть фальшивыми, приспосабливать свое поведение, чтобы получать от общества то, что нам нужно, и эта привычка к расчетливости действует и поныне.

Поэтому неудивительно, что в мышцах лица, головы и шеи скапливается очень много напряжения. Мы постоянно стремимся контролировать лицо, вырабатывать правильную социальную маску и удерживать ее на месте, показывая то, что приемлемо, и скрывая остальное.

Существует много выражений, указывающих на важность лица в социальном взаимодействии. В Японии, например, публичный конфуз или унижение буквально описывается как «потеря лица» – фраза, которая явно подразумевает, что лицо – это маска, которая в любой момент может соскользнуть.

Почти во всех культурах имеется выражение «двуличный человек», обозначающее того, кто не заслуживает доверия, кто может с искренним видом обманывать людей.

В Америке из игры в карты к нам пришло выражение «лицо игрока в покер» (pockerface), означающее, что вы не проявляете никаких эмоций.

К примеру, вы уже два часа как играете в покер, неизменно проигрывая, и вдруг вам на руки приходит потрясающая карта. Вам хочется улыбнуться, рассмеяться, завопить от радости, исполнить танец на столе, но вы не показываете ничего – не проявляете своих подлинных чувств, – потому что вам нужно, чтобы другие игроки поставили на кон кучу денег и проиграли. И ваше лицо остается ничего не выражающим.

Подобное происходит и в голливудских фильмах, где полно сцен, в которых герой в самых критических обстоятельствах способен оставаться невозмутимым и сохранять на лице бесстрастное выражение, обманывая злодея и спасаясь в самой невообразимой ситуации.

 

Я уже упоминала знаменитую британскую «поджатую верхнюю губу» – прямое указание на конкретную область лица для обозначения безэмоционального отношения.

Это напоминает мне случай, произошедший незадолго до Второй мировой войны, когда британский министр иностранных дел сэр Энтони Иден прилетел в Рим, чтобы встретиться с итальянским фашистским диктатором Бенито Муссолини.

Желая произвести на Идена впечатление своей властью, напыщенный Муссолини, драматично указав на кнопку, расположенную на его столе, громко заявил: «Чтобы начать следующую войну, мне нужно лишь нажать эту кнопку!»

С бесстрастным выражением лица Иден холодно заметил: «Как это неудобно, если вам нужна просто чашка чаю».

 

Вообще говоря, итальянцы более экспрессивны, чем британцы; однако это не означает, что панцирь у них меньше. Эмоция, демонстрируемая латинским темпераментом, может не быть подлинным отражением того, что происходит внутри человека. И в этом случае фальшивый образ, предъявляемый миру, будет вызывать такое же напряжение в мышечных сегментах, как и полное сдерживание эмоций.

В жизни мы обычно показываем одно лицо своему возлюбленному, другое – коллегам на работе, третье – своим детям.

Лицо может принимать множество выражений; мы учимся приспосабливать мышцы так, чтобы демонстрировать что-то правильное для данного случая – это становится настолько укоренившейся привычкой, что мы даже не задумываемся об этом.

Именно на лице располагается большинство наших органов чувств: глаза, уши, нос, язык, – и именно здесь мы с помощью зрения, слуха, обоняния и вкуса собираем информацию об окружающем нас мире. Это наша граница, наш предел, где мы лицом к лицу взаимодействуем с окружением, внешним миром, и где мы устанавливаем нашу первую линию обороны.

С энергетической точки зрения, это также дверь, через которую мы можем пригласить мир к себе внутрь или позволить другому человеку стать близким, пройдя через наши защитные сооружения. Здесь мы определяем, безопасно ли открыться к окружающим или лучше остаться закрытым.

Как я рассказывала в главе 4, Райх разделил голову и лицо на два сегмента: глазной (окулярный) и ротовой (оральный). Расположенный между ними нос весьма напоминает мост, так как его верхняя половина больше связана с глазами, а нижняя – со ртом.

Глазной сегмент – это первый сегмент, с которого начинается процесс снятия панциря. Он включает в себя мышцы вокруг глаз, лоб, брови, верхнюю, боковую и заднюю части головы, спинку носа и верхние части щек. В него также входят мышцы шеи, расположенные непосредственно под затылочной частью черепа.

Вся эта область представляет собой канал для энергии, движущейся в тело и из него. Здесь особенно важны глаза – говорят, что через глаза входит и выходит восемьдесят процентов нашей энергии.

Все наши чувства могут быть выражены через глаза, и подобным же образом в глазах они могут быть и заблокированы. По сути, любое место в теле, через которое входит или выходит энергия, потенциально является местом, где энергию можно заблокировать. Другие такие места – это рот, нос, уши, кисти, стопы, гениталии и анус.

Дети естественным образом открыты и уязвимы для энергетического и эмоционального воздействия извне. Когда ребенка окружает атмосфера любви, созданная заботливыми родителями, он зрительно и энергетически вбирает в себя все эти впечатления широко открытыми и доверяющими глазами. Когда же ребенок оказывается между кричащими, ссорящимися родителями, то бессознательно начинает блокировать эту насильственную энергию, не впуская ее внутрь, особенно через зрение, потому что ни один ребенок не желает видеть, что вокруг него происходят подобные вещи.

Блокирование в области глаз часто принимает форму близорукости, которая может быть связана с напряжением, вызванным страхом. Мой учитель Чарльз Келли, который является также и преподавателем методики улучшения зрения по Бейтсу, посредством снятия напряжения глазных мышц фактически вылечил у себя близорукость. Он разработал для этого техники, которые я включила в свою работу. В напряженных мышцах вокруг глаз заключены подавленные эмоции. Когда чувства пробуждаются и начинают высвобождаться, изливаясь из глаз, их пробуждение приносит зрению новую ясность.

Ясное зрение включает в себя не только глаза физические, но и глаза понимания и интуиции. Физические глаза могут видеть замечательно, в то время как на более тонком энергетическом или интуитивном уровне может быть почти полная слепота.

Способность к «внутреннему зрению» очень важна в терапевтической работе. Человек может испытывать самые разнообразные переживания, у него могут высвободиться всевозможные эмоции, но без способности постичь их значение в контексте собственной жизни все это останется напрасным упражнением. Те же самые старые механизмы будут снова и снова продолжать накапливать напряжение.

Поэтому как при работе в группах, так и на индивидуальных сессиях работа заключается не только в том, чтобы выполнить серию упражнений. С самого начала я делаю акцент на понимании – почему мы делаем то, что мы делаем, – а также помогаю людям развивать чувствительность к своим собственным переживаниям, к своему внутреннему радару, который сообщает им о том, что происходит на уровне чувств.

Это похоже на возвращение к состоянию доверия самому себе.

Однажды я услышала, как Ошо сказал, что все дети рождаются с «внутренними детекторами чепухи». Иными словами, они инстинктивно знают, когда взрослые говорят ерунду или делают что-то неуместное. Нам просто нужно восстановить это ценное качество прямого «видения» того, что для нас хорошо и правильно.

Работа с глазным сегментом подобна снятию крышки с котелка. Она открывает доступ к каналу для прохождения энергии вниз, во все остальное тело. Через глаза энергия может войти в нас и затронуть любой из нижних сегментов. И точно так же энергия может подняться из любого центра и выразиться, выйти наружу.

Глаза – это точка, через которую энергия, двигаясь в том или ином направлении, входит в энергетическую систему или же покидает ее.

Поскольку работа по освобождению тела от панциря проводится сверху вниз и от поверхностных слоев чувств к более глубоким, расположенным ближе к ядру, мы всегда начинаем снятие панциря с глазного сегмента.

Существует большое количество упражнений, которые я провожу, чтобы расслабить глазные мышцы, освободить механизмы сдерживания и высвободить сосредоточенное здесь напряжение.

 

Контакт глазами

 

С самого начала групповой терапии или серии индивидуальных сессий при подготовке тела к снятию панциря я привлекаю внимание людей к их глазам.

Включив в начале сессии танцевальную музыку, я прошу участников во время танца смотреть друг на друга, смотреть, кто здесь есть, с кем они будут в течение последующих нескольких дней заниматься исследованиями. Это – первый шаг: ненавязчиво войти в контакт, танцуя и двигаясь вместе.

Когда музыка заканчивается, я прошу участников установить зрительный контакт, для чего приглашаю их встать друг напротив друга, глядя партнеру в глаза.

Многие люди при этом ощущают неловкость, потому что обычно мы не смотрим в глаза другому человеку дольше 2–3 секунд – более долгий взгляд считается невежливым или назойливым.

Кроме того, уклонение от контакта глазами с другим человеком является способом избегать самих себя – избегать чувств, которые могут легко начать подниматься, когда мы стоим лицом к лицу. Мы действуем как катализаторы, «включая» друг друга. Чем дольше мы смотрим в глаза другому человеку, тем заметнее становятся наши собственные чувства – не только ему, но и нам самим.

Это может вызывать страх.

Все наши усилия по подавлению эмоций направлены на то, чтобы скрыть подлинные чувства или продемонстрировать что-то поддельное и фальшивое – то, что удержит людей на безопасном расстоянии.

Естественно, что в упражнении, подобном этому, люди очень часто ощущают испуг или опасность. Например, может возникнуть ощущение влечения, когда люди вдруг понимают: «О, он мне нравится». Это влечение начинает проявляться во взгляде, но прошлый опыт научил их не показывать подобные чувства. Такое может происходить из-за страха быть отвергнутым или из-за социального воспитания и культурных воззрений.

Еще в этом упражнении становится очевидным то, что некоторые люди просто не могут смотреть кому-либо прямо в глаза. Они смотрят на нос, они смотрят на брови, над головой… куда угодно – только не в глаза. Некоторые, чтобы избежать контакта, «улетают». Кажется, что они смотрят вам в глаза, но внутри они отсоединены, и через некоторое время вы понимаете, что «никого нет дома» – на самом деле на вас никто не смотрит. Кто-то просто закрывает глаза, принимая тот факт, что не может встретиться взглядом с другим человеком.

У тех же, кто продолжает смотреть, это упражнение провоцирует разные чувства и эмоции. Некоторые участники начинают плакать, просто глядя в глаза другому человеку и переживая присутствие смотрящего навстречу человеческого существа. Сердца людей оказываются затронутыми, когда они вдруг начинают чувствовать общее, человеческое во всех нас – то, что глубоко внутри мы все одинаковые: хрупкие, застенчивые, уязвимые. Само признание того, что «это – другой человек, который на меня смотрит», может неожиданно затронуть множество чувств.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...