Изучение курса предполагает овладение навыками эффективного управления изменениями в органах государственного и муниципального управления. Обучающийся должен получить возможность приобрести навыки самостоятельного выбора оптимальных моделей и методик управления изменениями. Умение оперативного составления и использования системы критерев эффективности управленческих действий на территории конкретных региональных и муниципальных образований. Готовность к постоянному диалогу и взаимодействию с представителями всех субъектов социальной политики. Владение информацией о состоянии новейших международных и отечественных социальных стандартов, административных процедур и реглентов; умение применять эти знания в процессе управленческих действий в органах государственного и муниципального управления.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Таблица 1.
Компетенции, приобретаемые в процессе изучения курса
Код Компетенции
Содержание компетенции
Результаты освоения ОП ВО
ОК-2
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Знать:
З.1 – систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества;
З.2 - правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности
З.3- институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом, государством;
З.4 - основные тенденции развития государственного и муниципального управления; основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии
Уметь:
У.1- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
У.2 – анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;
У. 3 осуществлять сравнительный анализ - современного и исторического опыта государственного управления
Владеть:
В.1 – навыками системного и комплексного подхода к анализу проблем общества
В. 2 - навыками ретроспективного анализа.
ОК-3
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
Знать:
З.1 – закономерности развития национальной экономики;
З.2 - структуру экономической системы страны
Уметь:
У.1 – анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами;
У.2 – находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в текущих экономических проблемах
Владеть:
В.1 – научной терминологией в рамках дисциплины;
В. 2 - навыками самостоятельной работы по поиску и обработке информации, касающейся понимания текущей экономической ситуации
ОК-4
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
Знать:
3.1 - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
Уметь:
У.1 - ориентироваться в системе законов и норм права; актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
Владеть:
В.1 - навыками работы с правовыми актами
ОК-6
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Знать:
З.1 - основные понятия и категории, закономерности развития общества и личности;
З.2 - основные методы и средства познания индивидуально- психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных характеристик личности и группы.
Уметь:
У1 – применять понятийно- категориальный аппарат, основные законы психологии в профессиональной деятельности;
У2 - применять методы исследования и оценки психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы для решения профессиональных задач.
Владеть:
В1 - технологиями развития индивидуально-психологических,личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы в профессиональной сфере
ПК-15
умение вести делопроизводство и документооборот в ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научно-исследовательских и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях
Знать:
З.1 - структуру службы ДОУ, обязанности, права, ответственность ее работников.
З.2 - типовой состав систем документации учреждений любой организационно-правовой формы;
З.3 - правила составления и оформления документов;
З.4 - критерии и принципы определения научно-исторической и практической ценности документов;
З.5- порядок организации документов в комплексы.
Уметь:
У.1 - оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов;
У.2 - внедрять унифицированные формы документов;
У.3 - определять историческую и практическую ценность документов.
Владеть:
В.1 - навыками ведения документооборота в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
В.2 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита;
В.3 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита.
ПК-18
способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно
исполнять служебные (трудовые) обязанности
Знать:
З.1- место, роль кадровой политики в систему государственного и муниципального управления, ее технологию формирования и реализации;
З.2 - современные концепции управления персоналом на государственной и муниципальной службе;
З.3 - основы мотивация и стимулирование трудовой деятельности чиновников;
З.4 - способы оценки результатов труда персонала государственной и муниципальной службы, оценки затрат на персонал;
З.5 – технологии и формы оценки персонала государственной и муниципальной службы;
З.6 - формы и методы развития персонала государственной и муниципальной службы, организация процесса обучения и повышения квалификации, современные методы работы с кадровым резервом
Уметь:
У.1 – определять тип, структуру и оценивать кадровую политику органа власти, прогнозировать эффективность ее реализации, корректировать подходы, принципы и мероприятия по осуществлению;
У.2 - разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников на государственную и муниципальную службу и программы их адаптации к ее условиям;
У.3 - использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих;
У.4 – разрабатывать программы индивидуального и группового развития чиновников;
У.5 - разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.
Владеть:
В.1 - методами реализации основных управленческих функций: организация, мотивирование и контроль;
В.2 - современными инструментариями управления человеческими ресурсами, современными методами управления человеческими ресурсами (найм, отбор, прием, деловая оценка персонала; профориентация и трудовая адаптация, обучение аттестация персонала; управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, работа с кадровым резервом).
В.3 - инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирования карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста персонала.
В. 4 - навыками разрешения конфликта интересов в органах власти.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
- иметь представление о структуре социальной сферы и тенденциях ее развития;
- владеть базовыми знаниями об основных подходах и теориях, критериях эффективности, инструментах регулирования управления в социальной сфере;
- понимать и применять методологию и основные методы оценочного исследования государственных, региональных, муниципальных социальных программ;
- уметь разрабатывать индикаторы результативности для конкретных программ;
- уметь подготовить четкие и обоснованные рекомендации, способные донести их идеи до принимающих решения лиц.
Изучение дисциплины ««Государственная и муниципальная социальная политика» предполагает получение бакалаврами углубленных знаний о системе формирования аналитического отношения к управлению изменениями в органах государственного и муниципального управления социальным процессам в регионе или муниципальном образовании, превращения обучающегося в креативного (творческого) организатора управленческих действий и исследователя социальных проблем; формирует конкретные навыки составления прогнозов развития структур социальной сферы региона или муниципального образования, программ модернизации конкретных областей социальной сферы в государственных и муниципальных образованиях.
В сочетании с такими курсами, как «Кадровая политика и кадровый аудит организации», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», курс ««Государственная и муниципальная социальная политика» призван помочь студентам в понимании стратегий развития социальной и экономической сферы в регионах РФ и муниципальных образованиях; оптимизации взаимодействия с институтами гражданского общества; формирования к ним аналитического отношения, понимания основных направлений и тенденций совершенствования государпственной и муниципальной службы в России и за рубежом, а также особенностей работы работников государственной и муниципальной службы в данном направлении; работы по основным актуальным направлениям социальной политики.
Изучаемый курс, по отношению к другим дисциплинам, предполагает освоение знаний, умений и владений, формирующих стартовую площадку для дальнейшего углубленного изучения принципов управления в органах государственной и муниципальной службы, а также системных исследований данного направления. Дисциплина располагается в рамках профессионального цикла программы курса бакалаврского обучения.
Форма итогового контроля: зачет в письменной форме.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий
и самостоятельная работа
Объем дисциплины, час.
Всего
Семестр, курс
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
форма
зачет
час.
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
176/5
176/5
Содержание и структура дисциплины
№ п/п
Наименование раздела/темы дисциплины
Содержание раздела/темы
Коды компетенций
Коды ЗУН
11.
Предмет, методы, задачи и учебно-методическая обеспеченность курса. Социальная политика: структура и направления.
Система понятий, основные формы социальной политики в контексте процессов модернизации в ХХI веке. Социальная политика как составная часть всей государственной политики, нацеленная на управление социальными процессами. Сферы действия социальной политики. Круг основных функций социальной политики. Виды и формы заданий магистров.
.
ОК-2;ПК-18
З.1, З.2, З.4; У.1, У.2, У.3 У.4; В.1, В.2.
.
Социальное государство: характерные черты и специфика.
Понятие «Социальное государство» в современной научной литературе Принципы создания оптимальной модели социального государства.
ОК-4; ПК-15
З.1, З.2, З.4; У.1, У.2, У.3 У.4; В.1, В.2, В.3.
3.3
Социально-демографические группы: общие понятия и динамика развития
Характеристика основных социально-демографические групп.
ОПК-6; ПК-15
З.1, З.2, З.4; У.1, У.2, У.3; В.1, В.2; В.3.
34.
Виды социальной защиты и поддержки на рынке руда
Принципы и варианты профессиональной подготовки и переподготовки работников на рынке труда. Связь государственного регулирования и социального партнерства с решением проблем профессионального роста занятых в экономике
Виды социальной защиты и поддержки в сфере образования критерии эффективности и пути их достижения.
Уровень образования и качество трудовых ресурсов. Образование как фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Основные направления и цели реформы образования в России в начале на рубеже ХХI в. Проблема доступности и качества образования: критерии эффективности и пути их достижения.
ОПК-3;ПК-18
З.1, З.2, З.4; У.1, У.2, У.3 У.4; У.5; В.1, В.2.
56.
Виды социальной защиты и поддержки в сфере здравоохранения: критерии эффективности и пути их достижения.
Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения основные положения реформы здравоохранения. Медицинское страхование: сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты. Итоги реализации принципов медицинского страхования и дальнейшее развитие реформ. Оценка обществом состояния здравоохранения в РФ. Проблема доступности и качества мединских услуг: критерии эффективности и пути их достижения. Принципы создания оптимальной модели системы здравоохранения в регионе (муниципальном образовании).
ОПК-2;ПК-15
З.1, З.2, З.4; З.5; У.1, У.2, У.3 У.4; В.1, В.2.
67.
Виды социальной защиты и поддержки в сфере социальной защиты населения.
Сущность и содержание социальной защиты. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защитенаселения. Основные направления социальной защиты: социальный надзор и профилактика; социальная реабилитация; социальная интеграция, социальная реинтеграция.
Итоги пенсионной реформы. Сравнительный анализ международного, российского, регионального опыта пенсионного обеспечения.
Проблема доступности и качества социальных услуг: критерии эффективности и пути их достижения. Принципы создания оптимальной модели системы социальной защиты в регионе (муниципальном образовании).
ОПК-3;ПК-18
З.1, З.2, З.4; У.1, У.2, У.3 У.4; В.1, В.2.
Основные итоги реализации государственной политики по поддержке и защите социально-демографических групп
Опыт управления социальной сферой на региональном и муниципальном уровнях. 2001− 2015 гг. Вопросы повышения благосостояния в стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г. и реальные результаты. Пути повышения уровня социального обеспечения Критерии эффективности иинструменты регулирования.