Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проверки смет




(бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования

 

Бюджет - это количественное выражение плана, инстру­мент координации и контроля над его выполнением.

Бюджет является инструментом управления на основе ана­лиза причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

Бюджет (смета) может охватывать один год, пять лет, квар­тал, т.е. может быть как долговременным, так и разовым.

Бюджет организации (главный бюджет) представляет со­бой систему взаимосвязанных бюджетов и выражает в структу­рированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом пе­риоде. Он включает два основных блока:

- систему операционных бюджетов (плановые сметы ос­новных бизнес-процессов);

- систему финансовых бюджетов,

Система операционных бюджетов включает: бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок материалов и бюд­жет производственных запасов), бюджет прямых производствен­ных (операционных) затрат, бюджет общепроизводственных рас­ходов, бюджет себестоимости реализованной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов.

Операционные бюджеты консолидируются и образуют сис­тему финансовых бюджетов, включающую прогноз отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов), бюджет дви­жения денежных средств (кассовую смету), прогнозный бухгал­терский баланс.

Помимо операционных и финансовых бюджетов могут исполь­зоваться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты.

Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение име­ют план капитальных затрат и кредитный план.

Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распре­деление отдельных статей основных бюджетов, например нало­говый бюджет, бюджет распределения прибыли, бюджеты отдель­ных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководителем организации в зависимости от специфики хозяй­ственной деятельности.

Беспристрастные бюджеты помогают менеджерам вначале конкретизировать поставленные задачи, потом проанализиро­вать состояние дел в организации.

Бюджетирование применяется для повышения эффективнос­ти координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов в организации, лучшей адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям, снижает риск нарушений.

Бюджетирование - это система краткосрочного планиро­вания, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и /или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес процессами.

Основные функции системы бюджетирования - это планирование деятельности организации, информирование, составление различных вариантов бюджетов, мониторинг и анализ исполнения бюджетов.

В то же время бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде, снижает возможность злоупотреблений и оши­бок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками.

Важным этапом процесса бюджетирования является бюджет­ный контроль. В целях осуществления контроля над исполнени­ем бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля:

- нижний уровень - контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений организации;

- верхний уровень - контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль со­ставляющих их бюджетов по статьям затрат). Основными элементами системы контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразде­лений;

- предметы контроля - отдельные характеристики со­стояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

- субъекты контроля - структурные подразделения орга­низации, осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов;

- технология контроля бюджетов - осуществление про­цедур, необходимых для выявления отклонений факти­ческих состояний бюджетов от плановых. В рамках контроля информация аккумулируется и анализи­руется по центрам возникновения затрат и центрам ответствен­ности.

Центр возникновения затрат - это структурное обособ­ленное подразделение, например, участок, по которому органи­зуется планирование, учет затрат на производство в целях уп­равления и контролирования издержек.

Центр ответственности - это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, ко­торый отвечает за результаты работы.

Центр ответственности - сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит лицо, принимающее решения. По функ­циональному признаку центры ответственности классифициру­ются на: обслуживающие, материальные, производственные, уп­равленческие, сбытовые.

Проверка смет, центров затрат и ответственности позволит оценить синхронность поступления и расходования, выявить от­клонения, проанализировать причины этих отклонений, тенден­ции показателей во временном отрезке, а также оценить эффек­тивность оперативного и стратегического управления сметами и центрами.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фак­тически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных опера­ций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет использование бюджетных средств по целевому назначению. Непременно проверяется правильность образова­ния и расходования государственных внебюджетных средств.

Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования включает:

- анализ и оценку обоснованности принятых стратегий бюджетирования, используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-пла­на, методов оптимизации прибыли;

- анализ и оценку состава и видов бюджетов (бизнес-пла­нов) организации и ее структурных подразделений, их форм, структуры, отражаемых в них данные;

- анализ и оценку временных (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственных (взаимосвязи подразделений) пара­метров бюджетов;

- анализ и оценку широты применения (по сферам деятель­ности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуры, уровня детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);

- анализ и оценку процедур формирования (включая со­гласование показателей, утверждение и контроль) бюд­жетов и бизнес-планов, ответственности за их формиро­вание и исполнение;

-анализ и оценку процедур контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствия значений бюджетных показателей утвержденным плановым лими­там (нормам), выполнения бюджетного регламента (в ча­стности, на предмет оперативности контроля, анализа от­клонений и установления их причин);

- анализ потребности в ТМЦ, запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюд­жетного периода в бюджете производства и запасов;

- анализ влияния на процессы реализации рекламной деятель­ности, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;

- анализ динамики цен и роста или снижения затрат, при­чины изменений (в бюджете продаж);

- анализ норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценка доли материальных затрат в стоимости производимой продукции;

- анализ уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде;

- анализ планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;

- анализ планируемого уровня затрат на вспомогательные цехи и участки в бюджете вспомогательных цехов;

-оценку изменения ставок переменных расходов;

- анализ необходимого уровня затрат на продвижение това­ра на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетинг, расходы посредникам процесса реали­зации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;

- анализ постоянных затрат, заложенных в бюджете управ­ленческих затрат, анализ их распределения по видам про­изводственной деятельности;

- анализ ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резер­вов, фондов, оптимизации учетных процессов;

- анализ источников поступлений и целей расходования денежных средств в разрезах деятельности организации;

- анализ активов и пассивов организации;

- анализ и оценку принимаемых мер по отклонениям в бюджетах (в частности, на предмет рациональности, дей­ственности мер, оперативности представления информа­ции по отклонениям руководству организации, корректи­ровки бюджетов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...