Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности
Внутренний контроль является одним из важнейших элементов управления, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Если система внутреннего контроля будет работать эффективно, это во многом ограничит риски хозяйственной деятельности. Внутренний контроль: - обеспечивает надежной информацией руководство организации о финансово-хозяйственной деятельности субъекта; - обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращает их хищения, порчу, уничтожение, разглашение, не целевое использование; - исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину; - обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений; - обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству. Понятие «риск» характеризует возможность отклонения от намеченного пути и является следствием наступления какого-либо неблагоприятного события из-за неопределенности, а также следствием неточных прогнозов. Под неопределенностью в данном случае понимается неполнота или неточность информации об условиях, связанных с исполнением отдельных плановых решений, за которыми могут быть определенные потери и в некоторых случаях даже дополнительные выгоды. Выделяют три разновидности неопределенности: - незнание всего того, что может повлиять на деятельность организации; - случайность (в любом прогнозируемом событии могут быть отклонения в результате каких-то случайных внешних воздействий);
- неопределенность противодействия (непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции и услуг). Обстоятельства, вследствие которых могут возникнуть риски: - изменения в законодательной и производственной среде; - новый персонал; - новая или преобразованная информационная среда; - быстрое расширение операционной деятельности; - внедрение новых технологий; - реструктуризация организации; - новые модели ведения бизнеса, продукты или виды деятельности; - применение новых или различных бухгалтерских принципов и подходов. Внутрихозяйственный риск - вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта. Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. При оценке данного риска необходимо учитывать такие факторы, как: - особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли; - специфику деятельности субъекта; - опыт и квалификацию персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности; - возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности; - возможность контроля над деятельностью субъекта со стороны собственников. Технологический риск - неопределенность, связанная с технологическим процессом (выбор подрядчиков, сырья, состав затрат). Источниками этого риска являются: ошибки в определении минеральных запасов; ошибки в оценке качества рабочей силы и возможность нарушения условий функционирования; характер технологического процесса может быть более или менее рискованным; ошибки в оценке сырья, запасов, затрат; неправильный выбор поставщиков и подрядчиков.
Рыночный и операционный риск - этот вид риска связан с условиями рынка, в которых осуществляется проект. Максимальный рыночный риск существует там, где сбыт не гарантирован, и поэтому методы борьбы с данным риском сводятся в этом случае к минимизации зависимостей результатов проекта от рынка. Финансовый риск - риск инвестора, который связан с изменениями на финансовом рынке. Политический риск обусловлен возможностью изменения общественно-политического климата в стране. Источниками этого риска являются: возможность полной или частичной потери средств, которая может возникнуть в результате национализации и экспроприации собственных частных и иностранных инвесторов; ограничения, вводимые государством; изменения, связанные с фискальным регулированием экономики. Законодательный риск связан с недостатками действующего законодательства и недочетами системы реализации существующих законов (например, отсутствие достаточной защиты интеллектуальной собственности). Экологический риск заключается в дополнительных издержках, связанных с нарушением экологии. Кредитный риск существует там, где инвестиции, направленные в основные фонды, производятся из заемных средств. Риски принято разделять на две группы: - статичные риски, т.е. риски которые могут вызвать потери, отраженные в балансе по завершении отдельного периода работы организации; - динамичные риски - оценивается возможность потери или расхода от деятельности организации, вызванные изменениями во внешней для организации среде. На увеличение степени риска влияют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы - это факторы, не зависящие непосредственно от самого участника проекта: политические и экономические кризисы, конкуренция, инфляция, экономическая обстановка, таможенные пошлины. Субъективные факторы характеризуют внутреннюю среду организации - это производственный потенциал (уровень технического оснащения, предметной и технологической специализации, организации труда), кооперативные связи. Проанализировав систему риска, можно разработать мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности, систему таких мер входят прежде всего:
- повышение уровня компетентности персонала организации, ответственного за учет и отчетность, через систему повышения квалификации, семинаров, курсов, консультаций; - создание высокого уровня автоматизации учетного процесса; - создание высокоэффективной службы внутреннего контроля или аудита; - разработка подробной учетной политики организации по всем разделам учета; - четкое распределение функций и обязанностей, полномочий между учетными работниками; -разработка локальных нормативных актов касательно учета и составления отчетности; - контроль над своевременностью, полнотой и правильностью отражения учетных операций; - контроль над соблюдением установленного порядка и представлением налоговой и бухгалтерской отчетности; - периодическое проведение инвентаризаций, сверок расчетов и сверок между отделами организации; - работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы. Меры, препятствующие несанкционированному доступу к активам и файлам: - организация контроля над несанкционированным проникновением в помещения - охрана, пропускной режим, сигнализация, технические средства наблюдения; организация контроля несанкционированным доступом к компьютерной и некомпьютерной информационной базе - система компьютерных паролей, инициирование изменений в файлах, сейфах, мероприятия по блокированию несанкционированного получения информации с помощью технических средств; - организация системы контроля и допуска сотрудников к ознакомлению и работе с документами и бездокументарными носителями информации конфиденциального характера - контроль и ведение досье на сотрудников, допущенных к работе с документами, составляющими коммерческую тайну; учет и анализ нарушений режима работы с документами; оформление обязательств о неразглашении сведений. Для того чтобы система защиты информации в организации была работоспособной и эффективной, необходимо отсортировать служебную информацию и выбрать ту, защита которой действительно целесообразна. Каждая организация решает эту задачу, самостоятельно исходя из действующего законодательства, своих собственных интересов и возможностей. Практикой выработан ряд мероприятий и рекомендаций, которые могут быть полезны любой организации, решающей проблему защиты своей коммерческой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|