Психологические основы воспитательных технологий. (в.асухомлинсокго; В.А.Караковского)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цели воспитательной системы В.А. Сухомлинского - создание условий для разностороннего развития детей. Личность ребенка - в центре всей педагогической деятельности. Технологическая цепочка: внесение в сознание детей мысли о проблеме человека - пробуждение адекватного эмоционального состояния - стимулирование совершения доброго поступка - совместное с детьми переживание доставленной другому радости - инициирование собственной активности в поиске нуждающихся в помощи и способах ее оказания - новые совместные переживания. Различные виды труда, составляют технологическую цепочку, обеспечивающую формирование трудовых навыков и качеств личности (уважение к людям любого труда, чувство собственного достоинства, трудолюбие, упорство, терпение и др.). технология формирования нравственных убеждений (понятие - поступок - убеждение) имеет следующую технологическую цепочку: внесение в сознание азбуки моральной культуры (общечеловеческих норм нравственности) - вовлечение детей в практику совершения добрых дел - пробуждение переживания радости от сделанного хорошо и огорчение дурными проявлениями - осмысление совершенного действия - обретение уверенности в действиях - самостоятельный и осознанный выбор позиции или действия во имя добра и справедливости. Технологии В.А. Караковского Цели. Гуманистическая воспитательная система, задача которой - создание условий для полноценного развития личности, в первую очередь через создание гуманистических, демократических отношений между педагогами и учащимися, через творчество и самоуправление. две задачи. Первая - построение гуманных отношений, комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества учителей, учащихся и их родителей. Вторая - содействие личностному росту, самореализации субъектов воспитательной системы.
20 Особенности воспитания на разных возрастных этапах Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия. В различных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется дифференцированная работа с отдельными возрастными группами. В жизни человека принято выделять дошкольный, школьный возрастной период и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих периодов есть более короткие возрастные этапы, характеризуемые определенным своеобразием развития человека. Так, дошкольный возраст подразделяется на период раннего детства — до двух лет, собственно дошкольный — с двух до семи лет. Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший — 7—9 лет (I—III классы), младший и средний подростковый возраст — 10—12 лет (IV—VI классы), старший подростковый возраст — 13—15 лет (VII—VIII классы) и юношеский возраст — 16—17 лет (IX—X классы). Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень болылой путь развития. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга и всех основных функций организма. В этот период весьма заметно проявляются не только общие возрастные особенности, но и индивидуально-типологические черты. Типологические черты обусловливаются прежде всего наличием у ребенка нервной системы определенного типа. типов может быть четыре: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный); флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый). В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п.
Младший школьный возраст — это также значительный этап в жизни и развитии ребенка. Младший школьник проходит сложный путь от новичка-первоклассника, только переступившего порог школы, до ученика, хорошо освоившего режим и ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний, активно включившегося в общественную жизнь школы. В этот период начинается усиленное развитие умственных сил, происходит дальнейшее физическое, нравственное и эстетическое развитие. В этом возрасте могут более отчетливо проявляться склонности и задатки к отдельным видам искусства — рисованию, музыке, танцам; к определенным областям знания — математике, языкам. Под влиянием обучения у учащихся вырабатывается ряд умений, необходимых для самостоятельного овладения знаниями, работы с различными учебными материалами. Усиливается потребность в общении. Между отдельными детьми устанавливаются довольно четко выраженные отношения дружбы и товарищества. В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам. В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. Значительно расширяется круг интересов подростка. Он увлекается чтением лриключенческой литературы, фильмами с героической тематикой, его тянет к общению с интересными (с его точки зрения) людьми, в числе которых оказываются иногда и не самые достойные. Появляется интерес к профессиям. Подростки начинают задумываться о выборе пути по окончании школы. Усиливаются патриотические чувства, мечты о подвигах. Усиливается и потребность в общении со сверстниками. Дружеские связи и привязанности становятся более устойчивыми и крепкими. Причем в основе их возникновения часто лежит общность интересов и увлечений. Дружба между девочками и мальчиками в этот период возникает реже, хотя у них начинает проявляться взаимный интерес. В воспитательной работе с подростками особое значение имеют чуткость и такт, проявление уважения, к праву на самостоятельность (в рамках соблюдения общих требований, предъявляемых школой и родителями). Большую, роль может сыграть в этот период пробуждение у подростков интереса к самовоспитанию, и прежде всего на основе стремления подражать любимым героям.
В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. В этом возрасте происходит сглаживание и постепенное исчезновение противоречий в характере и диспропорций в физическом развитии, наблюдавшихся в подростковом возрасте. На этом этапе возрастного развития особенно заметно проступают индивидуальные различия. Но вместе с тем более отчетливо видны и социально-типизированные черты личности и формы поведения, которые школа стремилась сформировать у учеников на протяжении всех десяти лет обучения и воспитания. В первую очередь это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность нашей молодежи. У многих старшеклассников заметно проявляются склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям, подкрепляемые уверенностью в их праве на свободный выбор жизненного пути и получение образования, необходимого для овладения избранной профессией, а также сознание того, что использование этого права зависит от знаний и настойчивости самого ученика. В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|