Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поступления платежей в сводный бюджет Украины

П л а т е ж и

Удельный вес платежей, в %

1997 г.

1998 г.

В доходах бюджета В ВВП В доходах бюджета В ВВП
1. 2. 3 4 5 6   7 8 9 10 11 12   13 14 15   16 17   17.1   17.2 17.3   17.4 17.5 17.6 17.7     Налог на добавленную стоимость Акцизный сбор Налог на прибыль предприятий Подоходный налог с граждан Плата за землю Плата за специальное использование лесных ресурсов, недр и др. Рентная плата за нефть и природный газ Отчисления на геологоразведочные работы Государственная пошлина Таможенная пошлина Налог на промысел Поступления о приватизации государственного имущества Местные налоги и сборы Налог с владельцев транспортных средств Поступления отчислений от превышения текущих расходов над расходами Нацбанка Сборы и другие неналоговые доходы Поступления в общегосударственные фонды финансовых ресурсов. В т.ч.: Фонд ликвидации последствии Чернобыльской катастрофы Государственный инновационный фонд Государственный фонд содействия занятости Фонд развития ТЭК Сбор за загрязнение окружающей среды Сбор для социальной защиты инвалидов Отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования 28,0 4,.3 21,0 12,1 3,7 1,0   3,4 0,6 1,0 2,6 0 0,5   1.3 0,6 0,3   7,7 11,9   6,3   1,0 0,8   0,7 0 0,2 2,9   8,2 1,3 6,2 3,6 1,1 0,3   1,0 0,2 0,3 0,8 0 0,1   0,4 0,2 0,1   2,2 3,4   1,8   0,3 0,2   0,2 0 0,1 0,8 25,4 4,5 19,8 12,5 3,4 0,9   0,6 0,8 0,5 2,4 0 3,6   1,3 0,6 0,7   8,6 14,4   7,7   2,6 1,9   0,9 0,1 0,2 1,0   8,5 1,3 2,4 3,5 1,0 0,3   0,2 0,3 0,14 0,7 0 1,1   0,4 0,2 0,2   3,33 4,53   2,5   0,9 0,6   0,3 0 0 0,23

Всего:

100,0 29,4 100,0 28,0

 

 

Таблица 3

Структура налоговых поступлений

в Государственный Бюджет Украины*

П о к а з а т е л ь

Удельный вес, %

В сумме доходов Госбюджета в ВВП Налог на добавленную стоимость Акцизный сбор Сбор за специальное использование природных ресурсов Рентные платежи Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Госбюджета Государственная пошлина Таможенная пошлина Сбор в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы Сбор в Государственный инновационный фонд Сбор за загрязнение окружающей среды Отчисления и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования Поступления от общегосударственных налогов и сборов в бюджет Неналоговые поступления в бюджет 41,5 6,3 1,0 0,95 1,7   0,69 3,4 12,3   3,0   4,38 0,02 1,12   76,36   23,64 8,5 1.3 0,2 0,2 0,35   0,14 0,7 2,53   0,62   0,9 0,004 0,23   15,67   4,87

* По статистическим данным за 1998 г.


2. Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.

 

2.1 Налог на добавленную стоимость

 

 Налог на добавленную стоимость — основной общегосударственный налог в Украине и наиболее крупный источник государственных доходов. Например, в 1998г. поступления от НДС обеспечили 25,4% дохо­дов сводного бюджета Украины (рис. 3.2). Этот налог был введен в 1992г. Декретом Кабинета Министров Украины. Законодательное оформление НДС получил в 1997 г. с принятием Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (введен в действие с 1 октяб­ря 1997 г.).

 

Рис. 2. Удельный вес НДС в доходах сводного бюджета и в ВВП Украины, %

Объектом налогообложения являются операции по продаже това­ров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, а также ввоз и вывоз товаров (работ, услуг) за ее пределы. Плательщиками НДС являются:

• юридические и физические лица, объем налогооблагаемых опе­раций по продаже товаров которых в течение последних 12 ка­лендарных месяцев превышал 1200 НМДГ;

• лица, которые ввозят товары (работы, услуги) на таможенную территорию Украины или получают от нерезидента работы (ус­луги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины;

• лица, торгующие на таможенной территории Украины за налич­ные средства независимо от объемов продаж (кроме физичес­ких лиц, торгующих на условиях уплаты рыночного сбора);

  • лица, которые на таможенной территории Украины предостав­ляют услуги, связанные с транзитом пассажиров или грузов че­рез нее.

Плательщики НДС обязаны зарегистрироваться в налоговых орга­нах. Каждому из них присваивается индивидуальный налоговый но­мер. Налоговые органы ведут реестр  плательщиков.

Отчетным налоговым документом, который одновременно будет и расчетным документом, является налоговая накладная, которую пла­тельщик налога обязан выдавать покупателю по его требованию. Кроме того, в товарных чеках или других расчетных документах, кото­рые обязан выдавать продавец, должна указываться сумма НДС.

Налог на добавленную стоимость составляет 20 % цены товаров (работ, услуг) и добавляется к ней. Отдельные операции облагаются этим налогом по нулевой ставке (например, продажа товаров на экс­порт). Кроме того, Законом установлен перечень операций, освобож­денных от НДС (например, продажа книг отечественного производ­ства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, товаров спе­циального назначения для инвалидов и т. д.).

Основой определения конечной цены реализации товаров (работ, услуг) являются отпускные цены предприятий, которые включают в се­бя себестоимость и прибыль. Цена реализации продукции (работ, ус­луг), содержащая НДС, определяется по формуле:

Цр=(С+П).1,2,

где С — себестоимость продукции; П — прибыль.

 

Сумма акцизного сбора по подакцизным товарам также включа­ется в оборот, облагаемый НДС. Кроме того, в него включаются ввоз­ная пошлина и таможенный сбор (по импортным подакцизным товарам) и другие надбавки к ценам, предусмотренные законодательством. Для определения суммы НДС, подлежащей перечислению в бюд­жет, используется метод налогового кредита. Налоговый кредит пре­доставляется всем плательщикам НДС. Он состоит из сумм НДС, уплаченных в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (ра­бот, услуг), стоимость которых включается в валовые расходы произ­водства и обращения, а также в связи с приобретением основных фондов и нематериальных активов.

Если по результатам отчетного периода разность между суммой налога, полученной в связи с продажей товаров (работ, услуг), и сум­мой налогового кредита окажется отрицательной, эта разница должна быть либо возмещена плательщику из Государственного бюджета Украины, либо, по его желанию, засчитана в счет будущих платежей. Если эта сумма не возмещена в течение следующего месяца, она счи­тается бюджетной задолженностью, на которую начисляются процен­ты на уровне 120 % учетной ставки Национального банка Украины.

При реализации товаров (работ, услуг), которые освобождены от налогообложения, плательщик не пользуется налоговым кредитом и включает суммы НДС, уплаченные поставщикам, в состав валовых расходов производства (обращения). Для некоторых видов продук­ции (в частности, для экспортных товаров) применяется нулевая став­ка НДС. Продавец продукции (работ, услуг), к которой применяется нулевая ставка, имеет право на налоговый кредит и соответственно на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных им при приобрете­нии продукции (работ, услуг), необходимой для производства.

Акцизный сбор

Как и НДС, акцизный сбор является косвенным налогом (т. е. вклю­чается в цену товаров) и оплачивается, в конечном счете, покупателем, а не производителем продукции. Его относят к категории индивиду­альных (специфических) акцизов, которые отличаются от универсаль­ного акциза НДС тем, что устанавливаются для отдельных видов товаров по дифференцированным ставкам. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного сбора устанавливаются Кабинетом Мини­стров Украины.

Акцизный сбор был введен в Украине в 1992 г. и вместе с НДС заменил налоги с оборота и продаж. Акцизным сбором облагаются потребительские товары, которые, как правило, не относятся к предме­там первой необходимости и уровень рентабельности которых доста­точно ВЫСОК.

Объектом налогообложения акцизным сбором (схема 3.1) являют­ся полная стоимость товаров, обороты по реализации подакцизных товаров, а также следующие обороты:

• по реализации товаров для промышленной переработки;

• по передаче товаров внутри предприятия для непроизводствен­ных нужд, а также своим работникам, в том числе натуральная оплата труда;

• по реализации товаров без оплаты их стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги), в том числе экспортные постав­ки в порядке товарообменных (бартерных) операций;

• по передаче бесплатно или с частичной оплатой товаров дру­гим предприятиям и физическим лицам;

• по суммам, полученным в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары;

• по суммам, которые поступают на основе решений арбитражно­го суда, судебных и других органов по рассмотрению споров от организаций железнодорожного, водного, воздушного и ав­томобильного транспорта;

• по реализации конфискованного, бесхозного имущества, кото­рое по праву собственности перешло к государству.

Схема 1. Акцизный сбор

 

Объектом налогообложения импортных товаров является их тамо­женная стоимость, если они приобретены за иностранную валюту. По некоторым импортным подакцизным товарам устанавливаются ставки, которые в несколько раз превышают ставки по аналогичным отечественным товарам. Причина такой дифференциации заключает­ся в намерении не только увеличить бюджетные поступления, но и за­щитить отечественных производителей соответствующей продукции от конкуренции с импортными товарами. Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов на потребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, в основном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачные изделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено, прежде всего, очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии налога их производители получали бы сверхвысокие доходы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...