Поступления платежей в сводный бюджет Украины
П л а т е ж и | Удельный вес платежей, в % | |||||||||
1997 г. | 1998 г. | |||||||||
В доходах бюджета | В ВВП | В доходах бюджета | В ВВП | |||||||
1. 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 17.7 | Налог на добавленную стоимость Акцизный сбор Налог на прибыль предприятий Подоходный налог с граждан Плата за землю Плата за специальное использование лесных ресурсов, недр и др. Рентная плата за нефть и природный газ Отчисления на геологоразведочные работы Государственная пошлина Таможенная пошлина Налог на промысел Поступления о приватизации государственного имущества Местные налоги и сборы Налог с владельцев транспортных средств Поступления отчислений от превышения текущих расходов над расходами Нацбанка Сборы и другие неналоговые доходы Поступления в общегосударственные фонды финансовых ресурсов. В т.ч.: Фонд ликвидации последствии Чернобыльской катастрофы Государственный инновационный фонд Государственный фонд содействия занятости Фонд развития ТЭК Сбор за загрязнение окружающей среды Сбор для социальной защиты инвалидов Отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования | 28,0 4,.3 21,0 12,1 3,7 1,0 3,4 0,6 1,0 2,6 0 0,5 1.3 0,6 0,3 7,7 11,9 6,3 1,0 0,8 0,7 0 0,2 2,9 | 8,2 1,3 6,2 3,6 1,1 0,3 1,0 0,2 0,3 0,8 0 0,1 0,4 0,2 0,1 2,2 3,4 1,8 0,3 0,2 0,2 0 0,1 0,8 | 25,4 4,5 19,8 12,5 3,4 0,9 0,6 0,8 0,5 2,4 0 3,6 1,3 0,6 0,7 8,6 14,4 7,7 2,6 1,9 0,9 0,1 0,2 1,0 | 8,5 1,3 2,4 3,5 1,0 0,3 0,2 0,3 0,14 0,7 0 1,1 0,4 0,2 0,2 3,33 4,53 2,5 0,9 0,6 0,3 0 0 0,23 | |||||
Всего: | 100,0 | 29,4 | 100,0 | 28,0 |
|
|
Таблица 3
Структура налоговых поступлений
в Государственный Бюджет Украины*
П о к а з а т е л ь
Удельный вес, %
* По статистическим данным за 1998 г.
2. Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.
2.1 Налог на добавленную стоимость
Рис. 2. Удельный вес НДС в доходах сводного бюджета и в ВВП Украины, %
Объектом налогообложения являются операции по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, а также ввоз и вывоз товаров (работ, услуг) за ее пределы. Плательщиками НДС являются:
|
|
• юридические и физические лица, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров которых в течение последних 12 календарных месяцев превышал 1200 НМДГ;
• лица, которые ввозят товары (работы, услуги) на таможенную территорию Украины или получают от нерезидента работы (услуги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины;
• лица, торгующие на таможенной территории Украины за наличные средства независимо от объемов продаж (кроме физических лиц, торгующих на условиях уплаты рыночного сбора);
• лица, которые на таможенной территории Украины предоставляют услуги, связанные с транзитом пассажиров или грузов через нее.
Плательщики НДС обязаны зарегистрироваться в налоговых органах. Каждому из них присваивается индивидуальный налоговый номер. Налоговые органы ведут реестр плательщиков.
Отчетным налоговым документом, который одновременно будет и расчетным документом, является налоговая накладная, которую плательщик налога обязан выдавать покупателю по его требованию. Кроме того, в товарных чеках или других расчетных документах, которые обязан выдавать продавец, должна указываться сумма НДС.
Налог на добавленную стоимость составляет 20 % цены товаров (работ, услуг) и добавляется к ней. Отдельные операции облагаются этим налогом по нулевой ставке (например, продажа товаров на экспорт). Кроме того, Законом установлен перечень операций, освобожденных от НДС (например, продажа книг отечественного производства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, товаров специального назначения для инвалидов и т. д.).
Основой определения конечной цены реализации товаров (работ, услуг) являются отпускные цены предприятий, которые включают в себя себестоимость и прибыль. Цена реализации продукции (работ, услуг), содержащая НДС, определяется по формуле:
Цр=(С+П).1,2,
где С — себестоимость продукции; П — прибыль.
Сумма акцизного сбора по подакцизным товарам также включается в оборот, облагаемый НДС. Кроме того, в него включаются ввозная пошлина и таможенный сбор (по импортным подакцизным товарам) и другие надбавки к ценам, предусмотренные законодательством. Для определения суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет, используется метод налогового кредита. Налоговый кредит предоставляется всем плательщикам НДС. Он состоит из сумм НДС, уплаченных в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых включается в валовые расходы производства и обращения, а также в связи с приобретением основных фондов и нематериальных активов.
|
|
Если по результатам отчетного периода разность между суммой налога, полученной в связи с продажей товаров (работ, услуг), и суммой налогового кредита окажется отрицательной, эта разница должна быть либо возмещена плательщику из Государственного бюджета Украины, либо, по его желанию, засчитана в счет будущих платежей. Если эта сумма не возмещена в течение следующего месяца, она считается бюджетной задолженностью, на которую начисляются проценты на уровне 120 % учетной ставки Национального банка Украины.
При реализации товаров (работ, услуг), которые освобождены от налогообложения, плательщик не пользуется налоговым кредитом и включает суммы НДС, уплаченные поставщикам, в состав валовых расходов производства (обращения). Для некоторых видов продукции (в частности, для экспортных товаров) применяется нулевая ставка НДС. Продавец продукции (работ, услуг), к которой применяется нулевая ставка, имеет право на налоговый кредит и соответственно на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных им при приобретении продукции (работ, услуг), необходимой для производства.
Акцизный сбор
Как и НДС, акцизный сбор является косвенным налогом (т. е. включается в цену товаров) и оплачивается, в конечном счете, покупателем, а не производителем продукции. Его относят к категории индивидуальных (специфических) акцизов, которые отличаются от универсального акциза НДС тем, что устанавливаются для отдельных видов товаров по дифференцированным ставкам. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного сбора устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Акцизный сбор был введен в Украине в 1992 г. и вместе с НДС заменил налоги с оборота и продаж. Акцизным сбором облагаются потребительские товары, которые, как правило, не относятся к предметам первой необходимости и уровень рентабельности которых достаточно ВЫСОК.
|
|
Объектом налогообложения акцизным сбором (схема 3.1) являются полная стоимость товаров, обороты по реализации подакцизных товаров, а также следующие обороты:
• по реализации товаров для промышленной переработки;
• по передаче товаров внутри предприятия для непроизводственных нужд, а также своим работникам, в том числе натуральная оплата труда;
• по реализации товаров без оплаты их стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги), в том числе экспортные поставки в порядке товарообменных (бартерных) операций;
• по передаче бесплатно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям и физическим лицам;
• по суммам, полученным в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары;
• по суммам, которые поступают на основе решений арбитражного суда, судебных и других органов по рассмотрению споров от организаций железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта;
• по реализации конфискованного, бесхозного имущества, которое по праву собственности перешло к государству.
Схема 1. Акцизный сбор
Объектом налогообложения импортных товаров является их таможенная стоимость, если они приобретены за иностранную валюту. По некоторым импортным подакцизным товарам устанавливаются ставки, которые в несколько раз превышают ставки по аналогичным отечественным товарам. Причина такой дифференциации заключается в намерении не только увеличить бюджетные поступления, но и защитить отечественных производителей соответствующей продукции от конкуренции с импортными товарами. Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов на потребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, в основном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачные изделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено, прежде всего, очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии налога их производители получали бы сверхвысокие доходы.
|
|