Сущность, причины и последствия международной миграции труда
Введение
Международная миграция самодеятельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человеквовсем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются.[1] Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государствих пребывания. Длительное пребывание иностранцев отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях. Ежегодное перемещение через границы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на социальные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциала. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России. Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы. В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы данной курсовой работы (Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда) представляется особенно актуальной. В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:
- Сущность, причины и последствия международной миграции труда; - Российская федерация как центр притяжения рабочей силы; - Российская Федерация как экспортер рабочей силы; - Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации. В основе данного исследования лежит анализ учебной и научной литературы, а также актуальных публикаций в периодической печати. Сущность, причины и последствия международной миграции труда Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.[2] Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий[3]: — иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80—90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции; — работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы; — нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах; — беженцы. По данным ООН в мире в начале 90-х гг. насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада[4]. Международная миграция рабочей силы непосредственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капитала, в значительной мере определяется внутренними закономерностями его движения, хотя речь идет о передвижении товара „особого рода"[5]. На чем она основана? Объективно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных различий в размерах заработной платы — так традиционно принято рассматривать экономическую сущность переселенческих движений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект этой проблемы. Другой, реальный, заключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремлением продать свою способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовых работать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно постиндустриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону „классовости" и „объективности" — вместо анализа конкретной ситуации, складывающейся в процессе общения людей в сфере международно-трудовой деятельности. Навряд ли здесь нам помогут положения „капитала" при всей их кажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о „железном законе обнищания пролетариата", законе классовой борьбы, да и многом другом — с чем история не согласилась. Можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально развитые — из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС — то есть между экономически развитыми странами, находящимися на «однопорядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепления интеграционного потенциала, в первую очередь в странах ЕС, и — самое главное — когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть первоочередной проблемой. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно экономическими факторами, но и возрастанием значения таких понятий, как „социальный комфорт", социально-политические условия, социально-культурные, психологические условия и т.д[6].
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.[7] Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.
Прежде всего, я считаю необходимым указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны.Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.[8] Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств. Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза[9]. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры. Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.
В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов. Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста. Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития. Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты. Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран—экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Meждународной организации по миграции (MOM), целью которой г является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах[10] является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается: • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2); • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3); • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4); • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5); • разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9). Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься: • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешенияоткомпетентных властей и под их контролем; • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран. В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами. Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину. Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования. Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[11] Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения[12]. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран. Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну в соответствии с законодательством и другими нормативными документами, регулирующими процесс въезда в страну. Другое направление представляют собой нелегальные иммигранты — лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Значительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Это самая обездоленная и бесправная часть населения любой страны, так как на них не распространяются никакие права и требования по обеспечению достойных условий труда и проживания. Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока численность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60—75% от общей численности их населения.[13] Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые становятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. По данным ООН на начало 90-х гг. в мире насчитывалось около 16 млн. беженцев. Трагично складывается судьба беженцев на просторах бывшего Советского Союза. Антиконституционное упразднение великой державы привело к тому, что за пределами России оказалось более 25 млн. так называемого русскоязычного населения, основная часть которого приходится на русских. В результате число мигрантов, пополнивших население России, превышает 6 млн. человек, большинство из которых можно смело отнести к категории беженцев. Законы и нормативные акты по регулированию миграционных потоков, закрепив права граждан на свободный выезд, проживание и работу за границей, в условиях политико-экономического кризиса стали важной предпосылкой для эмиграции из России научно-технических кадров. В условиях недофинансирования системы образования, науки, здравоохранения Россия не может допустить продления процесса «похищения умов». Выходит, что десятилетиями общество несло бремя соответствующих расходов ради того,. чтобы в тяжелейшее для страны время облагодетельствовать процветающие страны Запада. В последние годы США благодаря «похищению умов» ежегодно экономят только в сфере образования и научной деятельности примерно 7 млрд долл. Это и есть реальная экономическая подоплека борьбы за «права человека». Насколько политизирована борьба США за права человека, свидетельствует их неоднозначная и неадекватная реакция на положение русскоязычного населения в Латвии и курдов в Турции, а также на сугубо внутреннее дело Югославии — положение в Косово. В первом случае, когда попираются права русских, которые и исторически не могут не считаться коренным населением балтийского региона, со стороны США слышны какие-то невнятные пожелания и никакой реакции — на геноцид в отношении курдов в Турции, численность которых превышает 20 млн. человек. Во втором случае, когда на исконно сербских землях образовалась албанская этническая группа, обладающая куда более широкими правами по сравнению с русскими в Латвии, США добились введения жестких экономических санкций и осуществили агрессию против суверенного государства, Югославии[14]. Представляется необходимым осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы которых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в это трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испытываемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геополитической ситуации в мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|