Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации
Рыночная международная миграция населения России началась в процессе перестройки, облегчился выезд за рубеж. Возможности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали перемещению трудовых ресурсов и предпринимателей через границы Российской Федерации. С переходом к рыночной экономике облегчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Россию в основном из ближнего, но также и дальнего зарубежья. Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциалу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образование, а значительная часть эмигрантов представляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях экономических трудностей самые конкурентоспособные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры. Положение России в мировой миграции населения неоднозначно. Страна является крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ). Современное состояние движения населения через границы Российской Федерации таково[25]: ♦ Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурализуясь на месте за рубежом. Примерно половина эмигрантов - немцы, евреи и корейцы. ♦ Около 800 тыс россиян по официальным каналам (квотам, контрактам, заключенным в России) и неофициально временно работают за границей. Структура этой категории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных рабочих до предпринимателей - хозяев магазинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре, официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.
♦ В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотечественников за рубеж на заработки. Правительство РФ заключило со многими государствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в оборонной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результатам опросов наиболее предрасположены к выезду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселенцы из других частей СНГ в Россию. Среди работающих за границей россиян много квалифицированных специалистов. По оценке, выходящей в Париже русскоязычной газеты "Последние новости", только в Западной Европе в 2003 г. работало не менее 50 тыс научных работников, преподавателей, деятелей культуры и искусства, медицинского персонала - выходцев из России. ♦ В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Советского Союза. Оценить число незарегистрированных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или разрешение на проживание получили многие армяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по деловым соображениям.
♦ На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностранцев. Таким образом, наша страна вошла в число крупнейших государств, реципиентов иностранной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без гражданства, чем в Англии, Франции или Италии. В основном это выходцы из республик СНГ - украинцы, молдаване, армяне, азербайджанцы, таджики. Они трудятся на строительстве, в городском хозяйстве, практически монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Особенно велика роль мигрантов в крупнейших городах России. В Москве трудятся рабочие примерно из 80 стран мира. Они составляют приблизительно половину строительных рабочих и 1/3 работников городского и пригородного транспорта. Определенную категорию составляют лица без гражданства - беженцы или политические эмигранты - афганцы, курды, иранцы. На Дальнем Востоке проживает много китайцев и корейцев. Среди выходцев из стран дальнего зарубежья выделяются две группы лиц: · первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицированные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в совместных предприятиях; · вторая - выходцы из развивающихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на родине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их деятельности - торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика. В целом баланс международной миграции населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает. Положительный баланс перемещения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономически развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиграция и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных последствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет. Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Рассмотрим некоторые из них. Вначале последствия въезда иностранцев в нашу страну:[26]
1. Прибытие из-за границы переселенцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и национальными соображениями. Это далеко не всегда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужденные покинуть прежнее место жительства. Они надеются не на свою предприимчивость и трудоспособность, а на помощь центральных и местных властей, соотечественников. 2. Приезд на постоянное место жительства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабочих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего прироста ВВП не происходит. 3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяйства, обезлюдение деревень, сокращение населения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Поволжье и на юге России. 4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются розничной торговлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам частных лиц и фирм и не платят налогов и социальных платежей, что является уходом в теневую экономику. Результат - недобор налогов в федеральный и местные бюджеты, социальные фонды. 5. Концентрация мигрантов в названных сферах деятельности ведет к монополизации ими рыночной и уличной торговли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, установления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто происходит по землячествам, что приводит к криминальным разборкам, осложнению криминогенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями. Было бы неправильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступлениях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскрытых фактах ввоза и распространения наркотиков и прочих нарушениях законов значительно выше, чем процент среди жителей.
6. Прибытие значительных масс населения в страну увеличивает расходы на социально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия. Из положительных последствий прибытия населения в Россию из-за рубежа следует отметить следующее: 1. Частичную компенсацию демографического кризиса в стране. Резкое сокращение рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, привело бы к еще большему сокращению населения РФ и уменьшению численности русских. 2. Приезжающие на временные заработки способствуют восполнению недостатка низкоквалифицированной рабочее силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле. Серьезные отрицательные последствия вызывает эмиграция населения из России. Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уровню квалификации разрыв между эмигрантами и иммигрантами огромен. Из выезжающих на постоянное место жительства россиян, по крайней мере, три группы представляют собой серьезный ущерб для страны.[27] Первая - ученые и высококвалифицированные специалисты. Прибытие этих людей в какую-либо страну - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, физики и преподаватели в Германии или военные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран. Вторая - бизнесмены, уезжающие навсегда из России и осуществляющие таким образом эмиграцию капитала. Не рассматривая причины массового вывоза частного российского капитала за границу, отметим, что его размеры чрезвычайно велики. По оценкам, с 1990 по 2004 г. вывоз частного каптала из России за границу составил не менее 300 млрд долл. США, т.е. он намного превосходит иностранные государственные кредиты и частные капиталовложения в экономику России вместе взятые. Конечно, не весь российский капитал за границей переместился туда вместе с его владельцами. Но такое перемещение, т.е. эмиграция собственников капитала из России в США и Канаду, Западную Европу, офшорные зоны, представляет собой массовое явление, обескровливая и без того не процветающую нашу экономику. Третья группа - этнические немцы, составляющие во многих районах восточной части страны значительную часть средней технической интеллигенции, квалифицированных работников, особенно в сельском хозяйстве, связи, на транспорте. Заменить этих непьющих, дисциплинированных и добросовестных работников, часто бывает некем.
Трудно провести грань между научными работниками и специалистами, уезжающими из России на время и насовсем. По оценке, в конце 2003 г. за рубежом на временной основе находилось около 80 тыс научных работников и преподавателей в разных статусах - на практике, стажировке, по различным иностранным или международным стипендиям, по контрактам. К сожалению, я не располагаю данными, какая часть их остается за рубежом после истечения срока пребывания. Руководство зарубежных научно-исследовательских центров проводит целенаправленную политику отбора российских специалистов для постоянной работы. Известно, что значительная часть наиболее квалифицированных сотрудников известных НИИ АН РФ, например института математики им. Стеклова, работает за границей.[28] Во время работы по контрактам в зарубежных университетах мне проходилось встречаться со многими нашими соотечественниками, приехавшими на время и получившими приглашения остаться там на работу. Разница между иностранным специалистом, приехавшим в Россию, и нашими научными работниками за рубежом состоит в том, что иностранец наверняка вернется домой, а россиянин возможно и не вернется. Социально-экономические последствия международной миграции населения для России настолько серьезны, что не заниматься ими наше правительство просто не может. Однако государственное регулирование перемещения населения через границы -задача чрезвычайно сложная. Государственное регулирование миграции сталкивается с гуманитарными, экономическими, юридическими, национальными и внешнеэкономическими проблемами. Основные предпосылки этой политики следующие[29]: 1. В демократическом государстве невозможно запретить гражданам выезжать за границу и возвращаться на родину. Это право закреплено в конституции. 2. Российское правительство не может запретить въезд этнических россиян, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья. 3. Демографическая ситуация в нашей стране такова, что при переходе страны к устойчивому хозяйственному росту привлечение иностранной рабочей силы на долговременной основе будет необходимым. 4. Масштабы, структура и сальдо баланса потоков эмигрантов и иммигрантов, а также лиц, приезжающих и уезжающих на временные заработки.будут зависеть от размеров и динамики безработицы, уровня жизни, показателей инфляции, политической стабильности, научно-технической политики и юридических норм въезда и выезда в России и странах партнеров. 5. Выезд из России десятков тысяч ученых и специалистов высокого класса представляет собой печальное явление, но административными мерами изменить ситуацию нельзя. Пока в стране не будет четкой перспективной государственной политики в области НИОКР, пока ученые и преподаватели не смогут получать интересную, престижную и достойно оплачиваемую работу, многие из них будут стремиться уезжать за рубеж в современно оснащенные лаборатории, центры научной мысли, где их ждет признание и материальная обеспеченность. Однако это вовсе не значит, что правительство может не предпринимать никаких мер по регулированию международной миграции населения через границы России. Изучение экономических, социальных и демографических последствий растущего перемещения населения через российские границы и выработка концепции государственной миграционной политики является насущным требованием времени. Российская государственная политика регулирования международной миграции населения должна включать в себя следующие элементы[30]: - научный анализ потребностей нашей страны в дополнительной рабочей силе в целом, по отраслям и районам; - расчет возможностей приема переселенцев - соотечественников из ближнего зарубежья, на базе которого разрабатывается обеспеченная ресурсами программа их размещения; - осуществление эффективного контроля за прибытием и проживанием иностранцев на территории РФ (введение обязательных въездных виз для граждан республик СНГ в связи с этим можно только приветствовать); - развивать международные связи в области миграции населения с тем, чтобы выезд на работу или учебу за границу носил легальный характер, чтобы наши граждане пользовались за рубежом всеми гражданскими правами и защитой наших государственных органов; - защитить интересы этнических русских и представителей других народов России, проживающих за рубежом, не допускать их дискриминации, поддерживать с ними культурные связи, чтобы иметь возможность регулировать их переселение на историческую Родину. Заключение
Подводя заключительные итоги проведенного исследования проблем участия Российской Федерации в процессах международной миграции труда, можно сделать следующие основные выводы: Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах -мировой экономики. Правовая база современных миграционных процессов отражает, с одной стороны, тенденцию к экономическому либерализму и открытой экономике, а с другой стороны, к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами — донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны. Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция. Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами. В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для каждой страны — участницы данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях. Положительным является то, что, прежде всего, процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств. Распад СССР и выбор Россией неолиберальной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного контингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабочие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы достаточно велик удельный вес специалистов высокой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада. Выявившаяся неэффективность внешней миграционной политики страны в годы реформ обусловлена как объективной общеэкономической основой, порожденной самим ходом реформ, так и просчетами, допущенными в ходе реализации конкретных направлений этой политики. В результате в России сформировался широкомасштабный рынок нелегальной рабочей силы, все больше ориентированный на теневой и криминальный бизнес, приносящий стране крупные финансовые потери, рост преступности и напряженность в межэтнических отношениях. Огромная масса соотечественников по-прежнему остается в постсоветских республиках, зачастую на дискриминационных условиях. Ставший лишним у себя в государстве национальный квалифицированный труд находит себе применение за рубежом, уменьшая потенциал развития отечественных отраслей высоких технологий. Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья. Список использованной литературы
1. Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25 2. Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы: проблемы и перспективы// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.41-49 3. Вишневская Н. Внешнеэкономическая либерализация и рынок труда// МЭиМО.2004.№ 3-С.81-88 4. Говорова Н. В. Трудовая миграция в странах Центральной и Восточной Европы // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 81-93.- 5. Жириновский В. Миграция и государство // Российская Федерация сегодня.-2005.-N 18. - С. 2-3 6. Зайончковский Ж. Миграция издержки и достижения цивилизации // Социальное обеспечение.-2005.-N 6. - С. 15-16 7. Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян некоторые результаты социологического исследования // Проблемы прогнозирования.-2005.-N 2. - С. 150-160 8. Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. 2004. № 2. С.34-39 9. Лях Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции// Внешнеэкономический бюллетень. 2003.№ 9-С.15-20 10. Международные экономические отношения. Учебник. // Под ред. Е.Ф. Жукова. М. Юнити. 2006 11. Мировая экономика и международные экономические отношения.// Акопова Е.С. и др. – Ростов – на – Дону.: Феникс. 2007 12. Мировая экономика. // Под ред. Булатова А.С. - М.:Юрист. 2007 13. Мировая экономика.// Под ред. И.П. Николаевой. М. «Финстатинформ». 2007 14. Мировой рынок труда. М.: Наука, 1994., гл. 1-3 15. МТБ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986.-Женева, 1988- С. 1428-1446 16. Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета, 8 октября 2005., С. 3 17. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // МЭ и МО.2004.№ 3-С.74-80 18. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. М. 2007 19. Раков А. А. Вынужденная миграция в рамках постсоветского // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 94-103.- 20. Рахимов Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция и политика занятости// Общество и экономика. 2002. № 2. С. 131 21. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.-2005.-N 11. - С. 65-69 22. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37-49 23. Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998 24. Топилин А. Фактор миграции и демографический кризис в России.// Экономист. 2000. № 11. С. 67-72 25. Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101 26. Ходов Л.Г. Последствия международной миграции рабочей силы для России// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.-С. 49- 54 27. Цапенко И. «Ренессанс» экономической миграции на Западе// Вопросы экономики. 2002. № 11 28. Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами// МЭ и МО. 2001. № 10 29. Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран// МЭиМО. 2004.№ 5-С.27-39 [1] Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2006.№ 8-С.41 [2] Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37 [3] Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.42 [4] Экономика. // Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ. 2007. С. 666-667 [5] Международные экономические отношения. Том 1. / Под ред. Р.И. Хасбулатова.-М.: 2006.-С. 263 [6] Международные экономические отношения. Том 1. // Под ред.Хасбулатова Р.И.-М.: 2005.-С. 264 [7] Экономика. // Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юрист. 2007. С.667 [8] См. Мировая экономика и международные экономические отношения/ Акопова Е.С. и др. – Ростов – на – Дону.: Феникс. 2007-С.87 [9] См. Мировая экономика/ Под ред. Булатова Е.С.- М.:Юрист. 2007.-С.132 [10] См. Мировой рынок труда.-М.: Наука, 1994, гл. 1-3 [11] МТБ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986.-Женева, 1988- С. 1428-1446 [12] Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.98 [13] См. Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998.-С.231 [14] Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998.-С.245 [15] Астахова В.В.Трудовые отношения в современном мире: особенности и перспективы.-М.:МО.2005-С.39 [16] В 2005 г. среднемесячная заработная плата (при расчете по обменным курсам) в Азербайджане равнялась 64.8 долл., в Армении - 46.1, в Белоруссии - 106.2, в Грузии - 46.3, в Казахстане - 132.8, в Киргизии - 34.5, в Молдавии - 50.2, в Таджикистане - 12.4, в Украине - 70.5, в России -141.2 долл. (см.: Содружество Независимых Государств в 2005 году. М., 2006. С. 134). [17] Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 39 [18] По словам начальника Федеральной миграционной службы МВД России А. Черненко, в 2005 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн. Заместитель руководителя администрации президента В. Иванов приводит следующие данные. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 руб. налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из России мигрантами из некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов (см.: Экономика и жизнь. 2005. № 39; Эксперт. 27.08.2005). [19] В таком контексте официальная позиция о возможности и необходимости привлечения на контрактной основе в армию России молодежи из стран СНГ с последующим, по окончании службы, предоставлением ей российского гражданства выглядит по меньшей мере странно. [20] В аналитическом обзоре журнала "Деловые люди" (ноябрь 2005) приводятся данные, отражающие сравнительные уровни развития регионов российского Дальнего Востока (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) и приграничных районов Китая. На территории указанных регионов России проживает 5.5 млн. человек, Китая - 102 млн. при плотности населения 1 и 120 человек на 1 кв. км соответственно. Дефицит в рабочей силе на российской территории составляет 5 млн., безработица на китайской - 8 млн. человек. [21] Рязанцев С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.-2005.-N 11. - С. 65-69 [22] См.: Россия в современном мировом хозяйстве. М., 2003. С. 149-150. [23] См.: Известия. 12.07.2005. [24] Расчеты демографов показывают, что реального сокращения трудовых ресурсов в России можно ожидать только после 2010 г. При сохранении нынешних тенденций для восполнения трудовых ресурсов действительно понадобится трудовая иммиграция на уровне 500 тыс. человек ежегодно (см.: Итоги. 27.08.2003. С. 19). [25]Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25; Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101; Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов//МЭиМО.2004.№ 3-С.74-80 [26] Ходов Л.Г. Последствия международной миграции рабочей силы для России// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.-С. 51 [27] Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. 2005. № 2.-С.34-39 [28] Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.48 [29] Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 25 [30] Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|