Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие основные проблемы социальной психологии были выделены на последнем историческом этапе развития отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова)?




Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). Исследования социальной психоло­гии личности связаны с именами Л. И. Божович {1968), К.. К. Пла­тонова (1965), В. А Ядова (1975). Исследованию проблем деятель­ности посвящены труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занима­лись А. А. Бодалев(1965),Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), БД. Парыгин (1971).

 

7. В рамках каких основных координат можно рассматривать историческое развитие социально-психологических идей?

Следуя логике рассмотрения истории социальной психологии с позиций развития идей, можно выделить три основные стадии в эволюции этой науки. Критерий их различий заключается в преоб­ладании на каждой стадии определенных методологических прин­ципов, а их связь с историко-хронологическими вехами носит до­вольно относительный характер. По этому критерию Э Холландер (1971) выделил стадии социальной философии, социального эмпи­ризма и социального анализа.

Для первой характерен прежде все­го умозрительный, спекулятивный метод построения теорий, кото­рый, хотя и основан на жизненных наблюдениях, не включает сбор систематизированной информации и опирается лишь на субъек­тивные «рациональные» суждения и впечатления творца теории. Для античного времени, а также и для мыслителей Средневековья было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политичес­ком устройстве и о мироздании в целом. Примечательно при этом, что многие мыслители, разрабатывая теорию обшества и государства, брали за основу свои представления о душе (сегодня мы сказали бы — о личности) человека и о самых простых челове­ческих отношениях — отношениях в семье

Платон (\МУв.до н. э.) видел единые начала для души и обще­ства-государства Разумное у человека — совещательное у государ­ства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (го есть потреб­ности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве.

Социально-психологические воззрения античных времен, а также Средневековья можно объединить в большую группу кон­цепций, которые Г Олпорт (J 968) назвал просты ми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяю­щий, а потому и суверенный фактор

Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедониз­ма Эпикура (IV-III в до н э.) и находят отражение во взглядах Т. Гоббса (XVII в ), А Смита (XVIII в.), Дж Бентама (XVIII-XIX в) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более по­здних социально-психологических концепциях: у 3 Фрейда это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла — стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у би-хевиористов, как уже отмечалось, принцип позитивного и нега­тивного подкрепления.

Основу других простых теорий с суверенным фактором со­ставляет так называемая «большая тройка» — симпатия, подража­ние и внушение. Принципиальное их отличие от гедонистических концепций заключается в том, что в качестве суверенных факто­ров берутся не отрицательные черты человеческой природы, та­кие как эгоизм и стремление к власти, а положительные начала в виде симпатии или любви к другим людям и производных от них— подражания и внушения.

Стадия социального эмпиризма делает шаг вперед в том, что для обоснования тех или иных теоретических соображений использу­ются уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпи­рических данных, собранных по какому-то признаку и даже как-то обработанных, хотя бы упрошенным способом, статистически. Нетрудно заметить, что элементы эмпирической методологии проявились, например, уже у Бентама в его попытке связать свои умозаключения с конкретной ситуацией в современном ему обществе. Гальтон явля­ется основоположником евгеники, то есть науки о совершенствова­нии человечества, идеи которой в обновленном варианте предлага­ются и сегодня в связи с развитием генетической инженерии. Тем не менее именно Гальтон продемонстрировал ограниченность методо­логии социального эмпиризма. В своем наиболее известном иссле­довании он попытался выяснить, откуда берутся интеллектуально выдающиеся люди. Гальтон пришел к выводу, что у одаренных людей рождаются одаренные дети, то есть в основе лежит генетическое начало. Не учел он только одного, а именно, что исследовал лишь весьма обеспеченных людей, что эти люди могли создать исключительные условия для воспитания и образования сво­его потомства и что, будучи сами «выдающимися» людьми, они мог­ли дать своим детям несравненно больше, чем «простые» люди.

 

Социальный анализ означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей, раскрытие законо­мерностей, проверку и перепроверку получаемых данных и постро­ение теории с учетом всех требований современной науки. Если поставить вопрос: кто «отец» современной социальной психологии, ответить на него было бы практически невозможно, так как слишком многие представители разных наук внесли за­метный вклад в развитие социально-психологической мысли. Тем не менее одним из наиболее близких к зтому титулу, как ни пара­доксально, можно было бы назвать французского философа Огю-ста Конта (1798-1857). По многим изданиям Кон г из­вестен нам как основоположник позитивизма, то есть внешнего, поверхностного знания, якобы исключающею познание внутрен­них скрытых в шимосвязеи между явлениями. При этом не учиты­валось, что под позитивным знанием Конт понимал прежде всего знание объективное. По многим изданиям Кон г из­вестен нам как основоположник позитивизма, то есть внешнего, поверхностного знания, якобы исключающею познание внутрен­них скрытых в шимосвязеи между явлениями. При этом не учиты­валось, что под позитивным знанием Конт понимал прежде всего знание объективное. У. Макдугалл оставил о себе память одним из первых учебников социальной психологии, изданным в 19ПЗ г.

В хронологическом пространстве эти три стадии можно услов­но распределить следующим образом: методология социальной фи­лософии была преобладающей начиная с античных времен до XIX в.; XIX век стал периодом расцвета социального эмпиризма и зало­жил основы для стадии социального анализа, который с начала XX века и до сегодняшних дней составляет методологический базис

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...