Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие теоретические школы в развитии западной социальной психологии вы знаете?




Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических на­правлений — бихевиоризма (В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные), гештальт-психологии (возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое.) и фрейдизма (основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Я, оно, сверх я), так и новых собственно социально-психологических школ и направлений — необихе­виоризма (Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. ) (Э Богардус, Г Олпорт, В. Ламберт, Р Бейлс, Г. Хоу-мене, Э Мэйо и др}, неофрейдизма( Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций "культурного" подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры.Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку - это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность"), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием.)) (К Хорни, Э. Фромм, А Карди-нер; Э Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики ( П олевое поведение — понятие, введёное Куртом Левиным для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов). Полевое поведение наблюдается, например, у детей раннего возраста.) (К Левин, Р Липпит, Р. Уайт, Л Фестингер, Г. Келли), социометрии( теория измерения межличностных отношений) ( Дж. Мо­рено, Э Дженнинге, Дж Крисуэл, Н Бронденбреннер и др), трансактивнои психологии ( один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

) (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В Иттельсон, А. Эймес и др), гуманистической психологии (ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями
.)(К Роджерс и др), ког-нитивистские теории ( В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания. Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований. )(главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении сбалансированности, соответствия его когнитивных структур. Теория сбаланс структур Хайдера,коммуникативных актов Ньюкома, теория когнит диссонанса Фестингера) а также интеращионизма( Истоки этой теоретической традиции связаны с понятием самости в том виде, в каком оно разрабатывалось Дж.Г. Мидом, утверждавшим, что решающее значение для самости как социального феномена имеет рефлексивность. Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, а это принятие роли других зависит, в свою очередь, от нашей способности к внутреннему разговору с собой. Общество понималось Мидом как обмен жестами, предполагающий использование символов. Таким образом, символический интеракционизм — это исследование отношений между самостью и обществом как процесса символической коммуникации между социальными деятелями. Символический интеракционизм - теоретическое направление, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.)(Г Мид, Г Блумер, М Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др). который представляет социо­логический источник в развитии социальной психологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...