Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к решению проблем развития агропромышленного комплекса

 

В основе экзогенного развития АПК – политика государственной поддержки сельскохозяйственного производства как основы жизнедеятельности сельских поселений, а также создание условий для повышения мобильности труда и капитала.

Первая фаза реализации экзогенной модели сельского развития заключалась в содействии укрупнению аграрного производства наряду с реализацией программ по повышению плодородия земельных угодий и развитию рыночной инфраструктуры в сельской местности. Цель реализации этих мероприятий состояла в укреплении материально-технической базы и финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Это позволило сократить количество слабых и низкорентабельных хозяйств, а также повысить степень интеграции аграрных предприятий в региональный, национальный и международный рынок.

Однако со временем стало ясно, что такие меры не могут стабилизировать сельскую экономику. На самом деле, они имели следствием интенсификацию производства в аграрном секторе, ведущую к оттоку населения из сельского хозяйства и зачастую из сельской местности. Поэтому вторая фаза экзогенного развития заключалась в организации на селе несельскохозяйственных видов экономической деятельности. Поощрялись процессы перемещения производств из города в село и создания новых предприятий в сельской местности. Наряду с финансовыми и фискальными стимулами, упор делался на поддержку инфраструктуры, включая улучшение транспортных маршрутов и средств связи, развитие промышленных коммуникаций. В отдаленных и горных районах акцент делался на развитии туризма наряду или вместо промышленных предприятий.

Помимо развитых стран Европы и Северной Америки произошло переосмысление подходов к развитию сельской экономики в странах третьего мира вследствие неудач реализации программ государственной помощи в преодолении проблемы сельской бедности в послевоенный период. Можно выделить два подхода к эндогенному развитию, характерных для стран Юга: интеграционное развитие и самостоятельное развитие. Первый подход целью развития провозглашает интеграцию сельского населения в рыночные отношения. Роль программ сельского развития видится в необходимости создания благоприятных условий для интеграции с внешним миром. Суть такого подхода заключается в расширении участия населения в процессе развития посредством увязки целей и задач конкретных проектов с нуждами и возможностями сельских жителей.

Приверженцы самостоятельного экономического развития выступают против интеграции с внешними рынками, аргументируя это увеличением зависимости и усилением процессов пролетаризации и маргинализации. Они ставят под сомнение возможность участия в глобальной экономике локального сообщества на равноправных условиях. Свои доводы сторонники самостоятельного развития основывают на социологических исследованиях сельской местности и приходят к выводу о солидарном противодействии сельского населения любым начинаниям извне. Многие беднейшие слои населения не заинтересованы в развитии и реструктуризации сельской экономики, так как это подрывает основы существования кооперативных структур, в которых они работают на привычных и понятных принципах самопомощи и самообслуживания. Поэтому любое внешнее воздействие или помощь в развитии не приводят к желаемым результатам.

Для большинства сельских сообществ развитых стран самостоятельное локальное развитие не является приоритетом, поскольку в них все социальные группы и регионы в той или иной степени интегрированы в отношения с внешним рынком. Сельские районы подвержены как локальным, так и глобальным влияниям. Поэтому ключевой проблемой является взаимодействие между локальными и внешними силами в процессе развития сельской экономики. Эффективные стратегии сельского развития должны включать создание экономических и политических институтов на локальном и региональном уровнях, способствующих поддержанию благоприятных условий обмена товарами и услугами с внешним миром.

Тем не менее в развитых странах теория самостоятельного развития получила распространение среди радикально настроенных представителей партии зеленых и чрезвычайно маргинальных групп сельского населения, выступающих за самобытность хозяйственных отношений. Первые настаивают на необходимости локального контроля над экономической деятельностью с целью противодействия силам глобализации. Это означает, что местное производство должно быть направлено на удовлетворение локальных нужд. При этом сообщество должно стремиться к контролю над производством и распределением энергетических ресурсов, а также над финансовыми средствами.

Приверженцы самобытности хозяйственных отношений призывают к развитию сельских сообществ посредством поддержки промыслов, рыбацких артелей, туризма и сельскохозяйственной кооперации. Они настаивают на том, что кооперативы могут не только мобилизовать и эффективно использовать природные и человеческие ресурсы, но и гарантировать, что хозяйственная деятельность осуществляется в интересах сообщества и результаты могут распределяться справедливо.

Таким образом, в процессе эволюции теории и практики развития сельской экономики стало очевидно, что отраслевая политика не является адекватным механизмом решения многогранных проблем сельских жителей и не удовлетворяет их социальные потребности. Необходимо реализовывать интегрированную политику развития сельской экономики, соответствующую интересам разнообразных сельских территорий. В связи с этим важны объемы государственной помощи в финансировании программ сельского развития, а также использование внутреннего потенциала (культурного, исторического наследия, человеческого капитала) с целью органичной адаптации сообществ к внешним шокам и конъюнктуре рынка[14].

Предложения для обеспечения развития АПК в России большей части авторов сводятся к необходимости принятия мер по исправлению допущенных ошибок в аграрной политике государства. Основные предложения заключаются в следующем:

- кардинальное изменение аграрной политики[15];

Во-первых, считают, что требуется многократное увеличение прямой бюджетной поддержки отечественного АПК с учетом лучшей мировой практики и имеющихся возможностей государства. Во-вторых, что нужно придать более масштабный и целеустремленный характер мероприятиям, связанным с социальным развитием села. И необходимо дополнить реализуемые в настоящее время мероприятия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» минимум подпрограммами «Повышение доходов и качества жизни сельского населения на основе развития альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности в сельской местности» и «Возрождение традиционных сельских территорий Центральной России». В-третьих, что важно сформировать временный режим наибольшего благоприятствования для отечественных производителей сельхозсырья и продовольствия, предполагающий:

а) регулирование уровней и соотношений цен на продукцию отраслей АПК;

б) пролонгацию льготного налогообложения для производителей агропродукции;

в) повышение действенности таможенно-тарифного регулирования в отношении этой продукции;

г) использование временных налоговых преференций для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие агропромышленного производства[16].

- переход к серьезному протекционизму аграрного сектора экономики и регулированию экономических отношений между отраслями АПК;

- коренное изменение структуры производства;

А именно, предлагают разработать качественно новый механизм стимулирования развития животноводства.

- принятие мер по приостановлению обезземеливания крестьян;

Т.е. предлагается корректировка законодательства, направленная на: регламентацию рынка земли; ограничение количества сельскохозяйственных угодий в руках отдельных физических лиц; повышение требовательности при переводе пашни в другие категории земель; принятие мер по рациональному использованию земли.

- предотвращение деградации трудовых ресурсов и социальной сферы сельских территорий.

- приятие мер по поддержке сельскохозяйственной науки;

- устранение серьезных недостатков в статистической отчетности и системе информации[17].

Другой подход заключается в том, что модернизация считается необходимым условием устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, а также агропромышленного комплекса как важнейшей жизнеобеспечивающей сферы экономики.

Осуществляемая на основе инновационного развития модернизация АПК означает качественное его преобразование, вовлечение в этот процесс производительных сил и совершенствование производственных отношений. Рост производительных сил сельского хозяйства включает: повышение почвенного плодородия и увеличение продуктивности земли как основного средства производства в сельском хозяйстве, увеличение биологического потенциала продуктивности и других хозяйственно полезных качеств сельскохозяйственных растений и животных, более полную их реализацию в производстве; повышение производительности сельскохозяйственного труда, изменение роли человека в производстве путем замены ручного труда механизированным; рост материально-вещественных элементов производительных сил за счет расширения масштабов применения и качественного улучшения средств производства.

Совершенствование аграрных производственных отношений включает реализацию отношений собственности, в том числе земельных отношений; переход на прогрессивные организационные формы сельскохозяйственного производства в составе многоукладной аграрной экономики, усиление роли сельскохозяйственной кооперации, формирование интегрированных агропромышленных структур; обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; стимулирование инвестиционной деятельности в АПК; государственное регулирование (ценообразование, кредитование, налогообложение, страхование) и поддержку АПК (субсидии, дотации, компенсации, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей); создание инфраструктуры рынка.

Согласно рассматриваемому подходу, рост производительных сил АПК обеспечивается массовым применением в производстве новых технологий, а совершенствование производственных отношений реализуется с помощью конкретного организационно-экономического механизма АПК, отражающего особенности того или иного этапа аграрного развития. Только во взаимодействии технико-технологических и организационно-экономических направлений инновационного развития возможно успешное продвижение по пути модернизации АПК[18].

Далее проведём анализ динамика развития сельского хозяйства в РФ, Сибирском федеральном округе (СФО) и Красноярском крае в разрезе основных проблем развития агропромышленного комплекса. А именно:

- непропорциональное развитие растениеводства и животноводства;

- деиндустриализация села;

- диспаритет цен;

- плохая демографическая ситуация в сельской местности;

- сокращение пахотных земель.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...