Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания
Экспериментальное исследование данной проблемы проходило с сентября 2008 по май 2009 года. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 10. Целевая группа: учащиеся 3 А и 3 Б классов (51 человек) в возрасте 8- 10 лет. Этапами проведения исследования являлись констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (проведение развивающих занятий художественно-творческой деятельности), повторное диагностической исследование. Первый этап включал констатирующий эксперимент. Использовались следующие методы исследования: методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд), методика «Изучение системы детских самохарактеристик», сочинения «Я в будущем» и «Я в прошлом», коммуникативный анализ уроков (автор Н.А.Фландерс). В ходе констатирующего эксперимента было выявлено следующее. В целом, общее представление о себе у испытуемых позитивно и гармонично, но носит ограниченный характер, связанный с учебными успехами, интеллектом и добропорядочным поведением. Спектр описаний «Я» повторяется и довольно узок, сводится к субъективным метафорам и конкретным социально значимым характеристикам. Второй этап включал формирующий эксперимент, который состоял в проведении программы творческих занятий по развитию образа «Я» младших школьников. Цель состояла в развитии образа «Я» школьников, включающее развитие разных аспектов и звеньев его самосознания (развитие представления об имени, теле, повышение самооценки, повышение самоуважения, представление о половой принадлежности, о своём этническом, социальном и гражданском «Я», о себе в прошлом, настоящем и будущем, о своих способностях). Программа была организована по 10 занятий по 45 минут каждое (в середине учебного дня). Занятия структурировались по блокам, соответствующим звеньям самосознания, что соотносится со структурой диагностической обработки проводимых методик. Занятия проходили в помещении комнаты психолога для групповых занятий, достаточно оснащённой.
В ходе проведения занятий использовались художественные средства, игрушки, мячи. Также в проведённых развивающих занятиях использовались элементы игровой работы, такие как работа с игрушками из прочных и мягких материалов, сюжетно-ролевая игра, игры на развитие креативного мышления, задания были представлены в виде игр с правилами, что обеспечило ощущение психологического комфорта и безопасности, свободного выражения своего «Я». В занятия входили различные методы художественно-творческой деятельности, арт-педагогические, театральные технологии и психодрама, работа со сказками, творческие игры, работа с куклами. Среди методов творческой работы можно выделить следующие. Основной метод – работа с метафорой. Метафора – основной метод работы как с младшими школьниками вообще, так в особенности для работы по развитию образа «Я», представления о себе. К основному виду работы с метафорой относится сказкотерапия. Метафоры облегчают осознание системы отношений между субъектами и снижают воздействие негативных эмоций в случае получения болезненной информации. Язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности. В работе со сказками используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому ученику подбирается соответствующий его интересам жанр. В нашем исследовании применялись различные авторские сказки, сказки народов мира, притчи и предлагалось сочинить собственные сказки.
В русле работы со сказкой детям предлагалось сочинить собственные стихи, предварительно изучив некоторые стихи известных поэтов на заданную тему. При обсуждении использовался метод поощрения, педагог положительно реагировал на любые проявления творческой натуры детей. При проведении занятий использовались мягкие игрушки, например при проигрывании сказки, и для обозначения того, кто говорит в данный момент. В занятиях проводилось развитие метафорического «Я», метафора использовалась при работе со сказкой, которая активно обсуждалась и рисовалась всеми участниками группы. Сказки были направлены на понимание через метафору своего «Я», внутреннего мира, своей ценности и возможности принятия себя. Одним из важных методов является игра. Младшие школьники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. С учащимися проводились игры, направленные на изучения своего «Я», знакомства со своим внутренним миром, посредством знакомства с качествами личности и идентификации себя и других с ним, проводилась беседа с детьми и учителем в форме диалога. С помощью загадок участники группы - дети и учитель - вспоминали характеристики личности, «Я» человека. Проводились творческие занятия по развитию и коррекции у учащихся 3 класса «А» гендерного «Я», развивались характеристики себя в соответствии со своим полом. В работе использовались ролевые игры, основанные на принципе активности и деятельностном подходе, происходило межличностное взаимодействие между мальчиками и девочками в классе, выявлялись личностные особенности полов. В контексте проведённого исследования использовались техники работы с рисунком, артпедагогические занятия. Применение такой формы работы является также важным психолого-педагогическим условием реализации внутренних ресурсов «Я» младших школьников, способствует углублению контакта с психологом, саморазвитию и самоактуализации личности школьников.
Методики изобразительной художественной деятельности основываются на том предположении, что внутреннее "Я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Личность младшего школьника, как сложное образование характеризуется склонностью к непрерывным изменениям ее составляющих. Л.Н. Собчик полагает, что вместо того выбора, который шел бы «от сердца», дети могут придумать игру со своими правилами. В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна, как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует реакций защитного характера. В занятиях использовались различные методы отображения своего «Я» на рисунках с помощью красок, пластилина, использования коллажей, Например, для повышения внимания к своему образу «Я» и повышения самооценки использовалось упражнение «Мой портрет в лучах солнца»: Перед школьниками ставился вопрос: «Почему я заслуживаю уважения как ученик?» Чтобы легче было это сделать, нужно было нарисовать солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя и нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что дети о себе знают знаете как о ученике. Далее шло обсуждение портретов. Также проводились занятия на развитие посредством изобразительной деятельности образа собственного имени. Для повышения значимости социального «Я» проводилась групповая работа с рисунками, создавались общие рисунки, скульптуры из пластилина («Рисунок класса», «Наша школа),где каждый из школьников стремился отметить свой вклад и утвердить свою личность. Также использовались методы театральных технологий и психодрамы. Развитие самосознания личности младшего школьника рассматривается как процесс формирования позитивных ценностных отношений к различным аспектам "Я" в социокультурном пространстве и как внутренне-личностный опыт, который может быть приобретен в ходе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса образа «Я».
Развитие самосознания в психодраме представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего "Я" в пространстве среды сверстников. Игровая сущность психодрамы в том, что человеческое «Я» определяется совокупностью ролей, выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с детьми. Проводились ролевые театральные упражнения на развитие представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Например игра «Роли». Её использовали как психодраматическую постановку. Детям раздавались карточки с написанными на них социальными и профессиональными ролями: «ученик», «учитель», «строитель», «продавец», «шофер» и т.п. Ребята изображают их без слов. «Жюри» определяет наиболее удачных актеров. Далее идёт «шеринг»(обсуждение результатов игры). Также создавались различные «скульптуры»,когда педагог предлагал создать детям с помощью своих одноклассников «скульпутры», отражающие стороны его «Я», или же скульптуру класса в целом. Среди упражнений были ролевые игры с правилами, что обеспечило ощущение психологического комфорта и безопасности, свободного выражения «Я». В занятиях развивалось представление о своих способностях в будущем. При проведении занятия в конце давалась обратная связь, для того, чтобы все участники смогли высказаться. Занятия построены на принципе взаимопринятия детей друг другом, педагогом, психологом. В играх на понимание других выделялся этнический компонент, но специального блока игр, заявленных на данную тему, не было, проводились обсуждения на тему этнической принадлежности и толерантности, принятия себя(например, театрализированная ролевая игра «Мы похожи — мы отличаемся»). Также в заключении программы проводились занятия, направленные на развитие социального «Я» (социального пространства личности), где основное внимание уделялось развитию гражданского «Я», «Я» в системе прав и обязанностей. В работе с классом и педагогом особое внимание уделялось созданию доброжелательной рабочей обстановки. Педагог присутствовал на занятиях и принимал участие в работе с группой. При этом педагог снабжался дополнительно информацией о младшем школьном возрасте и феномене образа «Я». При проведении каждого занятия в конце давалась обратная связь, для того, чтобы все участники смогли высказаться. Занятия построены на принципе взаимопринятия детей друг другом, педагогом, психологом.
В работе с обеими группами работа была направлена, в целом также на развитие целостного образа «Я», все блоки пересекались по темам, а также ставился акцент на развитие здоровой личности как психологически здорового человека – спонтанного, творческого, жизнерадостного, весёлого, открытого, ответственного, развивающегося, гармоничного, познающего себя и мир разумом и чувствами. Ему соответствует знание о самом себе и принятие себя, саморазвитие. Анализ результатов повторной диагностики 3 «А» и 3 «Б» классов показал определённую динамику в представлениях детей о себе. Выполняя тест «Кто я?», после проведённой развивающей работы, у учащихся в 3 «А» классе дали каждый в среднем 9,5 ответов, в 3 «Б» - 8,5. Общее количество характеристик образа «Я» увеличилось, а также возросло разнообразие ответов, они стали более дифференцированными. Таким образом, творчество является неотъемлемой частью и условием развития самосознания ребёнка. В процессе творчества проявляются индивидуальные особенности «Я» младшего школьника, происходит осознание и взаимодействие с различными компонентами самосознания. Итак, можно сделать вывод о том, что образ «Я» - это представление субъекта о себе и отношение к себе. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разнообразие видов деятельности - одна из важных условий самоопределения «Я» в творчестве (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская и др.). Образ «Я»– структурное образование, он имеет несколько уровней. Развитие образа «Я» в младшем школьном возрасте является важным процессом в становлении личности и одной из значимых проблем педагогики. Художественно-творческая деятельность является неотъемлемой частью и условием развития самосознания ребёнка. Художественно-творческая деятельность помогает детям понять себя, принять своё «Я», способствует осознанию своих качеств. Также активный процесс творчества и повышение уровня креативности личности предполагает динамику, преображение действительности, продуктов своей деятельности, что способствует развитию представлений о возможности самоизменения, развитие рефлексии. Происходит не просто созерцание готовых художественных продуктов, а полноценное активное познание себя через творчество, что адекватно задачам младшего школьного возраста. Художественно-творческая деятельность позволяет формировать целостное представление о себе, его духовный, социальный, психологический, физический аспекты. В процессе творчества проявляются индивидуальные особенности «Я» младшего школьника, происходит осознание и взаимодействие с различными компонентами самосознания. Таким образом, главная задача психолого- педагогического сопровождения - выявить особенности использования методов творческого самовыражения, при которых будет происходить креативное развитие представления о себе младшего школьника. Следовательно, гипотеза о том, что в младшем школьном возрасте возможно и необходимо формирование эмоционально-положительного отношения к себе в разных видах деятельности; эффективным средством формирования самоценности личности, являются игровые и проблемные ситуации, которые ставят ребенка в позиции, требующие проявлять активность, использовать имеющийся опыт, оценивать себя в различных ситуациях, а также художественно-творческая деятельность, подтвердилась. Заключение
Самосознание (Я-концепция) – это относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное представление индивида о самом себе. На основе этого индивид строит свое поведение. Выделяют три компонента самосознания: 1. Убеждения (когнитивный компонент). 2. Эмоциональное отношение к убеждению (эмоционально-оценочный компонент). 3. Поведенческий (волевой компонент). К основным линиям развития самосознания в младшем школьном возрасте относятся: - умение оценивать действия других, - умение оценивать свои действия, моральные качества и умения, - осознание своих переживаний, - половая идентификация, - осознание себя во времени. Представление о самоценности одна из стержневых характеристик личности, основной компонент самосознания. Оно включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. Содержание её сложно, т.к. многоаспектна сама личность. Эмоционально-положительное отношение к себе - это динамический процесс, включающий ориентацию на оценку окружающих, признание которых необходимо людям. Самосознание в целом представляет собой одну из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Уильям Джеймс был первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности. Представления о себе формируются в процессе обратной связи от значимых других, то есть это оценка того, как относятся к человеку другие люди. Значимые люди помогают человеку увидеть себя в разном свете. Положительная оценка формируется в результате сообщения, что человек делает что-то значимое. На самооценку влияют также ожидания по отношениям к способностям человека. На самооценку влияют также способности, успехи или неудачи. Самооценка может быть завышенной или заниженной и это является источником конфликтов. Вследствие завышенной самооценки общество может отвергать человека, а это может развить агрессию по отношению к отвергающим. Вследствие заниженной самооценки развивается комплекс неполноценности, апатия и т.д. самооценка может быть общая, которая включает развитие самоуважения, принятия себя, положительного отношения ко всему, что входит в сферу Я, развитие волевых качеств. Развитие представления о самоценности личности у младших школьников происходит под влиянием следующих факторов и условий: влияние оценок родителей на самооценку опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интериоризация оценок того родителя, который для ребенка представляется безусловно значимым лицом, носителем эталонных оценок. Селективность интериоризации обусловливается, с одной стороны, стилем воспитания родителей, а с другой, социальной перцепцией и пониманием детьми компетентности матери и отца, потребностью ребенка в самоуважении. Следует подчеркнуть широкий диапазон факторов, приводящих к образованию личностных свойств. Они складываются в общении со взрослыми и детьми, в разнообразных формах познания и в различных видах деятельности — в игре, на занятиях и т. д. Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерминант развития ребенка в младшем школьном возрасте и приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сущности личностных свойств. По результатам констатирующего обследования мы выявили, что в целом, общее представление о себе у младших школьников позитивно и гармонично, но носит ограниченный характер, связанный с учебными успехами, интеллектом и добропорядочным поведением. Спектр описаний «Я» повторяется и довольно узок, сводится к субъективным метафорам и конкретным социально значимым характеристикам. После проведения цикла занятий, в структуру которых входили различные виды деятельностей, игровые и проблемные ситуации, анализ результатов повторной диагностики показал определённую динамику в представлениях детей о себе. Общее количество характеристик образа «Я» увеличилось, а также возросло разнообразие ответов, они стали более дифференцированными.. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Богданова О.С., Петрова В.И., Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1998. – 396 с. 2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. 3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с. 4. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. - СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. - 208 с. 5. Герасимова В.А.. Классный час играючи. – М.: Творческий центр "Сфера", 2004. 6. Гульчевская В. Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. — Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999. 7. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с. 8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999. - 432 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999. 10. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1998.- Т. 18, №3. 11. Классному руководителю о воспитательной системе класса./ Под редакцией Е.Н. Степанова. М.: Владос, 2000. 12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. 14. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. Настольная книга классного руководителя 5-8 классов. Ростов-на-Дону, Феникс. - 2002. 15. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 176с.:ил. 16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. — М.: Педагогика, 1997. 17. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений. /Аминов Н.А. Янковская Н.А. - М.: Московский комитет образования, Московский государственный психолого-педагогический институт. 1999. — 108 с. 18. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: МПУ,1998. – 112 с. 19. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т. – СПб.: Речь, 2007. – 416 с. 20. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с. 21. Поляков С.Д. Технология воспитания. - М.: гуманитарный издат. центр «Владос», 2002. 22. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с. 23. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3 – с. 25 - 36 24. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. 25. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Академия, 2000. 26. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12. 27. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с. 28. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с. 29. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс: Для студентов ун-тов и пед. ин-тов / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001. - 272 с. 30. Чудинова Е. В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии. – 1998 - № 5. 31. Эпштейн М. Проектная деятельность: история с продолжением. – СПБ.: 1 сентября, 2002. 32. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1999. 33. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5. 34. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1998. - №3. 35. Ясницкая В.Р. Три кита. - М.: Владос, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|