Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции




КУРСОВАЯ РАБОТА

Конкурентная структура российского рынка

 

 


 

Введение

конкуренция монополизация экономика

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей. На рынке производство трансформируется в предложение (желание производителей произвести и предъявить к продаже товар по определенной цене в течение определенного времени), а потребности в спрос (желание потребителей приобрести определенные товары за определенную цену). В качестве экономических субъектов, вступающих друг с другом в отношения купли - продажи, могут выступать индивиды, домохозяйства, предприятия и государство.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Проблема конкуренции и монополии в условиях процесса глобализации становится наиболее обсуждаемой в научных кругах, поскольку тенденция к глобализации не может не выдвигать новых требований к изучению данного вопроса. Существует множество форм функционирования предприятия: монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция.

В данной курсовой работе мы рассмотрим конкурентную структуру именно российского рынка. Эта тема является весьма актуальной в наше время, так как конкуренция чаще начинает поглощается монополией. В России становится все больше и больше отраслей, где одна фирма имеет весомое превосходство над другими.

Объектом нашей курсовой является конкуренция на российском рынке.

Целью нашей курсовой работы является изучение особенностей конкуренции российского рынка в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие категории «конкуренция», «монополия»;

рассмотреть основные методы конкурентной борьбы на рынке;

рассмотреть сущность и признаки монополии.

 


Конкуренция, её виды и сущность

Сущность конкуренции, условия её существования

 

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Основными показателями являются:

) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Совершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция - рыночная модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Такой конкуренции присущи следующие черты:

на рынке действуют множество фирм, производящих одинаковую продукцию. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;

возможность свободного доступа в различные производственные секторы;

продукт однороден, он производится множеством предприятий в рамках одной отрасли;

хорошая информированность всех участников рынка. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.

Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».

 

Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция - это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия (исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.), монополистическая конкуренция и олигополия (тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию). Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия - реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

 

Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции

 

В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, -

- отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии».

При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков:

1) Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;

2) Рынок факторов производства.

Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.

Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...