Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы антимонопольной политики в России




 

Накопленный странами с «рыночной» экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.

Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.

В течение последних лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.

В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (Конституция РФ, ст. 34, п. 2).

Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел целый ряд преобразований. 22 сентября 1998 года Государственный антимонопольный комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом (Постановление Правительства РФ №189 от 7.04.2004).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства.

В соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 50% и более товарного рынка, если только хозяйствующий субъект не докажет обратного. Предприятие, контролирующее 35-50% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень действий, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен и другие.

В статье «Российской газеты» от 14 января 2009 г. обсуждаются вопросы трактовки понятий антимонопольного законодательства с экспертом в области антимонопольного законодательства, доктором экономических наук профессором Высшей школы экономики, заместителем директора Института анализа предприятий и рынков Светланой Авдашевой:

· Как определить монопольно высокую цену товара? (статья 6 Федерального закона «О защите конкуренции»),

· Может ли субъект, доля которого на рынке составляет 8% или немного более, оказывать реальное, решающее воздействие на общие условия оборота на рынке? (используются признаки доминирующего положения на рынке, статья 5),

· Чем различаются понятия, установленные законом «О защите конкуренции», - «злоупотребление коллективным доминированием» и «согласованные действия на рынке»?

Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в стране с 1991 г. Утвержден Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов. В ней, помимо специальных департаментов и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. Деятельность естественных монополий в России регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· железнодорожные перевозки;

· услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

· услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешено поднимать цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Однако оставляет желать лучшего практика антимонопольного регулирования. Очень невелики и штрафные санкции, применяемые к фирмам-нарушителям. В результате российским фирмам сегодня проще заплатить штраф, нежели соблюдать закон.

В 2012 году антимонопольными органами было выдано 1423 предупреждения, 75% из которых исполнено, что говорит об активном использовании данного инструмента. После введения предупреждений в 3 раза сократилось количество дел, возбужденных по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Если в 2011 году по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 было возбуждено 952 дела (471 по пункту 3 и 481 по пункту 5), то в 2012 году уже 366 (198 по пункту 3 и 168 по пункту 5). К сожалению, считают в ФАС, в России до сих пор сохраняется явное пренебрежение органов власти к антимонопольному законодательству как регулятору рыночных отношений. Это выражается и в значительном количестве дел, инициированных ФАС против органов власти, и в более чем солидном объеме повторных нарушений антимонопольного законодательства теми же властными структурами. В 2013 году последние составили 22% от общего количества выявленных нарушений.

Наша антимонопольная служба, по оценкам правительственных экспертов, страдает от перегруженности заявлениями и делами, лишь косвенно связанными с защитой конкуренции. Дело в том, что существующее законодательство, по сути, не проводит различий между неправомерным отказом, например, в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. Чтобы преодолеть этот недостаток, Минэкономразвития совместно с ФАС разработали программу, в которой предлагается четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.

К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые прямо ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Они наносят вред конкурентной среде отдельного рынка (или нескольких рынков) и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих на них хозяйственную деятельность.

Ко второй категории правонарушений антимонопольного законодательства относятся нарушения, не влекущие общественно опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Сейчас они составляют существенную часть нагрузки ФАС - больше половины всех рассматриваемых ею дел.

Например: Срыв сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.

С разделением всех правонарушений на две категории связана, пожалуй, самая громкая законодательная инициатива ФАС, которая сейчас близка к воплощению в жизнь. Речь идет о законопроекте, уже внесенном Правительством в Госдуму, который предполагает уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, прямо ограничивающие конкуренцию. Проект новой редакции ст. 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 3 лет за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Они могут выражаться, в частности, в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок. Предприниматели и должностные лица, виновные в подобных грехах, рискуют попасть в места не столь отдаленные на срок до 3 лет, если они нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлекли личный доход в крупном размере. Заметим, что пороговое значение крупного ущерба или дохода высоким не назовешь - 1 млн руб. (особо крупный до 3 млн руб., а срок соответственно 7 лет). Предложенная программа и законодательные инициативы ФАС могут стать реальным шагом вперед в борьбе за формирование свободной конкуренции в нашей стране.


Заключение

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...