Понимание сложных логико-грамматических конструкций
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
В предыдущих разделах мы не касались такого вопроса, как развитие у ребенка понимания речи окружающих. Это объясняется тем, что в норме понимание речи других значительно опережает развитие собственной речи ребенка и представляет для него гораздо меньшую сложность. Уже на первом году жизни ребенок понимает общий эмоциональный смысл речи. Совсем не понимая слов, он может различать сердитый, радостный, ласковый тон речи в целом и соответствующим образом на него реагировать. Далее наступает стадия так называемого ситуационного понимания речи, когда ребенок способен понимать уже отдельные слова, но сказанные лишь в определенной ситуации. (Если спросить 10—11-месячного ребенка: «Где окно?», «Где часы?», «Где мишка?» и т.п., то он повернет головку в нужном направлении, но только в пределах данной, хорошо знакомой ему комнаты. В условиях же какой-либо другой ситуации это уже «не сработает»). На этом этапе слово воспринимается ребенком еще как нерасчлененный звуковой комплекс, без учета составляющих его звуков. По этой причине ему пока недоступно различение близких по своей звуко-слоговой структуре слов (типа МИСКА-МИШКА), о чем уже упоминалось на стр. 35. И лишь позднее ребенок начинает понимать речь на основе собственно языковых средств, без тесной «привязки» к конкретной ситуации. Например, мы можем говорить с ним о папе или бабушке, которых в данный момент нет в комнате, или о предстоящей прогулке, и он хорошо поймет нашу речь. Кстати сказать, все грамматические формы ребенок тоже сначала различает в плане понимания и лишь позднее овладевает умением правильно употреблять их в собственной речи. Приведем здесь только один конкретный пример с различением множественного числа имен существительных. Положив перед ребенком две картинки, на одной из которых нарисован КЛЮЧ, а на другой — КЛЮЧИ (несколько ключей), мы говорим: «Вот видишь, это ключ (показываем первую картинку), а это что?» (показываем вторую картинку). «И тоже ключ» — отвечает ребенок.
Как видим, в собственной речи он еще не дифференцирует единственное и множественное число имен существительных. А как обстоят дела в плане понимания ребенком этих различий? Для выяснения этого вопроса нужно попросить его показать, на какой из картинок нарисован КЛЮЧ, а на какой — КЛЮЧИ. Если ребенок теперь показывает картинки правильно, то это говорит о том, что он уже различает единственное и множественное число существительных, но пока еще только в плане понимания. В этом случае можно надеяться на скорое овладение им дифференциацией этих форм и в его собственной речи. Но если ребенок не различает эти грамматические формы даже на уровне понимания, то не приходится рассчитывать на правильное употребление их в его речи. Мы говорили здесь о развитии сравнительно простых форм понимания речи. Но для того, чтобы овладеть устной и письменной речью как полноценным средством общения, ребенок должен уметь понимать не только самые простые высказывания типа: «Дети идут в школу» или «На улице идет дождь», но и сложные грамматические конструкции. Однако многим детям это дается с большим трудом, что очень отчетливо проявляется в ходе их обследования. Приведем конкретный пример. Положив перед ребенком ручку и карандаш, мы просим его показать ручку карандашом (или карандаш ручкой). Некоторые дети, совершенно не понимая, чего от них хотят, сначала вопросительно смотрят на нас, а затем берут в руки сразу оба предмета и показывают их нам. Вряд ли нужно объяснять, что таким детям будет многое непонятно в речи окружающих и что во многих случаях для них будет затруднено, в частности, понимание условий арифметических задач. Этим и объясняется необходимость специальной проверки понимания детьми сложных логико-грамматических конструкций и работы над ними при выявлении затруднений. Это очень важный момент подготовки ребенка к школе.
Для такой проверки предложите ребенку приведенные ниже задания, которые доступны детям б-летнего возраста. Задание 1. Попросите ребенка показать, на какой из приведенных ниже картинок ДЕВОЧКА дарит цветы МАМЕ (или наоборот). В случае затруднений задайте ему вспомогательные вопросы: «Что делает девочка?» (дарит цветы). «Кому она дарит цветы?» (маме). «А что на другой картинке делает мама?» (дарит цветы). «Кому мама дарит цветы?» (девочке). «Так где же ДЕВОЧКА (подчеркиваем голосом) дарит цветы МАМЕ? А где МАМА дарит цветы ДЕВОЧКЕ?». Примерно таким образом работайте над картинками до тех пор, пока ребенок не научится понимать смысл этих предложений, о чем будет свидетельствовать правильность показа картинок.
Задание 2. Оно аналогично предыдущему и приводится здесь с целью увеличения наглядного материала для упражнений. Спросите ребенка, на какой из приведенных ниже картинок МАМА причесывает ДОЧКУ, а на какой — ДОЧКА причесывает МАМУ. В случае затруднений помогите ребенку дополнительными вопросами («Что делает мама? Кого причесывает мама? Что делает дочка? Кого причесывает дочка»?). Попросите ребенка показать ДОЧКИНУ МАМУ и МАМИНУ ДОЧКУ. Для многих детей это задание также может оказаться сложным. В этом случае помогите ребенку следующим образом: «Послушай внимательно, я прошу тебя показать дочкину МАМУ (выделяете это слово логическим ударением). А теперь я прошу показать мамину ДОЧКУ». После этого вновь попросите ребенка выполнить эти же самые задания, но уже без всякого подчеркивания голосом особо важных для понимания фразы слов.
Задание 3. Это задание аналогично второй части предыдущего. Попросите ребенка на приведенной ниже картинке показать КОШКИНУ ХОЗЯЙКУ и ХОЗЯЙКИНУ КОШКУ. В случае затруднений на первых порах делайте на нужном слове логическое ударение (кошкина ХОЗЯЙКА, хозяйкина КОШКА). Работайте с картинками до тех пор, пока ребенок не научится свободно выполнять эти задания.
Задание 4. Попросите ребенка на приведенной ниже картинке показать, где ХОЗЯИН ДОМА, а где ДОМ ХОЗЯИНА. В случае затруднений, как и в предыдущих заданиях, помощь ребенку оказывается путем использования логических ударений (Где ДОМ хозяина? Где ХОЗЯИН дома?).
Задание 5. Попросите ребенка показать, где нарисован МИШКА НА МЯЧИКЕ, а где - МЯЧИК НА МИШКЕ. При этом не допускается употребление каких-либо дополнительных слов, которые в данном случае будут играть роль подсказки. Например, если спросить ребенка «Где мишка СИДИТ на мячике?», то при ответе на такой вопрос он сразу сориентируется на глагол «сидит», и у него полностью отпадет необходимость в «расшифровке» имеющейся в этих словосочетаниях логико-грамматической сложности.
Задание 6. Оно аналогично предыдущему и преследует ту же самую цель. Попросите ребенка показать, какой мальчик показывает РУЧКУ КАРАНДАШОМ, а какой - КАРАНДАШ РУЧКОЙ. В случае затруднений помогите ему вопросами: «ЧТО показывает мальчик? ЧЕМ он показывает?». То же и отношении другого мальчика. Затем попросите ребенка самого показать ручку карандашом и карандаш ручкой. Усложните задание путем различной формулировки одной и той же просьбы. Например: «Покажи РУЧКУ карандашом» и «Покажи карандашом РУЧКУ». Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится выполнять эти задания без затруднений.
Благодаря всем этим упражнениям ребенок научится гораздо лучше понимать речь окружающих, обращать внимание на «тонкости» построения фраз, что будет стимулировать его и к усовершенствованию своей собственной речи (как помним, понимание всегда предшествует «говорению»). Связная речь Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения, и различные конспекты и рефераты, и многое другое. Школьные оценки, естественно, находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и в полном смысле этого слова связности изложения материала.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Эти мысли становятся понятными слушателям из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию. Так, правильно построенная связная речь позволяет, например, в ситуации летнего пляжа доходчиво и образно рассказать об условиях зимовки на Северном полюсе. Воспитанию у учащихся полноценной, развернутой связной речи школа уделяет очень большое внимание. Начиная с первого класса ребенка приучают к возможно более полному пересказу прочитанного, к составлению рассказов по сюжетным картинкам, по серии картинок и т.п. и это далеко не случайно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека. Ведь всем нам хорошо известно, что многим достаточно умным людям приходится играть в жизни второстепенные роли только по той причине, что они «не умеют двух слов связать». Так почему же «не связываются» эти слова у людей, окончивших школу, несмотря на то что именно воспитанию связной речи в ней уделяется такое большое внимание? Во многом это объясняется недостаточной сформированностью речи у детей до начала их школьного обучения. Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать», то уже на самых первых этапах обучения он окажется в сложном положении. А одни образовавшиеся пробелы будут с неизбежностью вызывать появление других, поскольку работа над устной и письменной речью детей ведется по определенной системе. В итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. (Ведь многие взрослые люди, окончившие школу, не могут написать даже приличного письма, из которого адресату сразу было бы все понятно и над «переводом» которого ему не приходилось бы ломать голову). Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (если не иметь в виду случаи выраженной речевой патологии) очень во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных взрослыми сказок и рассказов и т.п. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые предоставлены самим себе.
Конечно, для построения связных рассказов ребенок должен, прежде всего, иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении. Только при этом условии он сможет из отдельных им же самим составленных предложений построить связный рассказ. Поэтому забота об обогащении словарного запаса детей и о формировании у них грамматических систем (о чем говорилось выше) является одновременно и заботой о создании необходимой базы для овладения связной речью. Связная речь типа описания или рассказа развивается у ребенка постепенно и в основном уже после трех лет. Детям более раннего возраста доступна лишь ситуативная форма общения, которая протекает преимущественно в форме диалога (вопрос — ответ). Для такой формы речи достаточно уметь более или менее правильно построить отдельное предложение, а то и просто обойтись отдельными словами. Отсутствующие в речи ребенка слова здесь могут быть заменены жестами или простым указанием на соответствующие предметы — все равно такую речь вполне можно понять исходя из самой ситуации, в которой протекает общение (например, разговор о процессе одевания во время сборов на прогулку, разговор об игрушках, которыми ребенок занят в данное время, и т.п.). Но при попытке рассказать об отсутствующем человеке или явлении, а также о каком-либо неизвестном слушающему происшествии ребенок уже не может обойтись одним предложением. Для того чтобы его мысль стала полностью понятной, ему необходимо правильно построить хотя бы несколько предложений и к тому же суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Это уже гораздо более сложная задача. Прежде чем соединять, «связывать» предложения, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т.д.). Случайное же нагромождение предложений, расположенных вне определенной последовательности, не достигнет нужной цели — «рассказ» ребенка не будет понят слушающим. Например, ребенку хочется рассказать о таком событии. Он вместе с ребятами играл в мяч. Вдруг мяч упал в пруд. Собака одного из мальчиков поплыла за мячом и принесла его хозяину. Это событие должно быть изложено примерно в такой последовательности: 1) дети играли в мяч; 2) мяч упал в воду; 3) собака поплыла за мячом; 4) она принесла мяч хозяину. Если в процессе рассказа последовательность этих основных этапов происшествия поменять местами, то связного рассказа не получится, даже при условии упоминания и о детях, и о мяче, и о воде, и о собаке. Связный рассказ предполагает, что все эти «предметы» будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом, дающее возможность раскрыть последовательность событий. В речи это должно быть выражено при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета: ИГРАЛИ - УПАЛ - ПОПЛЫЛА - ПРИНЕСЛА. Если бы не это «движение», то и рассказывать было бы не о чем... (Правда, бывают и рассказы-описания, не связанные с развитием какого-то определенного действия, к которым мы еще вернемся). В этой связи хочется еще раз напомнить родителям о необходимости обогащения речи ребенка глаголами. Итак, важнейшим признаком связного рассказа является то, что он состоит из ряда связанных между собой по смыслу высказываний. Поэтому владение ребенком отдельным предложением еще не означает владения им связной речью — последнее представляет собой гораздо более высокий уровень речевого развития. Некоторые же дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-либо отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, то есть составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. А это означает, что построению связных высказываний во многих случаях детей нужно учить точно так же, как и построению отдельных предложений. Но сначала следует проверить, в какой степени владеет Ваш ребенок связной речью. При нормальном ходе речевого развития к концу дошкольного возраста связная речь у ребенка должна быть сформирована достаточно хорошо. Специальное внимание этому уделяется и в детском саду. Уже 4 —5-летние дети способны о многом самостоятельно рассказать. Например, они рассказывают о том, как провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее или в зоопарке. Они способны также связно пересказать содержание услышанных от взрослых сказок и рассказов, различных историй и пр. Но, к сожалению, не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят столь благополучно, чем и вызвана необходимость специальной ее проверки. С целью проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на одной из приведенных ниже четырех сюжетных картинок. Достаточное их количество позволит ему выбрать наиболее привлекательную для него картинку, соответствующую его настроению, что даст ему возможность наилучшим образом проявить свои речевые способности. Затем можно будет обратиться и к другим картинкам. Результаты такой проверки могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети 5-6 и даже 4-летнего возраста составят по картинке большой и достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и такие события, которые на ней не изображены. Другие с заметным трудом как бы «выдавят» из себя несколько правильно или аграмматично построенных предложений или даже ограничатся только одним предложением. И могут, наконец, встретиться такие случаи, когда ребенок сможет только просто перечислить изображенные на картинке предметы и явления, даже не сделав попытки как-то связать их между собой, например: ЗИМА, СНЕГ, ГОРКА, САНКИ, ДЕТИ, СОБАКА... Понятно, что если в первом случае мы можем говорить о достаточном уровне владения детьми связной речью, то в последнем придется констатировать отсутствие у них даже речи фразовой. При недостаточно удовлетворительных результатах проведенного обследования нужно безотлагательно приступать к упражнениям по развитию у ребенка связной (или пока еще только фразовой) речи.
Зимние забавы Весна пришла
Жарким летом Приметы осени Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи, нужно, прежде всего, постараться заинтересовать его ею, вызвать у него желание о чем-то рассказать. Можно начать с прочтения сказки или небольшого интересного для ребенка рассказа, который ему самому захотелось бы пересказать. Можно предложить и красивую яркую картинку, которая способна привлечь его внимание и побудить к каким-либо эмоциональным высказываниям по поводу ее содержания. И только после создания такого положительного эмоционального настроя в отношении самих попыток рассказывания можно приступать к систематическим упражнениям в нем. Мы не задаемся здесь целью ознакомления родителей со всей системой работы по воспитанию у детей связной речи и со всеми используемыми для этого в дошкольных и школьных учреждениях методическими приемами. Приведем лишь некоторые виды доступных любому неспециалисту упражнений.
1. Совместное с ребенком рассматривание сюжетной картинки и последующие его ответы на вопросы по ее содержанию (если он сам не может сразу составить связный рассказ). Целью этого вида работы является привлечение внимания ребенка к содержанию картинки и как бы наведение его на мысль о том, про что можно по этой картинке рассказать. Например, по картинке «Зимние забавы» могут быть заданы такие вопросы: Какое здесь время года? Куда пришли дети? Что они слепили из снега? Что у снеговика на голове? На чем катается девочка? А на чем катаются мальчики? Во что играют дети? и т.д.
После того, как ребенок ответит на все эти вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке. Так Вы постепенно подведете его к составлению связного рассказа. Таким же образом поработайте и с тремя остальными картинками.
2. Составление рассказа-описания при рассматривании изображенного на картинке отдельного предмета. При этом ребенок должен выделить и описать отдельные свойства (качества) предмета, например: Котенок маленький, пушистый, веселый, игривый. У него большие усы и острые коготки и т. п. При рассказе-описании нет развития сюжета, и мысль каждого нового высказывания не вытекает из мысли предыдущего, а как бы существует самостоятельно. Все мысли здесь связаны по принципу не последовательной, а параллельной связи. В детском саду такие задания предлагаются уже трехлетним детям.
3. Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами. 4. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа, прерванного на самом интересном месте. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».
5. Пересказ просмотренного мультфильма с использованием при необходимости наводящих вопросов.
6. Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке и пр.
7. Упражнения в различении связного рассказа и простого набора никак не связанных между собой по смыслу предложений. С этой целью прочтите ребенку, например, два приводимых ниже текста и попросите его определить, какой из них — связный рассказ.
а) В ясный солнечный день мальчик пошел на прогулку со своей собакой Шариком. Вдруг Шарик увидел кошку, которая грелась на солнышке. Шарик бросился за кошкой. Кошка быстро вскарабкалась на дерево и спокойно уселась на большой ветке. А Шарик долго бегал вокруг дерева и громко лаял. Мальчику с трудом удалось взять его на поводок.
б) Мальчик гулял на улице. У собаки большой пушистый хвост, и она может громко лаять. На улице была хорошая погода. Кошки очень любят греться на солнышке. У них цепкие когти, поэтому любая кошка в случае опасности может быстро взобраться на дерево. Собаку зовут Шарик. При прогулке с собакой лучше водить ее на поводке.
Как видим, в обоих этих текстах говорится и о мальчике, и о кошке, и о собаке, и о хорошей погоде, и о дереве, и даже о поводке. Однако если один из текстов представляет собой связный рассказ, в котором можно проследить определенное развитие сюжета и который имеет свои начало и конец, то другой является простым набором предложений без какой-либо смысловой связи между ними.
Приведем еще несколько подобных текстов для упражнений. а) Дети катались в лесу на лыжах. Вдруг они увидели на сосне белку. Дима положил на ладонь орешки и подошел к сосне. Белка спустилась вниз и угостилась орехами. Все были очень довольны.
б) Дети часто катаются в лесу на лыжах. Белки прыгают по деревьям. Они любят орехи. Белки умеют быстро спускаться с дерева.
а) Мальчики отправились на рыбалку. Они взяли с собой настоящие удочки. Но им удалось поймать только несколько мелких рыбешек. Вдруг к воде спустилась кошка. Они решили отдать ей весь свой улов. Кошка была очень довольна.
б) Мальчики пошли на рыбалку. Рыбу часто ловят на удочку. Кошка гуляла по берегу реки. Иногда ловится только мелкая рыба. Кошки очень любят свежую рыбу.
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию определенной связи между ними. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где часто требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения явится надежной базой для формирования у ребенка полноценно письменной речи. Глава 5 Совершенствование Тонкой ручной моторики
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и письменная речь. Поэтому Л.С.Выготский не случайно говорит о том, что обучение письму должно быть естественным, что «письмо нужно не навязать ребенку», а постараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же самого мнения придерживается и Е.В.Гурьянов. К очень ценным наблюдениям этого автора мы еще вернемся в дальнейшем изложении. Но что такое «письмо» для маленького ребенка? Оно может быть воспринято им лишь в его внешней, хорошо видимой части — в виде движений пишущей руки. Значит, ребенка раннего возраста можно и заинтересовать только этой «двигательной» частью сложного процесса письма. И это обязательно нужно постараться сделать, поскольку именно правильные, координированные и достаточно быстрые движения руки обеспечивают скорость и разборчивость письма, без чего письменная речь не может быть полноценным средством общения. А заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику. При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение. На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты — указующие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки-крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «не руками сшито», «руки оторвать за такую работу» и т.п. А кто не знает таких детских игр, как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?! К сожалению, в наш «машинный век» мы стали как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе». Не потому ли теперь в нашем обществе стало так много людей, в буквальном смысле слова не умеющих «гвоздя забить?». И не обидно ли людям, имеющим от природы нормальные руки, всю жизнь оставаться «безрукими», вынужденными из-за любой мелочи обращаться к кому-то за помощью? А ведь все начинается с детства... В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в "нужный момент лишь самый первый толчок, а дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко приобретает такую ручную умелость, которая потом далеко превосходит умения самих родителей. Все сказанное имеет самое прямое отношение и к процессу письма. Нас уже давно перестало удивлять то обстоятельство, что многие родители после поступления их ребенка в школу обращаются к нам с жалобами на то, что у него «очень плохой почерк», что он «совершенно не умеет держать ручку» или что рука у него «очень быстро устает при письме». В ходе обследования такого ребенка у него нередко обнаруживается просто поразительная ручная неумелость, при которой процесс письма с чисто технической его стороны представляет большую сложность. Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными к выполнению такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма. (Мы уже не говорим здесь о других сложностях этого процесса, о которых речь шла выше и нормальному осуществлению которых будет очень мешать намного отстающая «техника письма»). Из всего сказанного должна быть ясна необходимость специальной заботы родителей о развитии у ребенка тонких и дифференцированных движений пальцев рук. Без этого не приходится говорить о полноценности его подготовки к школе. Сначала проверьте состояние ручной моторики у Вашего ребенка. Исследование ручной моторики проводится при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Они позволяют выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому (переключаемости движений) и т.п. Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики часто используются и так называемые комплексные пробы. В этом случае человеку предлагают совершить какое-либо предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие — застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и т.п. Все имеющиеся «изъяны» моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом будут хорошо видны. Для наших конкретных целей вполне достаточно этих последних проб с добавлением к ним нескольких заданий на изолированные движения пальцев рук. Такое ориентировочное исследование вполне может быть проведено в домашних условиях. Оно позволит Вам с чисто «житейской» точки зрения оценить ловкость или, наоборот, неловкость рук Вашего ребенка и сделать отсюда необходимые практические выводы.
Предложите ребенку такие задания: • нанизывание бус на твердую леску или на нитку с иголкой (чем мельче бусы, тем труднее их нанизать); • застегивание пуговиц (чем мельче пуговицы, тем труднее их застегнуть); • шнуровка ботинок; • наматывание ниток на катушку; • складывание в коробок рассыпанных спичек, причем спички берутся по одной; • имитация «игры на рояле» — ребенок поочередно касается стола каждым пальцем руки сначала в направлении от большого пальца к мизинцу, а затем наоборот (как при проигрывании гаммы); • поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»); • поочередное сгибание всех пальцев, начиная с мизинца, с последующим поочередным их разгибанием (по одному); • раскрашивание картинок.
Дети 5-6-летнего (а во многих случаях и более раннего) возраста должны достаточно уверенно и быстро справляться со всеми этими заданиями. Если же движения ребенка при выполнении заданий окажутся неловкими, напряженными, слишком замедленными, нескоординированными, то это будет свидетельствовать об отставании в его моторном развитии. В этом случае нужно немедленно заняться совершенствованием тонкой ручной моторики ребенка с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения. (Мы не касаемся здесь вопроса о необходимости развития не только ручной, но и общей моторики). Развитие тонкой ручной моторики ребенка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для обследования. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка. Достигнуть этого можно будет лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к все более и более сложным для ребенка заданиям по мере овладения менее сложными.
Дополнительно можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий: • различные виды конструирования; • упражнения с мозаикой, особенно — с мелкой; • рисование; • перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура); • вырезывание ножницами различных фигур; • вязание, вышивание (преимущественно для девочек); • доступная работа с инструментами (для мальчиков); • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи; • обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.; • перелистывание книжных страниц; • лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.
Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма. Остановимся на этом несколько подробнее. Основная задача обучения письму в этом плане, по Е.В.Гурьянову, заключается в том, «...чтобы превратить расчлененный, медленный, напряженный и неустойчивый процесс изображения письменных знаков в целостный, легко осуществляемый, устойчивый процесс графического выражения мыслей». Одну из основных причин плохого почерка он видит в неумении приспособить движения руки к постоянно изменяющимся во время письма условиям. Для ребенка, овладевающего письмом, часто бывает характерна «излишняя мышечная напряженность пишущей руки», а также «неумение координировать движения звеньев пишущей руки — пальцев, кисти, предплечья и плечевой части» (по автору, соотношение этих звеньев в различных частях слова и строки не может быть одинаковым). Детально анализируя основные этапы овладения графической стороной письма, Е.В.Гурьянов выделяет среди них так называемую «
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|