Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1. Высоко - низко (вверху - внизу), выше - ниже




Предложите ребенку показать на картинке, ка­кие книги в стеллаже стоят высоко (вверху, навер­ху), а какие — низко (внизу, снизу). Затем, по аналогии с предыдущими заданиями, местополо­жение книг показываете Вы, а ребенок обозначает его при помощи соответствующих слов (высо­ко — низко, вверху — внизу). Точно так же спрашиваете ребенка о том, какая книжная полка расположена на стене высоко, а какая — низко, какая птичка сидит на дереве вверху, а какая — внизу, какой самолет летит высоко, а какой — низко и т.п. После этого снова меняетесь ролями, и местоположение указанных Вами предметов на­зывает уже ребенок.



В дальнейшем, вернувшись к первой картинке, пе­реходите к сравнению относительного расположе­ния предметов по высоте. С этой целью, указав ре­бенку на книги, расположенные вверху и внизу, спросите его о том, какие из них находятся ВЫШЕ (НИЖЕ). Аналогичные вопросы задаются и по дру­гим картинкам: Какая книжная полка расположена выше? Какая птичка сидит на дереве ниже? Какой самолет летит выше? и т.п. В дальнейшем, как и во всех предыдущих случаях, путем варьирования во­просов стимулируйте ребенка к самостоятельному употреблению в речи этих слов. Например: «Этот самолет летит высоко, а этот еще... (выше)»; «эта птичка сидит низко, а эта еще... (ниже)».


Задание 2. ДАЛЕКО - БЛИЗКО, ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ


Внимательно рассмотрите две приведенные ни­же картинки с точки зрения удаленности располо­женных на них объектов как по отношению к вос­принимающему их ребенку, так и по отношению друг к другу. Потом попросите ребенка показать, что расположено ДАЛЕКО от него (БЛИЗКО к нему) на первой картинке, а также что расположе­но ДАЛЬШЕ от него или БЛИЖЕ к нему. Спро­сите его, что расположено ближе к горам: высокий или низкий дом, а также деревья или дорога (то есть по отношению уже не к самому ребенку, а к другому объекту). Затем поменяйте характер за­дания, чтобы поставить ребенка перед необходимо­стью самому выразить словами пространственные отношения между предметами. С этой целью Вы начинаете фразу, побуждая ребенка вставить в нее соответствующие слова. Например: «Горы нахо­дятся... (далеко), а речка... (близко)». Или: «Высокий дом находится к нам... (ближе), а низ­кий от нас... (дальше)». Аналогичным образом поступаете и со второй картинкой.


Задание 3. ВПЕРЕДИ — СЗАДИ

Попросите ребенка показать, какие из предме­тов на приведенной ниже картинке расположены впереди мальчика, а какие — сзади. Затем попро­сите его назвать местоположение этих предметов (впереди или сзади). Аналогично используйте и вторую картинку, обратив попутно внимание на величину грибов (Какой гриб впереди ежика? А какие грибы сзади от него?)



Задание 4. СПРАВА — СЛЕВА

 

А) Для выяснения степени ориентированности ребенка в левой и правой сторонах пространства нужно прежде всего выяснить, дифференцирует ли он в этом отношении части своего собственного тела. С этой целью попросите его поднять правую руку, затем — левую, показать свою правую и ле­вую ногу, ухо, глаз и т.д. Если ребенок затрудня­ется в выполнении этой просьбы, то все дальней­шие разговоры с ним о правой и левой сторонах пространства на данном этапе будут бесполезны. В этом случае нужно будет сначала научить его ориентироваться в его собственном теле и только затем переходить к выполнению следующих зада­ний. Это задание можно предъявлять начиная примерно с 4-летнего возраста.

 

 

Б) Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент нахо­дятся СПРАВА от него, а затем — СЛЕВА от него. В случае затруднений в выполнении задания объяс­ните, что справа от него располагаются те предметы, которые находятся ближе к его правой руке, а сле­ва — которые ближе к левой. Повторите эти же са­мые вопросы после поворота ребенка на 180, а затем на 90 градусов. В результате этого он должен по­нять, что левая и правая стороны пространства не яв­ляются чем-то неизменным по отношению к нему, а зависят от его собственного положения в этом пространстве, в силу чего один и тот же предмет может называться то справа, то слева от него.

Затем спросите ребенка, с какой стороны от не­го находятся, например, дверь, окно, шкаф (справа, слева), что поможет ему лучше запомнить эти сло­ва и научиться употреблять их в собственной речи. Лишь в случае успешного выполнения этого задания можно переходить к следующему, более сложному.

 

 

В) Попросите ребенка показать на располо­женной ниже картинке тот предмет, который нахо­дится справа от книги, а затем — слева от нее. В случае успешного выполнения задания стимули­руйте ребенка к самостоятельным ответам на во­просы. Например: «Где лежит тетрадь?» (справа от книги). «Где лежит пенал?» (слева от книги). Сложность этого задания заключается в том, что ребенок определяет расположение предметов уже не по отношению к самому себе, а по отношению их друг к другу.

 

 

Г) Встаньте напротив ребенка и предложите ему сначала показать его правую руку, а затем — Вашу. После этого попросите его показать пра­вую и левую руку (ногу, ухо и т.д.) у человека, изображенного на картинке. Это задание являет­ся самым сложным в данной серии и нередко оно посильно лишь для детей младшего школьного возраста.

У детей, затрудняющихся в различении левой и правой стороны пространства, при обучении грамо­те часто с трудом формируются зрительные обра­зы букв (имеется склонность к их «зеркальному» изображению).

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...