Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Проблемы развития потребительской кооперации

В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.

Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень боль­шим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов от­носит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, по­требительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким пу­тем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установ­ленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потре­бительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В - третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочи­тают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должно­сти, чего требует современное состояние экономики России. Потребитель­ской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.

Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серь­езные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специали­стам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими со­временными методами экономического анализа и управления.

Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по про-

22

блемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и зна­чимость кооперативного образования. В настоящее время образован Россий­ский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподго­товки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных ор­ганизаций, приблизить образование к местам проживания сельских жи­телей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые за­нимаются проблемами организации кооперативов и управления коопера­тивным хозяйством.

Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую долж­ность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглаша­ются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образова­тельных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных от­ношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основ­ной целью кластера является достижение устойчивого экономического раз­вития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессио­нализма работников.

23

Следовательно, политику занятости в системе потребительской коопе­рации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустрой­ство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации.

В - четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан:

1. Наблюдается большая неравномерность в освоении ресурсов сельско­хозяйственной продукции и сырья по районам республики Татарстан (см. табл. 3).

10

Таблица 3 Освоение заготовительными организациями Татпотребсоюза ресурсов

сельскохозяйственных продуктов и сырья

 

№ п/п Наименование района Заготооборот В тыс. руб. Число дворов Закуплено с 1 двора (руб.)
1 Азнакаевский 18748 5639 3324
2 Аксубаевский 2446 5236 467
3 Актанышский 249 7714 32
4 Апастовский 1299 6176 210
5 Бавлинский 100001 3816 2621
6 Бугульминский 9500 4208 2258
7 Высокогорский 7210 10941 659
8 Елабужский 10900 2663 1094
9 Мензелинский 23004 3793 6065
10 Тюлячинский 842 3119 270

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что показатели по освоению ресурсов с одного двора различаются между районами в десят­ки и даже в сотни раз. Это говорит об имеющихся резервах заготовительных предприятий.

2. Многочисленные частные предприниматели не соблюдают элемен­тарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы вете­ринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущест­ва у организаций потребительской кооперации

10И.Т. Насретдинов, З.Н. Мирзагалямова. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации // Межвузовский сборник трудов, 2005. - с. 190

24

3. Перспективным направлением заготовительной деятельности явля­
ются закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует
заметить, что не все потребительские общества подключились к этому виду
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих
ягод можно привлечь школьников, нетрудоспособных граждан, пенсионеров.

4. Отдельно можно отметить вопросы осуществления качественного
экономического анализа деятельности заготовительной организации, опти­
мизации налогообложения, разработки моделей стимулирования и оплаты
труда работников. Для решения этих вопросов организациям потребитель­
ской кооперации необходимо более тесно сотрудничать с учеными коопера­
тивных вузов.

5. Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на заготовитель­
ных предприятиях аммиачные холодильники на энергосберегающие и чистые
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени
снизит издержки предприятий и повысит качество закупаемой продукции.

Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возро­дить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего за­готовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.

Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. По­требительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предприни­мательства в свою деятельность.

В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требу­ется поиск дополнительных источников для расширения масштабов дея­тельности.

В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип

25

функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товаро­оборота и оборота собственной продукции.

Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость исполь­зования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инноваци­онной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.

Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении оп­ределенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельно­сти.

Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функ­ция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечислен­ные факторы способствуют увеличению производительности труда работни­ков и полному удовлетворению потребностей.

Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятель­ности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.

Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:

1. Учет индивидуальных качеств и достижений работника;

26

2. Установление зависимости заработной платы работника от резуль­
татов хозяйственной деятельности организации;

3. Степень вовлеченности (объем информации, составляющей ком­
мерческую тайну, умение ее хранить, преданность организации);

4. Возрастание роли ответственности по отношению к своей работе и
управлению подчиненными;

5. Создание механизма оплаты труда, побуждающего работника к ов-
ладеванию новыми знаниями, повышению своей квалификации.

Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).

Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работни­ков потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разно­видности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть по­нятны каждому работнику.

Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимули­рующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы ра­ботников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организа­ции. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.

Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого эко­номического роста.

27

Заключение

В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.

В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией (на примере Тетюшского РайПО) и с актуальными проблемами. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность организации Республики

28

Татарстан.

Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.

Также историческое значение потребительской кооперации заключается в смягчение результатов глобализации, которая должна способствовать развитию регионального рынка.

Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.

29

Список использованной литературы

1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. - 50 с.

2. Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.

3. Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.

4. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.

 

5. Енаненко В.А. История возрождения //Деловой вестник -2006.-
№14(62).-С.50-57.

6. Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).-С.35-42.

7. Добин М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.

8. Добрынин В.А. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса
/ В.А. Добрынин: Учеб. пособие для вузов. - М.: МСХА, 2001.-180 с.

9. Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях транс­
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2001. - 50 с.

10. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной коопе­рации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2003.-№3.- С. 25-37.

11.Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.-С.-28-38.

12.Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика / В.М.

Пахомо: Учеб. пособие. - М.: МК, 2002.- 170 с.

13.Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.

14.Проблемы развития региональных систем сельской кредитной коопе­рации. - М, 2001.

15.Рудник Н. Мы не островок России, мы- единая Россия//Деловой вест-

ник «Российской кооперации»-2006.-№6(66).-С.16.

^.Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина. - Саратов.- 2000

17. Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под
ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина, Ю.Г. Нарядкина и др. -
Саратов.-2003.-205 с.

18. ТкачА.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3. -е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2003.- 304
с.

31

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...