Социальная работа с инвалидами
С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество про- блем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении то- го, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотно- шений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позво- ляет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом. Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоро- вых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, пре- жде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное от- ношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений. По мере социального и духовного развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что из- меняются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё ра- но говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление
об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для форми- рования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним. Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать се- бе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авто- ритетными в общественном и массовом сознании. Для современного этапа общественного развития характерно формирова- ние и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авто- ритетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с огра- ниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значи- мость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые (4,6). Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и обще- ственных настроений являются: - повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей; повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и исполь- зования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому воз- растанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности челове- ка. В настоящее время, по оценкам экспертов ООН и Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют от 10 до 13% всего населения планеты.
В Российской Федерации численность инвалидов сегодня составляет от 8 до 10 миллионов человек. По мнению специалистов, в ближайшие 10-15 лет этот по- казатель может увеличиться в 2-3 раза (22,27,40). Исторические, медико-социальные и социокультурные исследования инва- лидности как феномена общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что инвалидность в большинстве случаев производится обществом. Важней- шими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являют- ся: - бедность; - низкий уровень развития здравоохранения; - вредные и опасные условия труда; - неудачный процесс социализации; - противоречивые нормы и ценности и другие. Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них яв- ляется проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инва- лидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней (16,27.С.213). Исходя из этого, основную цель социальной работы с инвалидами можно сформулировать следующим образом: ликвидация социальных барьеров инва- лидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности. Дея- тельность, направленная на достижение этой и ей подобных целей, во многом определяется аксеологическими, ценностными концепциями, которыми руко- водствуется общество, выстраивая присущую ему систему отношений с инва- лидами. Основные аксеологические концепции отношения общества к инвалидам сводятся к следующим: 1. Концепция социальной полезности. Формируется и прочно входит в об- щественную практику и общественное сознание в конце XIX – начале ХХ ве- ков. Её основное содержание заключается в том, что люди с различными физи- ческими дефектами и недостатками могут и должны рассматриваться как ис- точник дешёвой рабочей силы и как часть общества, которая при необходимом обучении и профессиональной подготовке в состоянии обеспечить собственное существование, сняв эту обязанность с общества и со здоровых людей. При этом, здоровые и сильные люди, как более способные, должны контролировать
жизнедеятельность инвалидов, для своевременного принятия необходимых за- щитных или коррекционных мер. Иначе говоря, социальная помощь должна оказываться, прежде всего, тем инвалидам, кто представляет для общества хоть какую-то ценность. В современной теории и практике социальной работы подобные представ- ления получили название «инвалидизм». Именно в результате подобного вос- приятия инвалидов эта категория людей насильно ограждается и отчуждается от остального общества и социальной жизни (31). 2. Концепция социального достоинства. Возникает и входит в практику социальной работы во второй половине ХХ века. В отличие от концепции со- циальной полезности, инвалид рассматривается как один из членов общества, независимо от своего физического состояния, своих физических возможностей и своей полезности для общества, как безусловный объект социальной помощи. Социальная помощь должна быть ориентирована не на решение за инвалида его проблем, а на создание условий, в которых возможна его максимальная само- реализация, его последующая интеграция в общество (31,27). Эти две основные аксеологичекие концепции стали основанием для разра- ботки и внедрения в практику социальной работы с инвалидами её основных моделей: медицинской или административной и социальной или «интерактив- ной». Эти модели представляют собой следующее: Медицинская или административная модель социальной работы с инвали- дами исходит из того, что человек с ограниченными возможностями должен приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным нормам. Во многом. именно эта модель деятельности определяет современную законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами, отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности (40.С.358). Социальная или «интерактивная» модель, напротив, исходит из предпо- ложения, согласно которому, ощущение инвалидом ограниченности своих воз-
можностей вызвано не болезнью, а существующими для него в окружающей социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов – это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притесне- ния внутри общества (40.С.364). Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели деятельности видят в том, чтобы устранить многочисленные физические, пси- хологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов. Кто же такие инвалиды? Декларация ООН «О правах инвалидов», приня- тая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт сле- дующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нор- мальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умст- венных возможностей (23.С.116). Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об ин- валидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обще- ствам. В современном российском законодательстве принято следующее опреде- ление понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизне- деятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в со- циальной помощи и защите (27.С.211). Таким образом, согласно законодатель- ству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду опреде- лённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизне- деятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к са- мообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью (31.С.263). Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвали- дов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяют- ся основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические за- дачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду ос- нований. По возрастным характеристикам: - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: - инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п. По способности передвигаться: - мобильные, маломобильные и неподвижные. По степени трудоспособности:
- трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инва- лиды 1-й группы). В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответст- вующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов являет- ся обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся: - социального партнёрства, совместная деятельность по социальной под- держке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических); - социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и под- держивать их; - участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке со- ответствующих социальных и государственных программ, к решению собст- венных проблем; - социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвали- дов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и пре- имуществ по сравнению с другими членами общества; - государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза- висимо от своего экономического, социально-политического и технологическо- го состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи (27.С.219). Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом за- труднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправле- ния или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкает- ся в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной ра- боты с этой категорией населения. Основными целями их применения являются: - преодоление у человека состояния беспомощности; - помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельно- сти; - формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида; - восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и функций. Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть ис- пользованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам. Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая вос- становить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, со- циально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализа- ция этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить чело- века и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жиз- ни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную быто- вую и предметную среду существования и преодолеть психологические по- следствия травмы, ранения или заболевания. Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая со- бой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвали- дов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетво- рения необходимых потребностей количестве (22.С.268). Технология социального обеспечения включает в себя такие элементы как: - формирование соответствующей нормативно-правовой базы; - определение круга организаций и учреждений, в обязанности которых входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельно- сти этих организаций; - аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов средств; - определение порядка соответствующих выплат и их систематическое осуществление; - обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.); - организация и осуществление систематической и квалифицированной медицинской помощи. В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах (23.С.223). В структу- ре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных ус- луг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образова- ния, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная техноло- гия тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвида- цию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Со- циальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стацио- наров, домов или Центров дневного пребывания и на дому. Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Техниче- ский и технологический прогресс человечества, обострение экологических про- блем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицин- ского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноцен- ной жизни для названной категории людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|