Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа с инвалидами




С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество про-

блем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей

своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества,

существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении то-

го, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни

и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотно-

шений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позво-

ляет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к

физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоро-

вых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, пре-

жде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который

не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение

племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены

другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное от-

ношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым

людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти

отголоски этих представлений.

По мере социального и духовного развития общества изменяются и его

представления о человеке и людях.

Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что из-

меняются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё ра-

но говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав

со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление

об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для форми-

рования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам

со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их

к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать се-

бе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере,

эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авто-

ритетными в общественном и массовом сознании.

Для современного этапа общественного развития характерно формирова-

ние и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность

не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более,

для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авто-

ритетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и

эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с огра-

ниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает

проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значи-

мость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально,

социально значимые (4,6).

Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и обще-

ственных настроений являются:

- повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и

развитие его материально-технических и экономических возможностей;

повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и исполь-

зования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому воз-

растанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности челове-

ка.

В настоящее время, по оценкам экспертов ООН и Всемирной организации

здравоохранения инвалиды составляют от 10 до 13% всего населения планеты.

В Российской Федерации численность инвалидов сегодня составляет от 8 до 10

миллионов человек. По мнению специалистов, в ближайшие 10-15 лет этот по-

казатель может увеличиться в 2-3 раза (22,27,40).

Исторические, медико-социальные и социокультурные исследования инва-

лидности как феномена общественной жизни позволяют сделать вывод о том,

что инвалидность в большинстве случаев производится обществом. Важней-

шими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являют-

ся:

- бедность;

- низкий уровень развития здравоохранения;

- вредные и опасные условия труда;

- неудачный процесс социализации;

- противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и

массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них яв-

ляется проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инва-

лидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней

(16,27.С.213).

Исходя из этого, основную цель социальной работы с инвалидами можно

сформулировать следующим образом: ликвидация социальных барьеров инва-

лидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и

формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности. Дея-

тельность, направленная на достижение этой и ей подобных целей, во многом

определяется аксеологическими, ценностными концепциями, которыми руко-

водствуется общество, выстраивая присущую ему систему отношений с инва-

лидами.

Основные аксеологические концепции отношения общества к инвалидам

сводятся к следующим:

1. Концепция социальной полезности. Формируется и прочно входит в об-

щественную практику и общественное сознание в конце XIX – начале ХХ ве-

ков. Её основное содержание заключается в том, что люди с различными физи-

ческими дефектами и недостатками могут и должны рассматриваться как ис-

точник дешёвой рабочей силы и как часть общества, которая при необходимом

обучении и профессиональной подготовке в состоянии обеспечить собственное

существование, сняв эту обязанность с общества и со здоровых людей. При

этом, здоровые и сильные люди, как более способные, должны контролировать

жизнедеятельность инвалидов, для своевременного принятия необходимых за-

щитных или коррекционных мер. Иначе говоря, социальная помощь должна

оказываться, прежде всего, тем инвалидам, кто представляет для общества хоть

какую-то ценность.

В современной теории и практике социальной работы подобные представ-

ления получили название «инвалидизм». Именно в результате подобного вос-

приятия инвалидов эта категория людей насильно ограждается и отчуждается

от остального общества и социальной жизни (31).

2. Концепция социального достоинства. Возникает и входит в практику

социальной работы во второй половине ХХ века. В отличие от концепции со-

циальной полезности, инвалид рассматривается как один из членов общества,

независимо от своего физического состояния, своих физических возможностей

и своей полезности для общества, как безусловный объект социальной помощи.

Социальная помощь должна быть ориентирована не на решение за инвалида его

проблем, а на создание условий, в которых возможна его максимальная само-

реализация, его последующая интеграция в общество (31,27).

Эти две основные аксеологичекие концепции стали основанием для разра-

ботки и внедрения в практику социальной работы с инвалидами её основных

моделей: медицинской или административной и социальной или «интерактив-

ной». Эти модели представляют собой следующее:

Медицинская или административная модель социальной работы с инвали-

дами исходит из того, что человек с ограниченными возможностями должен

приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу

реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным

нормам. Во многом. именно эта модель деятельности определяет современную

законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами,

отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности

(40.С.358).

Социальная или «интерактивная» модель, напротив, исходит из предпо-

ложения, согласно которому, ощущение инвалидом ограниченности своих воз-

можностей вызвано не болезнью, а существующими для него в окружающей

социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов –

это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притесне-

ния внутри общества (40.С.364).

Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели

деятельности видят в том, чтобы устранить многочисленные физические, пси-

хологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном

обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов.

Кто же такие инвалиды? Декларация ООН «О правах инвалидов», приня-

тая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт сле-

дующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может

самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нор-

мальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умст-

венных возможностей (23.С.116). Данное определение можно рассматривать

как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об ин-

валидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обще-

ствам.

В современном российском законодательстве принято следующее опреде-

ление понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизне-

деятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в со-

циальной помощи и защите (27.С.211). Таким образом, согласно законодатель-

ству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду опреде-

лённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизне-

деятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к са-

мообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением

и занятиям трудовой деятельностью (31.С.263).

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвали-

дов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста,

возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяют-

ся основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками,

медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические за-

дачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду ос-

нований.

По возрастным характеристикам:

- дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

- инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

- мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

- трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и

временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инва-

лиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как

социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответст-

вующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы

людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов являет-

ся обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации

прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий

для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает

опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам

реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

- социального партнёрства, совместная деятельность по социальной под-

держке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными

организациями (общественных, религиозных, политических);

- социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у

здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и под-

держивать их;

- участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке со-

ответствующих социальных и государственных программ, к решению собст-

венных проблем;

- социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвали-

дов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и пре-

имуществ по сравнению с другими членами общества;

- государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-

висимо от своего экономического, социально-политического и технологическо-

го состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол

судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи (27.С.219).

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено

для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто

материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом за-

труднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение

престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке

труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправле-

ния или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкает-

ся в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и

трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной ра-

боты с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

- преодоление у человека состояния беспомощности;

- помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельно-

сти;

- формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

- восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть ис-

пользованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая вос-

становить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и,

по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной

жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её

разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, со-

циально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализа-

ция этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить чело-

века и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но

и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жиз-

ни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную быто-

вую и предметную среду существования и преодолеть психологические по-

следствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая со-

бой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвали-

дов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных

средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетво-

рения необходимых потребностей количестве (22.С.268).

Технология социального обеспечения включает в себя такие элементы как:

- формирование соответствующей нормативно-правовой базы;

- определение круга организаций и учреждений, в обязанности которых

входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельно-

сти этих организаций;

- аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов

средств;

- определение порядка соответствующих выплат и их систематическое

осуществление;

- обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной

жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.);

- организация и осуществление систематической и квалифицированной

медицинской помощи.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность

по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение

потребностей инвалида в различных социальных услугах (23.С.223). В структу-

ре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический

уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных ус-

луг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образова-

ния, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная техноло-

гия тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей

собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвида-

цию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Со-

циальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в

виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стацио-

наров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной

работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Техниче-

ский и технологический прогресс человечества, обострение экологических про-

блем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицин-

ского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению

числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного

развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноцен-

ной жизни для названной категории людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...