Мотивационная установка одинокого образа жизни
Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком. В то же время такое отношение к жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе. В результате человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы. Почему человек выбирает свободу и одиночество, являясь молодым и полным сил? Что мотивирует подобный выбор? По мнению Карен Хорни (Horney К., 1942), корни такого поведения кроются в детских взаимоотношениях с родителями, когда родительская семья не удовлетворяла потребности ребенка в любви, не обеспечивала ощущения достаточной безопасности, формируя установку базальной тревоги и недоверия по отношению к окружающему миру. В свою очередь, ощущение недостаточной безопасности и беспомощности приводит к формированию различных защитных стратегий; некоторые из них в последующем человек пытается неутомимо воплотить в жизнь. Карен Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей. В целом эти потребности присутствуют у всех людей, но в случае их невротического характера человек может превратить удовлетворение какой-либо потребности в способ жизни. Так, при испытывании избыточной потребности в независимости и самодостаточности возможно избегание любых отношений (в том числе и семейных), предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств.
Десять невротических потребностей (по К. Хорни)
Мотивы выбора профессии
Потребность в безопасности и защите – основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Maslow А., 1987). Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение – все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи – именно в период экономического спада и массовой безработицы, В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т. е. пользуется спросом, и даст средства к существованию. Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки». Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном или информационном агентстве, занимаясь живописью лишь по выходным в качестве хобби, а музыкант – работать в ресторане, посвящая написанию музыки только свободное от работы время.
Другими мотивами профессионального выбора могут быть следующие факторы. ● Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других (Roe А., 1957). В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Такие люди предпочитают работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к профессии, связанной с культурой, возможно, в сфере искусства или развлечений. Кроме того, семья обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома (Hoffman L., 1989). ● Необходимость реализовать собственные способности, то есть добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту. ● Интерес к профессии. Нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. В этом случае романтика быстро улетучивается и остаются «суровые будни». Если человек оказывается неподготовленным к ним, то такая работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии. ● Общественный престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в обществе. ● Полоролевые факторы. Например, женщины реже выбирают научную карьеру из-за сомнения в своих способностях в овладении науками (Ware N., & Steckler N., 1983). Они предпочитают такие профессии, которые либо позволяют им уделять больше внимания семье (работа с неполным рабочим днем; не требующая много сил и времени, но связанная с ограниченными возможностями продвижения по службе и более низкими заработками), либо традиционно более свойственны женщинам: педагогика, здравоохранение (обычно предполагающие заботу о ком-либо).
● Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. Олпорту (Allport, 1961), человек, придающий особое значение теоретической ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии. ● Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, которая позволяет «делать деньги». ● Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни. ● Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни. ● Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности. ● Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.
Женщины обычно предпочитают профессии, предполагающие заботу о ком-либо (педагог, врач)
Исследования Исследования, проведенные в 1999 г. А. А. Реаном, Т. В. Андреевой, Н. Л. Москвичевой и Н. Н. Киреевой среди студентов 6 факультетов СПбГУ (всего в них принимали участие 287 студентов факультетов журналистики, психологии, экономического, философского, механико-математического и медицинского), показали, что основной мотив, определивший их профессиональный выбор, был обусловлен соответствием специальности способностям и склонностям. Также в качестве основных были названы мотивы: возможность творческой работы и самовыражения и престижность университета (2-е и 3-е места соответственно). Предпочтение первых трех мотивов профессионального самоопределения характерно для всех факультетов без исключения.
Между тем существуют и характерные различия. Так, для студентов факультетов журналистики и экономики на первом месте стоит мотив возможности творческой работы и самовыражения. Кроме того, важным является мотив признания своей специальности современной и престижной. На медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву полезности выбранной профессии для общества. Здесь же важна семейная традиция и крайне редко в качестве мотива выбора профессии называется престижность. Для механико-математического факультета чаще других характерна случайность выбора профессии – 7 % от числа опрошенных, в то время как на медицинском факультете таких студентов нет вообще. Результаты исследования выявили определенную особенность: стремление выбора высокооплачиваемой профессии не проявилось в качестве ведущего мотива ни на одном факультете. Интересными также представляются данные о том, что для философского и психологического факультетов важен мотив познания себя, окружающего мира, самого процесса учебы, то есть ярко выражен познавательный мотив, а для философов-политологов – мотив большой перспективности выбранной профессии в будущем.
Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|