Глубоких знаний самих по себе недостаточно
Wikipedia и общие запасы информации в Интернете сделали отраслевые знания намного более доступными, чем это было раньше. Сегодня, если все, что вы можете предложить, — это большой список прочитанной вами литературы, то вы проиграете, потому что Интернет знает намного больше, чем вы. Сейчас ценятся глубокие знания в сочетании с умением делать оценки и принимать решения. Глубокие знания в сочетании с навыками диагностики или умением разглядеть тонкие нюансы ценятся тоже высоко. Знания сами по себе можно быстро получить у эксперта, которого легко найти — также при помощи Интернета. Если мне нужно замечательное письмо для прямой рассылки, то я смогу быстро и дешево найти замечательного специалиста по написанию писем для прямой рассылки, который напишет мне такое письмо. Это ведь будет проще, чем иметь такого человека в штате для подготовки одного письма в месяц, не так ли? Знаний и умений очень редко бывает достаточно для того, чтобы превратить человека в Незаменимого. Есть три ситуации, когда организация будет вознаграждать и приветствовать в своем штате людей, имеющих знания выдающейся глубины. 1. Когда знания требуются немедленно и привлечение внешних источников оказывается слишком рискованным или времязатратным. 2. Когда знания нужны постоянно и цена обращения к внешним источникам оказывается слишком высокой. 3. Когда глубокие знания необходимы для процессов принятия решений и когда правильные варианты решений тесно связаны с внутренней надежностью организации и накопленной в ней информацией. Во внешнем источнике легко увидеть «туриста», как сказал художник Джулиан Шнабель. У туриста могут быть замечательные технические навыки, но если он не знает территории — вашей территории, то его навыки ничего не стоят.
С другой стороны, как мы видим по совершенно разным историям Рика Вагонера (человека «изнутри», с хорошим знанием компании и отрасли, который привел к банкротству General Motors) и Алана Мюлалли (человека «снаружи», имевшего только ясное видение, навыки лидерства и правильное отношение к делу, который спас Ford), глубоких знаний самих по себе достаточно именно для того, чтобы ввергнуть вас в пучину серьезных проблем. За несколько лет до начала кризиса Детройта Билл Форд знал, что его компания находится под угрозой, поэтому он начал искать СЕО вне ее. Что беспокоило его больше всего? «Ford — это место, где все ждут, когда им скажут, что надо делать». Возможно, самым большим сдвигом, которого добился Алан Мюлалли, когда перешел в Ford из Boeing, было изменение именно этого отношения. Вместо найма кого-нибудь с глубоким знанием отрасли, точно знающего, что надо делать, Билл Форд нанял человека, который знал, как научить людей жить без инструкции. Рик Вагонер же был уволен из GM потому, что он говорил всем и каждому, что тот должен делать (и в этом был неправ). А ему следовало заниматься созданием команды, которая бы сама могла думать и решать, что ей делать. Главный резон быть экспертом в вашей области Опыт дает вам много возможностей для озарения: чтобы изобрести новый вариант того, что все считают естественным и единственно допустимым. Конечно, можно случайным образом перебирать все принципы функционирования вашей отрасли и в конце концов натолкнуться на революционную идею. Но шансы у этого невелики. Вы гораздо скорее разработаете выдающийся сайт, или снимете выдающееся кино, или возглавите разработку выдающегося продукта, если вы понимаете статус-кво вашей отрасли лучше, чем все остальные. Везение новичков значительно переоценено.
Эмоциональный труд и создание инструкций Термин «эмоциональный труд» был впервые предложен социологом Арли Хохшильд в 1983-м в книге The Managed Heart* («Управляемое сердце»). Она описала это как «управление чувствами для создания наблюдаемого публично выражения лица и тела». Другими словами, это работа, которую вы выполняете при помощи ваших чувств, а не рук. Эмоциональный труд — это большая часть работы при создании произведений искусства, в проявлении великодушия и в творчестве. Работа без инструкции включает в себя одновременно и видение, и желание изменить то, что вы видите перед собой. Эмоциональный труд — это именно то, за что вам платят, а один из самых трудных типов эмоционального труда — это погружение в глубины выбора и поиска пути. Ваша работа — это платформа Вам платят за то, что вы приходите на работу и создаете что-то ценное. Но ваша работа является также и платформой для щедрости, самовыражения и для искусства. Каждый акт вашего общения с коллегами или потребителями — это возможность тренировать искусство общения. Каждый создаваемый вами продукт — это возможность придумать то, чего до вас никто не придумывал. На протяжении долгого времени мало кого увольняли за отказ понять предыдущий абзац. Но сегодня нет выбора. Сегодня это единственная причина, по которой вы получаете плату за свою работу. Степени свободы Это важно. Есть одна простая вещь в поездке на поезде — это малое число вариантов. Рельсы идут туда, куда они проложены. Конечно, иногда встречаются ответвления и рельсы бывают проложены в разные места, но в целом выбор у вас один: ехать или не ехать. Поездка на машине чуть более сложна. У вас есть выбор уже из десятков и сотен направлений. Организации намного сложнее. Количество вариантов в них бесконечно, и бесконечно число степеней свободы. Ваш маркетинг может быть дорогим или дешевым, онлайновым или офлайновым, веселым или грустным. Он может быть правдивым, эмоциональным, занудным или безликим. Фактически каждая маркетинговая кампания из всех проведенных во всем мире хоть чем-то, но отличалась от любой другой кампании. Еще большее количество вариантов вы увидите, если посмотрите на огромное количество микрорешений, принимаемых каждый день. Пойдете вы на совещание или нет? Надо ли перед началом совещания пожать всем руки или сразу приступить к делу? Заказать еду для ваших гостей или прогуляться вместе к кафе, потому что погода отличная?
Когда океан вариантов безбрежен, естественно, что человек может захотеть надеть шоры, попросить выдать технологическую карту, потребовать инструкций — или сделать ровно то, что он делал вчера, даже если это не сработало. Незаменимые способны приспосабливаться к нехватке установок и искать новые пути. Марисса Майер Что она может сделать такого, чего не можете сделать вы? За время своей работы в Google Марисса создала ценность на миллиарды долларов. При этом она не является ни главным программистом, ни финансистом, ни пиарщиком. Марисса — Незаменимая. Она объединяет художественное восприятие с эмоциональным трудом. Она добивается того, чтобы осуществлялось взаимодействие (был удобным пользовательский интерфейс и происходил контакт между инженерами и остальным миром), и является лидером для тех, кто выполняет главную работу. Google добился своих результатов потому, что тот способ, которым сайт принимает ваш запрос и выдает результаты, настолько организованный и ясный, что люди предпочитают пользоваться именно им, даже если результаты поиска мало чем отличаются от того, что предлагают Yahoo! или Microsoft. Продуманный пользовательский интерфейс Google на самом деле более ценен, чем его технология поиска. Марисса возглавляла движение за то, чтобы заставить Google сделать стартовую страницу максимально простой. Она подсчитывала количество слов на стартовой странице и боролась за удаление каждого лишнего слова. Google добился своих результатов еще и потому, что взаимодействие между его инженерами и пользователями необычайно тесное. Кто-то в Google постоянно занят тем, чтобы найти способ помочь пользователям решить их проблемы (о которых те зачастую и не подозревают). Часто это бывает именно Марисса. При этом никто не дает Мариссе заданий всем этим заниматься. Она просто берет и делает это.
Если бы вы могли описать обязанности Мариссы в инструкции, сама Марисса вам бы больше не понадобилась. Но в тот момент, когда вы закончили бы писать инструкцию, она бы уже устарела. Ключ именно в этом. Марисса решает проблемы, которые никто не может предсказать, видит то, что никто, кроме нее, не видит, и связывает людей, которых никто, кроме нее, связать не может. Поставьте себе двойку Сочинение на пятерку банально. Сдайте сочинение, безупречное с точки зрения грамматики, орфографии и пунктуации, но без души и сердца, — и обычный учитель наверняка поставит вам пятерку. Это потому, что этот учитель был обучен оценивать вас по способности соответствовать программам. Он проверит, правильно ли у вас расставлены мягкие знаки в глаголах и запятые — в придаточных предложениях. Заставит ли его ваше сочинение смеяться или плакать — это к делу не будет относиться. Именно так школа выбивает из вас креативность и творчество вместо того, чтобы развивать их в вас. Мои герои Роз и Бен Зандеры написали невероятную книгу под названием The Art of Possibility*. В одном из самых мощных эссе в этой книге описано, как Бен изменяет жизнь своих студентов-музыкантов, живущих в условиях постоянного стресса, требуя от них «поставить себе пятерку». Вот в чем состоит его идея: если человек заранее объявляет, что собирается сделать что-то выдающееся, визуализируя будущий результат и концентрируя на нем все свои усилия, то его действия оказываются намного более продуктивными, чем в том случае, когда он просто старается следить за взмахами дирижерской палочки. Я хотел бы пойти еще дальше. Я хочу, чтобы вы поставили себе двойку. Представьте себе, что вы собираетесь создать то, что очень не понравится вашему учителю, боссу или другому придирчивому критику. Конечно, это должно им не нравиться не по тривиальным причинам. Например, не потому, что вы не освоили технику работы или просто ленитесь. Причиной того, что вы собираетесь получить двойку, должно быть ваше желание бросить вызов структуре, привычкам, ожиданиям и статус-кво. Попробуйте получить такую двойку! Кого вы пытаетесь удовлетворить? Если в поисках обратной связи вы все время сталкиваетесь с бюрократами, привратниками, заполнителями формуляров, боссами, у которых на столах лежит «Настольная книга босса», надо ли вам удивляться, что все ваши усилия будут направлены на то, чтобы удовлетворить их? Все они уверены, что существует бесконечная очередь таких же, как вы, винтиков и вам лучше было бы соответствовать требованиям, склонять голову, делать то, что вам сказали, иначе они вызовут следующего винтика из очереди.
Но придерживаться такого статус-кво они не могут без вашего согласия. Без вашего согласия они не могут заставить вас чувствовать себя ничтожным винтиком и держать вас в своей власти. Все это целиком зависит от вас. Решатель проблем В вашем ресторане есть четыре официанта. Приходят трудные времена, и вам надо уволить одного. Три официанта работают старательно. Четвертый работает хорошо, но при этом он является еще и мастером по решению проблем. Он может утихомирить рассерженного посетителя, справиться с упрямым компьютером и подменить шеф-повара, когда тот выпьет лишнего. Как вы думаете — кому из четверых прежде всего гарантирована работа? Решение проблем никогда не входит в описание должностных обязанностей на том или ином рабочем месте — потому что если вы можете в инструкции описать шаги по решению проблемы, то это уже будет не проблема, а обычная работа. Решение проблем — это искусство, это дар от решателя проблем тому, кто попал в беду. Решатель проблем делает два шага вперед тогда, когда все застывают на своих местах, и делится своими нервами и энергией для решения проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|