Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3 Педагогические технологии организации творческих сюжетно-ролевых и режиссерских игр дошкольников




Вопросы для обсуждения.

1. В чем особенности задач развития творческих игр детей?

2. Как поставить задачи развития творческих игр детей в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения?

3. Как выбрать способы развития творческих игр детей? От чего зависит выбор «прямых и косвенных» способов педагогического сопровождения детей в творческих играх?

4. В чем состоит вариативность педагогических технологий развития творческих игр детей?

5. Как создаются условия для развития индивидуальные творческие проявления детей в сюжетно-ролевых и режиссерских играх?

 

Задание 1. Проанализируйте представленные ниже фотозаписи самодеятельных сюжетных игр детей старшей группы детского сада. Определите, какому этапу развития соответствует уровень игровой деятельности детей по периодизации Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой, докажите своё суждение.

Выберите 1 фрагмент игры. Определите задачи и методы дальнейшего развития игровой деятельности в выбранной группе.

Фотозаписи игр для анализа

Фотозапись 1: «Девочки играют в “Больницу”. Ксюша надела халат, держит второй: “Вика будет медсестрой”. Вика надевает халат: “Доктор, лечи больного”. Берёт куклу, крутит её в руках, отдаёт “маме” - Лене. (Действия выполняются молча, контакта глаз нет). Измеряет “больной” (кукле) температуру, делает укол. Подходит Надя: “Болит горлышко” (улыбается, протягивает Мишку). Ксюша здоровается с Надей-мамой, контакта глаз нет, речь невыразительна. Действие лечения повторяется. Вика и Ксюша меняются ролями. Вика-медсестра проводит манипуляции с Мишкой, ничего не говорит Наде, молча протягивает рецепт. Надя встаёт в стороне наблюдает за игрой. Подходит Юля, садится, молча смотрит на врача, стучит “дочкой” (куклой) по коленям. Действие лечения повторяется».

Фотозапись 2: «Мальчики играют в “Корабль”. Моряки по сигналу капитана трижды ныряют в воду, стреляют в “акул”. На корабле действует больница для моряков. Антон: “Я - врач. Моряки должны пройти осмотр”. Остальные играющие не слышат его, продолжают “нырять”. Антон встаёт: “Давайте, как будто акула ранила моряка”. Обращается к Мише: “Где у вас болит, я - врач, я лечу раненых матросов”. Миша не обращает внимания на Антона, обращается к мальчикам: “Пора подкрепиться” (поглаживает себя по животу). Антон снимает белый халат, “ныряет, плавает”«.

Фотозапись 3: «Дима и Илья играют фигурками Человека-паука и его врага Скорпиона из мультсериала «Человек-паук». Дима держит в руках Человека-паука, носит его по воздуху, прислоняет к стене, к шкафу (в мультфильме Человек-паук передвигался так при помощи липкой паутины). Илья со Скорпионом в руках преследует Паука, говорит хриплым голосом: «Я с тобой разделаюсь!». Дима от имени Человека-паука: «Скорпион, ты злой и вредишь жителям города, я должен тебя уничтожить! Илья: «Ха-ха! Попробуй!». Мальчики начинают борьбу героев, держа их в руках. К ним подходит Артём: «У меня есть компьютерная игра, там тоже дерутся. Вот так (показывает). Мальчики начинают показывать приёмы борьбы, игра прекращается».

Фотозапись 4: «Дети собрали игровые поля и распределили между собой персонажей: Артём - Незнайка, Дима -Торопыжка, Гена - Знайка, Оля - Шпунтик, Света - Винтик, Таня - Пилюлькин. Незнайка: «У меня есть рубль. Давайте пойдём в Страну Дураков и посадим его. Вырастет большое дерево с деньгами. Мы купим автобус и поедем в гости к Волшебнику». Торопыжка: «Собирайтесь скорее, а то скоро стемнеет, и мы никуда не успеем». Винтик: «Мы возьмём с собой гаечные ключи и молотки. А то вдруг на нас кто-нибудь нападет, и мы их закидаем молотками». Пилюлькин: «А мне надо взять все свои лекарства, бинты, вату и банку зелёнки». Торопыжка: «Чего вы копаетесь, скорее». Шпунтик: «Я сейчас сделаю тележку, чтобы вести на ней все наши вещи». Знайка: «Надо взять карту, чтобы не заблудиться». Незнайка: «Давайте мы уже пошли, и стало совсем темно, и на нас напали страшные оборотни. Они лохматые, у них большие клыки». (Планируется целостное сюжетное событие) Торопыжка (испуганным голосом): «Давайте убежим от них». Незнайка: «От них ещё никто не убегал. Они могут любого догнать». Знайка: «Доставайте ружьё, мы их убьём.» Незнайка: «Мы ружьё не брали». Винтик: «Тогда мы забросаем их молотками. Правда, Шпунтик?» Шпунтик: «Да». Незнайка: «А ещё их можно сжечь». Торопыжка (Дима показывает на игровое поле № 2): «Вот они, они превратились в Карабаса-Барабаса и его банду. Мне страшно». Незнайка: «Ребята, вперёд! Нападай на них!» (дети собрали человечков на игровом поле, стали изображать, что они дерутся с оборотнями, сопровождают драку криками). Незнайка: «Ура, мы победили!» Все остальные игроки тоже закричали: «Ура!» Знайка: «Давайте, когда мы их побили, уберём эти две картинки (игровые поля). И пойдём закапывать рубль» (планируется целостное игровое событие). Торопыжка: «Да, пойдёмте скорее». Пилюлькин: «Я же врач, вы про меня забыли. Давайте я вас получу, вы же раны получили». (Игроки делают вид, что они подходят, а Пилюлькин залечивает раны) Знайка: «А вы знаете, как сажать. Нужна вода». Незнайка: «Да помолчи ты, сами знаем. Винтик, вы взяли лопаты, чтобы копать яму для рубля?» Винтик: «Да». Торопыжка: «А давайте, мы уже посадили рубль и сидим, ждём, когда дерево вырастет» (использование речевого замещения) Незнайка: «Всё, как будто оно уже выросло. На нём куча денег». Знайка: «Нам хватит на автобус и другие покупки». Пилюлькин: «Ура, я куплю кучу лекарств и большую банку зелёнки». Шпунтик: «Поедемте теперь в путешествие» (игра продолжается ещё 10 минут, дети планируют поездку в Финляндию, где живёт волшебник, описываю эту страну, планируют приключения).

 

Задание 2.

Подготовьте устное выступление, характеризующее педагогическую технологию развития сюжетной игры для дошкольного возраста (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).

Примерная структура выступления:

1. Цель педагогической технологии.

2. Этапы педагогической технологии.

· цель этапа;

· содержание этапа;

· особенности конструирования предметно-игровой среды;

· особенности игрового взаимодействия «педагог – ребенок» на каждом этапе;

· результат этапа.

3. Способы диагностики достижений детей в игре.

4. Характеристика индивидуальных творческих проявлений детей.

· Взаимосвязь теоретических и практических положений.

Рекомендуемая литература.

· Дошкольная педагогика./под ред А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой СПб 2013 раздел 2 гл.5

· Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Изд-во «Гном», 2000. (или цикл статей в журналах «Дошкольное воспитание» 1989г)

· Солнцева О.В. Играем вместе с детьми. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей // Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

· Солнцева О.В. Играем вместе с детьми. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей // Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2007.

· Солнцева О.В. Развитие субъектной позиции ребенка в режиссерских играх // Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

· Крулехт М.В., Онищенко Э.В. Взаимосвязь игры и труда в целостном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.

Солнцева О.В. Диагностика субъектных проявлений старших дошкольников в игровой деятельности (сюжетно-ролевая и режиссерская игра) // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие в 3 ч. Часть 3. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...