Программа социологического исследования формирования имиджа муниципальных органов власти
Обоснование проблемы. Муниципальное управление, представляет собой публичную власть, которая на управленческом уровне приближена к повседневной жизни людей. Такая близость предоставляет возможность муниципальным органам власти непосредственно воздействовать на местное сообщество и наоборот. В связи с этим, именно местный уровень является наиболее притягательным для распространения манипулятивных технологий управления, ставших в последнее время основным средством реализации власти. Манипулятивную технологию управления муниципальных органов власти можно определить как совокупность последовательных операций и процедур, осуществляемых данными органами тайно (скрыто) для достижения собственных целей, маскируя их, и выдавая за интересы местного сообщества [1, с. 140]. В качестве наиболее универсальной манипулятивной технологии является преобразование и распространение тех или иных образов в зависимости от поставленных целей и задач. Ее суть заключается в конструировании имиджа конкретных лиц или организаций, который, как правило, не адекватно отражает реальные их характеристики и, таким образом, дезориентируют людей. Примером может служить современная практика формирования имиджа муниципальной власти, где посредством средств массовой коммуникации конструируется и распространяется привлекательный образ политика. Характерной особенностью использования такой манипулятивной технологии на муниципальном уровне является персонификация власти. На этом уровне особенно актуально проявляется «способность и потребность людей проецировать свойственные им ожидания и стереотипические установки на конкретных человеческих «носителей» соответствующих образов» [2, с. 37]. Это обусловлено непосредственными контактами с властью и некоторой «зависимостью» от нее.
Применение имиджевых технологий манипулирования имеет целью – незаметно внедрить в массы выгодные стереотипы и образы, побуждающие человека действовать, исходя не из своих интересов, а из интересов манипулятора. И здесь средства массовой информации являются мощнейшим рычагом конструирования имиджа органов власти, где данный имидж выступает как инструмент, с помощью которого властные структуры осуществляют манипулирование местным сообществом в своих интересах. Таким образом, сегодня широкомасштабное использование имиджевых манипулятивных технологий, сознательная установка власти на обман населения и циничное манипулирование общественными настроениями с помощью СМИ являются ключевыми характеристиками политических процессов на местном уровне. Таким образом, необходимость исследования проблемы формирования имиджа органов власти обуславливается тем, что данный сконструированный образ используют, как средство манипулирования массовым сознанием. В подобном аспекте актуальность проблемы определяется еще и целью выработки механизмов защиты населения от манипулятивного воздействия при формировании имиджа властных структур. Цель исследования заключается в анализе механизма формирования имиджа муниципальных органов власти и в определении форм воздействия на местное сообщество. Отсюда объектом исследования служат: - сообщения телевизионных информационно-аналитических программ города Нижнекамска; В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно распространителями знаний и другой политически значимой информации являются средства массовой информации. Именно местное телевидение выступает в роли важнейшего источника формирования имиджа муниципальных органов власти, поскольку оно определяет направленность, характер, виды информации, способы подачи и ее количество. С помощью средств массовой информации властные структуры осуществляют манипулирование местным сообществом в своих интересах;
- депутаты городского совета, являющиеся в свою очередь, представителями местного населения, выражающие интересы людей в городском управлении; - население города Нижнекамск, в сознание которых, внедряются выгодные стереотипы и образы, побуждающие их действовать, исходя не из своих интересов, а из интересов манипулятора. Предметом социологического исследования выступают механизмы и способы формирования имиджа местных органов власти, мнение представителей местной власти о системе городского управления, а также представления населения о деятельности муниципальных органов власти. В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы: Основная – манипулятивные технологии являются средством воздействия на массовое сознание при формировании позитивного имиджа муниципальных органов власти. Дополнительная – в представлениях населения не сложился реальный образ муниципальных органов власти, поскольку оно не информировано о деятельности властных структур и сути осуществляемых муниципальных реформ. Проверка гипотез требует решения следующих задач: - изучить информированность населения о деятельности муниципальных органов власти и сути осуществляемых реформ; - проанализировать характер информации о местных органах власти, предоставляемой в сообщениях информационно-аналитических программ, с точки зрения наличия манипуляции; - определить, как оценивают представители местной власти и жители г. Нижнекамска характер информации и степень освещенности местными СМИ реальных городских проблем; - определить совокупность манипулятивных информационных технологий воздействия на массовое сознание при конструировании имиджа местных органов власти средствами массовой информации: - выявить мнение представителей местных органов власти об отношении властных структур к населению;
В исследовании использовалась квотная выборка. Квоты рассчитывались пропорционально по половозрастному и социальному положению. основные методы сбора информации: - контент-анализ сообщений информационно-аналитических программ местных средств массовой информации; - сбор первичной социологической информации на основе экспертного опроса депутатов городского Совета с помощью анкетирования; - сбор первичной социологической информации при помощи анкетного опроса населения г. Нижнекамск; - вторичный анализ социологических исследований российских социологов за 2002-2004 гг.
Таблица 1 – Интерпретация и операционализация понятий
Таблица 2 - Логическая структура анкеты эксперта
Таблица 3 – Логическая структура анкеты населения
Таблица 4 – Таблица сопряженности по опросу экспертов
Таблица 5 – Таблица сопряженности по опросу населения
Таблица 6 – Параметры контент-анализа сообщений информационно-аналитических программ
1) Дата вносится в базу данных соответственно дате выхода в эфир телепрограммы (число, месяц, год). 2) Журналист – фиксируется Ф.И.О. репортера программы, готовившего и озвучивавшего сюжет. 3) Название сюжета – это рубрика играет роль краткой аннотации сюжета для быстрого ознакомления с его содержанием. 4) Мероприятие – это конкретное событие, о котором идет речь в данном сюжете, либо которое явилось поводом для его появления. 5) Тема – предмет изображения или основная проблема, идея телесюжета. 6) Лояльность – преобладающая в сюжете оценка: - в основном, негативные сюжеты (-); - нейтральные, т.е. сугубо информационные, без оценки или взвешенные сюжеты (0); - позитивные (+). 7) Персона – фигура, чья деятельность связана с общественными процессами. 8) Орган власти – это коллективный публичный субъект. 9) Знак – продолжительность сюжета.
Заключение
Структура Нижнекамского городского Совета включает в себя: аппарат городского Совета и постоянные комиссии городского Совета. Организационный отдел по деятельности городского Совета входит в структуру аппарата городского Совета. Руководителем аппарата главы муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и аппарата Совета муниципального образования «город Нижнекамск» является Долотказина Э.Р. В организационно отделе работают 4 специалиста: - начальник организационного отдела аппарата Совета муниципального образования «город Нижнекамск»; которая назначается и освобождается от должности главой города, в работе непосредственно подчиняется главе города и заместителю главы города. На должность начальника организационного отдела могут быть назначены лица, имеющие стаж работы в государственных органах и органах местного самоуправления не менее 5 лет, соответствующее высшее образование. - ведущие специалисты организационного отдела - назначается и освобождается от должности главой города по представлению начальника отдела, в работе непосредственно подчиняется начальнику отдела. На должность ведущего специалиста организационного отдела могут быть назначены лица, имеющие стаж работы на должности специалиста не менее 2 лет, соответствующее высшее образование, а также знание и опыт работы на компьютерной технике, знание двух государственных языков РТ. - специалист I категории назначается и освобождается от должности главой города по представлению начальника отдела, в работе непосредственно подчиняется начальнику отдела. На должность специалиста 1 категории могут быть назначены лица, имеющие стаж работы на должности специалиста не менее 2-х лет, а также имеющие знание и опыт работы на компьютерной технике, владеющие 2-мя государственными языками РТ. Организационный отдел по деятельности городского Совета осуществляет организационное, правовое, информационное, материально- техническое и иное обеспечение деятельности городского Совета. Каждые специалист руководствуется согласно своей должностной инструкцией, в которую входит: общие положения и квалификационные требования, функциональные обязанности, права и ответственность.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации; 2 Конституция Республики Татарстан; 3 Должностные инструкции начальника, ведущего специалиста, специалиста I категории организационного отдела аппарата Совета муниципального образования «город Нижнекамск». 4 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного само управления в Российской Федерации»; 5 Закон РТ «О местном самоуправлении в РТ»; 6 Уставы МО «Нижнекамский муниципальный район» и МО «город Нижнекамск»; 7 Регламент МО «Нижнекамский муниципальный район» и МО «город Нижнекамск»; 8. Должностные инструкции начальника, ведущего специалиста, специалиста I категории организационного отдела аппарата Совета муниципального образования «город Нижнекамск».
Приложение А
Анкета Уважаемые депутаты! На сегодняшний день тенденции демократизации власти привели к целому ряду существенных изменений в различных сферах жизни общества, культуре, сознании и поведении людей. Будучи универсальными, отношения власти преобразуют прежде всего самого человека. Вместе с тем в обществе возникает новое отношение к власти ее понимание и представление о ней. Настоящее исследование ставит своей целью изучение проблемы взаимодействия населения с муниципальными органами власти. Мнения, высказанные в ходе опороса, оглашению не подлежат и будут использованы только в обобщенном виде. Ваши искренние и точные ответы помогут выявить наиболее актуальные проблемы. Инструкции к заполнению анкеты: Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, и обведите кружком номер того ответа, который соответствует Вашему мнению. Если ни один из ответов не совпадает с Вашим мнением, то напишите свой ответ, пожалуйста, сами. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|