Эмпирическая часть исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Раздел, посвященный программе и результатам эмпирического исследования, может состоять из 2-3 параграфов. В первом параграфе приводится описание программы исследования. В нем излагаются цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы сбора и анализа данных, этапы исследования; а также указываются характеристики выборочной группы. Если цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования должны быть представлены так же, как и во введении, то испытуемые и методы и методики сбора данных описываются более подробно. Например, характеризуя лиц, принявших участие в исследовании, следует отметить их пол, возраст, профессию и другие особенности, имеющие значение для цели исследования; описать критерии деления их на группы, процедуру их отбора и т.д. При описании методов исследования необходимо различать метод и методику исследования: 1. Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных. 2. Методика - это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Это конкретная форма метода, способ приложения его на практике. Например, метод - тестирование, методика - рисунок семьи. Если методы сбора и анализа данных (в том числе, и методы математической статистики), применявшиеся в исследовании, являются хорошо известными и многократно представленными в литературе, то в данном параграфе указываются только их названия и авторы, при этом делается ссылка на соответствующие библиографические источники. В ином случае они описываются подробно, включая такие составные части, как: 1. Общая характеристика методики (ее предназначение, параметры изучаемого явления и т.д.).
2. Стимульный материал (например, тексты, слова, карточки, картинки, слайды и другие). 3. Оборудование (например, приборы и аппаратура, применявшиеся для создания экспериментальных ситуаций или для регистрации реакций участников исследования). Для аппаратуры серийного выпуска достаточно указать название и марку прибора. Если в прибор были внесены некоторые изменения, или он был изготовлен студентом, то его описание должно быть достаточно полным. При этом необходимо указать его назначение, пояснить его устройство и привести изображение в виде фотографии или рисунка. 4. Процедура (этапы исследования, инструкция испытуемым, организация взаимодействия с ними, время проведения сбора данных и его продолжительность, а также в случае осуществления эксперимента все временные характеристики экспериментальной процедуры: время, на которое предъявлялся материал; временные интервалы между стимулами; длительность перерывов для отдыха испытуемых, если таковые имелись и т.д.). Инструкция приводится дословно. 5. Способы обработки первичных данных (а именно: какие изучаемые явления и каким образом фиксировались, способы приведения первичных результатов к виду, в котором они стали доступны для анализа; параметры их классификации и так далее). В этом же параграфе необходимо указать применявшиеся математические методы обработки данных. Если использовались широко известные методы математической статистики, то достаточно перечислить их названия и фамилии авторов. Если способ математической обработки данных встречается редко и характерен для отдельной психологической методики, то в этом случае следует привести применявшиеся формулы. В следующих параграфах эмпирической главы приводятся описание, анализ и интерпретация результатов исследования. Все индивидуальные результаты испытуемых приводятся в приложении. В тексте эмпирической главы приводятся лишь данные обобщенные по группе. По каждому изучаемому явлению должны быть представлены в табличной форме данные:
· о средней величине качества и степени его варьирования в группе (х̅±σ); · о процентной доли испытуемых с высоким, низким и средним уровнем развития качества; · показатели значимости различий качества в сравниваемых группах испытуемых (в случае межгруппового сравнения); · показатели корреляционной связи (в случае установления связи 2 изучаемых качеств). Более подробную информацию смотрите в Справочных материалах по курсу «Математические методы в психологии». Индивидуальные результаты (в количественных показателях) всех испытуемых следует приводить в приложении в форме сводной таблицы. В тексте или в приложении курсовой работы студенты могут привести несколько индивидуальных ответов испытуемых с целью демонстрации наиболее ярких, типичных вариантов реакций. При этом опрашиваемые обозначаются или порядковыми номерами, или первыми и последними буквами фамилии (например: С-ов и т.д.), или указывается имя и первая буква фамилии (например: Николай И.). Для демонстрации качественного своеобразия ответов принято приводить не более одного примера каждой группы реакций испытуемых. Описание результатов исследования, приведенных в таблицах или на рисунках После каждой таблицы и рисунка осуществляется описание, анализ и интерпретация приведенных в них данных. При описании результатов необходимо указать на обнаруженные тенденции (что доминирует, что отсутствует, межгрупповое сравнение). Интерпретация предполагает выдвижение предположений о причинах или скрытых явлениях (их структуре, взаимосвязях, механизмах возникновения и функционирования и т.д.), лежащих в основе полученных результатов. Исследователем может быть предложено несколько разных способов интерпретации одних и тех же данных. Для того чтобы проинтерпретировать результаты, студент может использовать их сопоставление с данными, полученными в предыдущих исследованиях, с идеями и теориями других психологов, а также высказать объяснение расхождений, если они были обнаружены. При завершении интерпретации необходимо отметить, подтвердилась ли гипотеза исследования, и в случае ее опровержения предложить объяснение отрицательных результатов и способ продуктивного перепланирования исследования.
Пример описания данных, приводимых в таблицах (фрагмент из работы Н.Г.Быструшкиной)
Описание результатов
Раздел «Список использованной литературы» В него обязательно должны быть включены первоисточники, на которые есть ссылки в тексте. В списке применяется общая нумерация литературных источников, размещаемых в алфавитном порядке. Если приводится несколько работ одного автора, то они располагаются в алфавитном порядке их названий. Работы автора, написанные им в соавторстве (и его фамилия стоит первой), ставятся после источников, где автор один. Произведения авторов, носящих одинаковую фамилию, распределяются в зависимости от их инициалов. Произведения трех авторов можно описывать под фамилией одного (первого) из них с добавлением слов «и др.». Книги четырех и более авторов описывают под заглавием. Источники на иностранных языках располагаются в списке после всех русскоязычных источников в порядке латинского алфавита. Образцы оформления книг: 1. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984. - 270 с. 2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994. - с. 283- 285. Образцы оформления статей из журналов: 1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. - 1994. – Т.15, №1. - с. 3 - 19. 2. Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности// Вопросы психологии. - 1980. - №5. - с. 23 - 31. 3. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестн. Моск. Ун‑та. Серия 14. Психология. - 1988. - №2. - с. 3 - 14. 4. Филиппов А.С., Ширяев Э.Б. Межэтническая социальная перцепция// Вестник ЛГУ. Серия 6. История КПСС. - 1990. - Вып.2. - с. 53 ‑ 60.
Образцы оформления статей из сборника: 1. Артемьева Е.Ю. и др. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои// Мышление и субъективный мир/ Отв. ред. Ю.К.Корнилов. - Ярославль, 1991. - с. 9 ‑ 14. 2. Денцик Л. Социальный конфликт и этничность: к уточнению понятий// Ленинградская конференция меньшинств/ Под ред. Н.В.Юхневой, Х.Л.Крач. - Л., 1991. - с. 50 - 63. Образец оформления сборника: 1. Введение в научное исследование по социальной психологии/ Сост. В.И.Журавлева. — М., 1988.—239с. Образец оформления газетной статьи: 1. Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. - 1995.- №3(23).- Авг. - С. 8-10. Образец оформления отдельного тома из многотомного издания: 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т.1. - 288 с. Образцы оформления диссертаций и авторефератов: 1. Русина Н.А. Семантические образования в восприятии другого человека: Дис. …канд. психол. наук. - М., 1983. - 266с. 2. Харитонов М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: 19.00.05: Автореф.дис…канд. психол. наук. - Ярославль, 1995. - 20с. Образцы оформления курсовых и выпускных квалификационных работ: 1. Русова Н.Г. Специфика межличностного восприятия торговых работников: Курсовая работа. - Ярославль: ЯрГУ, 1985. - 66с. 2. Русова Н.Г. Специфика межличностного восприятия торговых работников: Курсовая работа. - Ярославль: ЯрГУ, 1986. - 66с. Образцы оформления источников на иностранных языках: 1. Martin G., Pear J. Behavior modification. - New Jersey, 1983. - 522 p. 2. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups// Intergroup Behavior. - Oxford, 1981. - p.144 - 168. Образцы оформления источников из Интернета: 1. Шалаев И.К. Диагностика познавательных процессов у подростков// http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/ pedagog_1/article8.html Оформление литературных источников должно строго соответствовать предложенным образцам.
Оформление рисунков Весьграфический материал (схемы, диаграммы, фотографии, графики и т.п.) обозначается единым наименованием «рисунок». Иллюстрации снабжаются подписью, которая приводится под рисунком и включает в себя: наименование графического изображения с помощью слова «Рисунок»; порядковый номер иллюстрации, который указывается арабскими цифрами и без использования знака «№»; тематический заголовок, отражающий содержание рисунка; пояснение применявшихся цифровых, буквенных и других условных обозначений. Заголовки рисунков и пояснения к ним не должны иметь сокращений и аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы. Рисунки могут быть выполнены цветными чернилами. Нижне приведен пример правильного оформления иллюстраций. Графический материал вводится в курсовую работу по мере предъявления результатов исследования. На каждый рисунок должны быть ссылки в тексте, подобные следующей фразе: «данные о … представлены на рисунке 1». Если иллюстративный материал является громоздким, отражает побочные результаты исследования, то он приводится в приложении. Условные обозначения: По оси абсцисс: 1 – сотрудничество 2 - избегание 3 - компромисс 4 - соперничество 5 - приспособление
Рисунок 1 - Частота выбора способов поведения в конфликте руководителями среднего и низшего звена (в % от возможного количества выборов) Оформление таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик. Для того чтобы таблица могла уместиться на одной странице, разрешается при написании данных внутри нее использовать одинарный размер интервала, а размер шрифта варьировать с 9 по 12. Все числа в таблице необходимо приводить с точностью до одного и того же десятичного знака, даже если последний десятичный знак равен нулю (неправильно: «2,5; 0,15, 3»; правильно для этого случая: «2,50; 0,15; 3,00). Под таблицей (как и под рисунком) следует помещать дополнительные сноски, в которых содержится разъяснение использованию различных значков, цветов, типов линий и пр. Примеры оформления таблиц Таблица 1- Сравнение личностных качеств успешных и неуспешных руководителей
Условные обозначения: М - средние значения t - значения Т-критерия Стьюдента * - различия, значимые при р £0,05 ** - различия, значимые при р £0,01 Оформление формул Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Если формула заключена в рамку, то ее номер ставится вне рамки справа от формулы в ее основной строке. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках (например: «в формуле (3) указано...»). Все символы в формулах необходимо расшифровать. Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только в первый раз. Расшифровка символов делается таким образом: в конце формулы ставится запятая, следующая строка начинается со слова «где» (без последующего двоеточия), после которого указывается символ и через дефис его значение. Значения символов записываются с новой строки в последовательности, данной в формуле. Например:
где К - коэффициент запоминания, С - количество правильных ответов, П - количество стимульных объектов, 100 — коэффициент пересчета в проценты. Все символы в формулах должны быть напечатаны на компьютере или тщательно и разборчиво обозначены черными чернилами или тушью. В последнем случае рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы - 7-8 мм, строчные - 4 мм, показатели степени и индексы - не менее 2 мм. Раздел «Выводы» Количество выводов может варьировать от 3 до 6. При перечислении они нумеруются и пишутся с прописной буквы. Их содержание должно в строгом соответствии отражать результаты исследования, не допуская их искажения (например, некорректно говорить о влиянии уровня тревожности на продуктивность деятельности на основе данных, полученных в ходе корреляционного анализа). Выводы следует формулировать лаконично, не загружая их числовыми данными или интерпретацией. Необходимо проверить, чтобы результаты выполнения всех задач, поставленных в начале курсовой работы, были отражены в выводах.
Раздел «Заключение» В нем излагаются проблема, изучению которой было посвящено исследование; лежащие в его основе идеи, выдвинутая гипотеза и степень ее подтверждения, основные результаты, задачи дальнейших исследований, область практического применения полученных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|