Дисциплина: Методология. Лекция на тему «Понятие методологии, уровни и функции». 2.15. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия, его анализ с преподавателями кафедры, самоанализ
Дисциплина: Методология Лекция на тему «Понятие методологии, уровни и функции» Методология - это: 1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке; 2) учение о методах познания и преобразования действительности. Методология науки (rp. methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Методология – это учение об организации деятельности. Методология выполняет следующие функции: - определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений; - предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель; - обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается; - помогает введению новой информации; - обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке; - создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6. ]. В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология — это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания. На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии: 1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; 2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; 3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности; 4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы
2. 15. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия, его анализ с преподавателями кафедры, самоанализ План-конспект воспитательного мероприятия Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека? ». Возраст воспитанников: 10-12 лет. Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Цель: Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; в процессе изучения данной темы развивать такие качества, как внимательность, толерантность и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения. Задачи: Воспитывать в учениках навыки культурного поведения. Определить уровень воспитанности группы. Приобщать учащихся к эстетической культуре. Формировать у школьников чувство уважения и чуткость по отношению к другим людям.
Включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека Подготовительный этап: на доске цитата: «Через других мы становимся самими собой» Л. С. Выгодский. Оборудование: выставка рисунков «Как надо делать? », «Невоспитанность». Ход мероприятия: «Через других мы становимся самими собой» Л. С. Выгодский. 1. Игра “На острове” Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу. Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему? После ответов ребят учитель называет тему и цель занятия. 2. Вопросы и задания: 1. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор? 2. Для чего человек общается? (кратко записываются на доске) 3. Как вы понимаете следующие высказывания, которые даются на доске? Дополните теперь вывод о роли общения. 3. Мини-практикум " Средства общения" 1. Ученики разбиваются на пары и выполняют задания. Первые номера рассказывают вторым о своем увлечении, любимом занятии. Вторые номера должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили. Вторые номера рассказывают о своем увлечении, а первые стараются выполнить задание учителя. (" Не сморите в глаза, ведите себя так, как будто вам скучно и неинтересно" ). После этого вторые номера описывают, что мешало им общаться с партнером. 2. Задание: сформулировать правила, помогающие общению: интерес к человеку; уступчивость, тактичность;
уважение другого человека, его взглядов, чувств, вкусов; доверие, вера в хорошее в человеке. Скажите ребята, всегда ли мы задумываемся, что наша привлекательность в общении с другими людьми, заключается не только в красоте внешнего вида? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда тактичны в общении, не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Что же такое культурные навыки поведения? (читают дети, заранее приготовлено): культурные навыки поведения - Это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления его личности(движения, выражения лица, речь и др. ) свидетельствующие о его воспитанности и самоконтроле и выражающее его эстетичность умение правильно, целесообразно общаться с вещами, умение держаться в обществе, быть приятным в общении с другими людьми. Элементарные нормы культурного поведения необходимы как отдельному человеку, так и обществу в целом. А сейчас, мне бы хотелось узнать, как вы поведете себя в таких ситуациях? Вошла учительница в зал, а мест нет. Что делать воспитанному человеку? Ученик уронил бумажку. Ваши действия? придумать еще…… Все эти приметы говорят о том, что быть культурным человеком не так просто, и этому надо учиться. Возможно, с бумажки, брошенной в урну, с места, которое уступают женщине, старику или ребенку, и должно начинаться поступательное движение у человека к культуре поведения. Послушайте стихотворение, и скажите, а как бы в этой ситуации поступили вы? Неряха. Пропустив обед и ужин, расстегнувши воротник, По канавам и по лужам он шагает на прямик. Он портфель нести не хочет - по земле его волочит. Сполз ремень на левый бок, из штанины вырвал клок. Мне, признаться, не понятно – Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? Почему фуражка блином? И расстегнут воротник? Кто он? Это ученик??? Классный руководитель: Ваше отношение к данному ученику? В чем он не прав? Как бы вы назвали этого ученика? (неряха)
4. Игра " Слепой - немой - глухой". А сейчас давайте поиграем в игру, вам предлагается передать определенную информацию в разном порядке: немой -глухому и слепому; слепой - - глухому и немому, глухой - слепому и немому. По ходу игры ученики должны ответить на вопрос, какие средства, общения могут использовать люди? 5. Игра: " Испорченный телефон". Давайте сейчас разделимся на две группы, одна группа ребят выходит из класса, а другая придумывает текст из 4-5 предложений. Ученики из первой группы, по очереди заходят, первому зачитывают текст, он пересказывает содержание второму вошедшему, тот третьему и т. д. В конце то " сообщение", которое " дойдет" до последнего участника, сравнивают с первоначальным текстом. " Наблюдатели" анализируют, насколько сложно или просто общаться самым распространенным способом - вербально, т. е. с помощью устной речи. 6. Подведение итогов. Рефлексия на занятие: что понравилось, что не понравилось, ваши предложения. Клянется часто сын заблудший: «Уж завтра-то я стану лучше! » Но это завтра никогда не наступает, вот беде! Как снег растаявши, как дым, заветный день не уловим. И, только одряхлев, глупец в то завтра вступит, наконец. Расслаблен, немощен уже, с тоской раскаянья в душу. Спеши сегодня лучше стать, не будешь завтра так страдать! Скажите, пожалуйста, ребята, что нового вы сегодня узнали на нашем классном часе? (ответы учащихся). Какой вывод мы с вами можем сделать? Ну, вот и подошла к концу наша с вами встреча, спасибо за работу ребята. До свидания!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|