Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина: Теория и методика физического воспитания




Дисциплина: Теория и методика физического воспитания

Лекция на тему «Теория и методика физического воспитания»

Теория и методика физического воспитания – наука, обеспечивающая необходимый уровень знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.

Методологические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическое развитие – закономерный процесс изменения форм и функций организма на протяжении жизни человека. В узком смысле физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др. ). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер). Количественные показатели физического развития – изменения размеров и массы тела. Качественные показатели физического развития – характеристики изменения функциональных возможностей организма, которые выражаются в изменениях силы, быстроты, ловкости, выносливости и общего уровня работоспособности.

Физкультурная деятельность – форма отношения человека к окружающей действительности, благодаря которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры. Физкультурная деятельность направлена на решение задач физического воспитания. Основными компонентами физкультурной деятельности как системы, подчиняющейся всем закономерностям системного целого, являются следующие виды деятельности: физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная. физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная. В целом физкультурная деятельность направлена на физическое совершенствование личности на пути ее гармонического развития

Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание. Физическое воспитание – педагогическая система использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. Физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Физическая культура личности – устойчивое личностное качество, обусловливающее заботу человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. Формирование физической культуры личности связано с организацией физического воспитания, которое определяется содержанием физкультурной работы. Физкультурная работа – овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; самоопределение в физической культуре: обеспечение общей физической подготовленности; приобретение опыта творческого использования физкультурной деятельности и т. д.

Цель физического воспитания дошкольников – формирование привычки к здоровому образу жизни. Цель определяет следующие задачи (рисунок 2):

1) оздоровительные задачи физического воспитания – задачи, направленные на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности;

2) образовательные задачи физического воспитания – задачи, предусматривающие формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний;

3) воспитательные задачи физического воспитания – задачи, направленные на формирование личности ребенка средствами физической культуры.

Все поставленные перед физическим воспитанием дошкольников задачи конкретизируются с учетом возрастных особенностей развития ребенка.

Процесс физического воспитания строится таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач.

Разностороннее развитие детей выступает при этом в качестве принципа физического воспитания. Так, например, в процессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок заинтересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности), образную (при восприятии наглядного образца движений), словесную (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре) и др. Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей. При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др. ), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

– всестороннее и гармоническое развитие личности;

– связь физической культуры с жизнью;

– оздоровительная направленность;

– непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

– постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

– цикличность построения занятий;

– возрастная адекватность физических упражнений.

Общая цель системы физического воспитания – формирование физической культуры личности. В дошкольной организации система физического воспитания характеризуется единством целей, задач, принципов и форм работы, направленных на физическое и личностное развитие детей. Одновременно она должна являться подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу.

Обострившиеся противоречия в системе образования вызвали необходимость инноваций в постановке задач, содержании, формах, методах физкультурно-оздоровительной работы. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что отечественное образование характеризуется модернизацией, суть которой заключается в создании и внедрении инновационной модели обучения, эффективно функционирующей в условиях рыночной экономики, поэтому особенностью современного этапа развития теории и методики физического воспитания является переосмысление накопленного научного и практического потенциала и поиск путей его совершенствования. Эти проблемы являются актуальными и в настоящее время. Сейчас появляются научные работы по реализации идей непрерывного образования, в том числе и в области физической культуры. Создание такой системы в реалиях отечественного образования, ее теоретико-методическая отработка и практическая апробация являются актуальнейшей из проблем на современном этапе развития отечественной теории физического воспитания, как, впрочем, и теории педагогики в целом. Развитие современной отечественной системы физического воспитания ориентируется преимущественно на два объективных фактора – на удовлетворение индивидуальных интересов человека в физическом совершенстве и на удовлетворение объективных интересов общества в физически развитых гражданах. В настоящее время базовое образование детей и учащейся молодежи в области физической культуры включается ведущим компонентом в педагогическую систему физического воспитания, которая организуется во всех современных образовательных учреждениях для реализации общепедагогической целевой установки по воспитанию личности учащихся. В общей системе физического воспитания воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...