Предприятиям-изготовителям
Для анализа структуры растительных масел по предприятиям-изготовителям были взяты страны: Испания, Италия и Россия, как наиболее представленные в ассортименте. Почти 65 % предлагаемого масла было изготовлено предприятиями компаний Olive Line, S.L. (Испания, 24,6 %), ABP, S.A. (Испания, 9,7 %), Alis, S.R.L. (Италия, 11,4 %), Frantoio F.lli Galantino, S.n.c. (Италия, 10,5 %) и Confenzionato de Monini, S.p.a. (Италия, 8,8 %) – торговые марки Маэстро де Олива и Иберика, ИТЛВ, Каса Риналди и Алис, Галантино, Монини. Свыше 70 % ассортимента российских масел выпустили заводы группы компаний «Русагро» (ОАО МЖК «Краснодарский» и ООО «Лабинский МЭЗ») (30,7 %), ГК «Юг Руси» (ООО «Золотая семечка» и ООО «Лабинский МЭЗ») (27,7 %) и ОАО «Эфко» (12,4 %) – торговые марки Аведовъ и Злато, Золотая семечка, Золотая кукуруза, Южное солнце, Аннинское, Солнечный рай и 100 рецептов, Слобода и Альтеро (табл. 3).
Таблица 3 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по предприятиям-изготовителям
Структура ассортимента растительных масел по видам масла В анализируемый период в продаже находилось 8 видов растительного масла: оливковое, подсолнечное, кукурузное, соевое, рапсовое, арахисовое, кунжутное, тыквенное, а также два вида купажированного масла: подсолнечно-оливковое и подсолнечно-рапсовое (табл. 4).
Таблица 4 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по видам Вид масла | Количество наименований в торговой организации, ед. | Доля, % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Артель старателей «Амур» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оливковое: рафинированное | 11 | 16,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нерафинированное | 26 | 38,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
помас | 2 | 2,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подсолнечное: рафинированное | 11 | 16,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нерафинированное | 4 | 5,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подсолнечно-оливковое рафинированное | 4 | 5,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подсолнечно-рапсовое рафинированное | 2 | 2,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукурузное рафинированное | 3 | 4,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соевое рафинированое | 1 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид масла | Количество наименований в торговой организации, ед. | Доля, % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рапсовое рафинированое | 1 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арахисовое | 1 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кунжутное | 1 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тыквенное нерафинированое | 1 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого, ед. | 68 | 100,0 |
Половина ассортимента составили оливковое (57,2 %) и четверть подсолнечное (33,6 %) масла. Экзотические для нашего рынка виды масел –арахисовое, рапсовое, кунжутное, а также тыквенное были представлены одним наименованиями и составили всего 1,4 % от общего предложения.
Данные исследования показывают, что на сегодняшний день российский производитель вытеснил иностранные брэнды с рынка, оставив им сегмент оливкового масла.
Высокая доля оливкового масла обусловлена ориентацией на покупателей с высоким доходом, заинтересованных в рациональном и здоровом питании. Использование в производстве масла экзотических растений (виноград, арахис, кунжут, тыква, абрикос), смешивание различных видов масел (купажированные масла) объясняется популяризацией здорового образа жизни. Однако купажирование масел часто вызвано и чисто экономическими соображениями и не учитывает функциональных свойств полученного продукта.
|
|
При рассмотрении структуры ассортимента реализуемого масла по степени очистки соотношение подсолнечного рафинированного и нерафинированного масел составило 3,5: 1, а оливкового рафинированного, нерафинированного и помас масла – 7,5: 13,3: 1 (табл. 4).
По степени очистки выделяют следующие виды оливкового масла: Extra Virgin (нерафинированное, полученное из отборных оливок первым холодным отжимом), Virgin, 100 % Pure (рафинированное масло) и Pomace (рафинированное масло, полученное вторичным горячим прессованием и действием растворителей на выжимки, оставшиеся после первичной обработки оливок, с добавлением некоторого количества нерафинированного масла Extra Virgin).
Преобладание на рынке подсолнечного рафинированного и оливкового нерафинированного масел можно объяснить сложившимися традициями использования подсолнечника как основной масличной культуры в России; технологией производства продуктов: наиболее распространённым способом получения подсолнечного масла является химическое экстрагирование с обязательной последующей очисткой (рафинацией), для изготовления же пищевого оливкового масла применяют холодное прессование, не требующее последующей очистки; свободным сегментом российского масличного рынка для иностранных производителей, поставляющих не производимое у нас оливковое масло.
Структура ассортимента растительных масел по видам и
Объемам тары
Реализуемое на рынке масло упаковано в тару различных материалов и исполнения: стеклянные бутылки и кувшины (вложенные в картонные коробки), бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), жестяные банки. Более 80 % ассортимента масел было упаковано в стеклянные (53 %) и ПЭТ (32 %) бутылки (табл. 5). Представленное оливковое масло выпущено в основном в стеклянных бутылках (79 %), что определяется традициями промышленного производства (табл. 6). Использование отечественными производителями преимущественно полимерной тары объясняется её низкой себестоимостью, удобством в хранении и транспортировании, прозрачностью материалов и, как результат, распространением автоматизированных линий по производству бутылок из пресформ на масложировых предприятиях.
|
|
Таблица 5 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по видам тары
|
|
12 |