Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Результаты первого этапа реализации





 

В 2010 году завершился первый этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Следует рассмотреть, какие положительные тенденции прослеживаются при проведении демографической политики, которую мы рассматриваем.

Как сообщалось в официальных информационных источниках. В результате проведения активной демографической политики на федеральном и региональном уровнях, существенно улучшилась демографическая ситуация, произошли положительные изменения ряда показателей здоровья населения. По сравнению с 2007 годом, в 2009 году коэффициент рождаемости на 1 тыс. населения увеличился с 11,3 до 12,4; коэффициент смертности снизился с 14,6 до 14,2; коэффициент естественной убыли сократился с 3,3 до 1,8.

Большое влияние на улучшение целевых показателей оказали мероприятия, проводимые в рамках национального проекта «Здоровье». Получили развитие профилактическое направление и диспансеризация работающих граждан как основа раннего выявления заболеваний, предотвращения инвалидности и преждевременной смертности населения.

Последовательные меры по обеспечению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным, реализация программы «Родовый сертификат», развитие перинатальных технологий, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства способствовали росту рождаемости, стабильному снижению материнской и младенческой смертности.

Снижение смертности населения от предотвратимых причин остается в числе главных и сложных задач в деле обеспечения положительной динамики демографических показателей. Проект «Здоровье» был расширен за счет новых программ по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическим больным, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Результатом реализации программы по сосудистым заболеваниям в 24 субъектах РФ стало снижение смертности от болезней системы кровообращения в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 7,5%.



Однако для закрепления в долгосрочной перспективе положительных демографических тенденций федеральным органам исполнительной власти предлагается решить целый комплекс вопросов.

 

Критика некоторых положений Концепции

демографический социальный политика

После принятия Концепции демографической политики до 2025 года возникло множество споров и обсуждений ее эффективности и правильности ориентиров, лежащих в основе всего документа. Рассмотрим некоторые спорные моменты, которые можно проследить у различных авторов.

Высказываются о том, что базовый недостаток данного документа заключается в том, что в нем игнорируется действительность и он полон несогласованных между собой ориентиров и показателей демографического развития России.

·   трудно понять, каким образом можно стабилизировать в будущем население на отметке 142-143 млн человек, если уже на конец 2007 года численность населения федерации оказалась меньше 142 млн человек и продолжает устойчиво снижаться? А в концепции именно так и сказано: стабилизация к 2015 и рост к 2025 гг., т.е. ставится задача к определенному году остановить падение численности населения (равно стабилизировать его), а в дальнейшем обеспечить его рост.

·   создается устойчивое ощущение, что в основополагающем документе за предложенными ориентирами нет математического обоснования. Расчет, сделанный демографами, демонстрирует, что правительству не удастся обеспечить стабилизацию численности населения России на уровне 142-143 млн. человек к 2015 году и рост до 145 млн. человек к 2025 году при заложенных в Концепции росте рождаемости, продолжительности жизни и ориентирах по динамике миграционного прироста.

Важным является и то, что достижения в области рождаемости (как и смертности), также крайне скромны. Рост до 1,4 суммарного коэффициента рождаемости на женщину репродуктивного возраста слишком ничтожен, т.к. для того, чтобы (при существующей в стране смертности) поколения детей хотя бы замещали поколения родителей, необходимы примерно 2,15. В Концепции же эта цифра не фигурирует в виде ориентира даже к 2025 году, следовательно, и более ранняя стабилизация и рост с 2025 года рассчитаны на помощь замещающей миграции.

Финансовые препятствия

Демографическая политика, основанная на принципе экономического стимулирования рождаемости, обречена на возрастающую стоимость. Причем рост расходов, скорее всего, будет происходить в геометрической прогрессии. Такое положение дел вызвано:) привыканием семей к размерам выплат (через некоторое время размеры выплат перестанут стимулировать поощряемое ими репродуктивное поведение, и потребуется очередное весомое увеличение размера выплат);)    стоимостью инфраструктур для подрастающих детей (расходы на детей только увеличиваются по мере их взросления и семья нуждается в последующих формах поддержки (ясли, детсады, поликлиники, дошкольное образование, семейный отдых и т.д.), не получая которых, она отказывается от вторых, третьих и последующих рождений).

Таким образом, правительству предстоит найти способ эффективного решения двух важнейших задач:)  необходимости обеспечения всеобщности мер, без исключений и дискриминаций;) поощрения рождений в социальных слоях и группах, наиболее востребованных для целей развития общества и государства.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.