Проблемы реализации Концепции
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
При осуществлении государственной демографической политики ключевой проблемой является отсутствие в Концепции объективных критериев оценки этой политики. Кроме того, важным недостатком является отсутствие единого координирующего органа, ответственного за реализацию государственных мер в сфере демографии. Концепция демографической политики России до 2025 г является одним из ключевых шагов на пути к решению демографических проблем нашей страны. Однако нельзя не сказать о том, что с ее принятием возникли некоторые вопросы, касающиеся возможности её реализации. Первой проблемой можно считать отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. В проекте доклада министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д.. При этом в самом тексте Концепции они не упоминаются. При этом нет достоверного ответа на вопрос, почему именно эти показатели используются для оценки демографической ситуации в стране. Тем более что не все из этих показателей можно считать объективными. Ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения. Так, например, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения.
Закономерность выявляется при анализе показателя смертности. В период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (69 лет) вступило крайне малочисленное поколение «детей войны» (рожденных в 1941-1945 годах), т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране. Поэтому для оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики необходимо использовать объективные показатели, независящие от определенных конъюнктурных факторов, таких как возрастная структура населения. К числу демографических параметров, позволяющих оценить эффективность демографической политики государства в области повышения уровня рождаемости можно отнести: суммарный коэффициент рождаемости (фертильности), отражающий среднее количество рожденных детей одной женщины в репродуктивном возрасте; соотношение числа абортов с числом рождений (количество абортов на 1000 рождений); удельный вес многодетных семей; коэффициент младенческой смертности (детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми); число родившихся детей по очередности рождения; средний возраст матери при рождении ребёнка. Демографические параметры, позволяющие оценить демографическую политику государства в области уменьшения уровня смертности: средняя ожидаемая продолжительность жизни; число умерших от внешних причин смерти в репродуктивном возрасте (на 100 000 человек населения); Демографические параметры, позволяющие оценить политику государства в области улучшения миграционной ситуации:
количество прибывших на постоянное место жительство мигрантов в Российскую Федерацию в расчете на 1000 человек населения; количество выбывших на постоянное место жительство из Российской Федерации мигрантов в расчете на 1000 человек населения; количество иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации; количество, прибывших в Российскую Федерацию соотечественников (по программе «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). Одним из негативных факторов современной демографической политики России является отсутствие единой системы её координации. Демографическая политика реализуется различными министерствами и ведомствами, финансируется из разных источников, по разным проектам и программам, которые не объединены концептуально и технологически. Так, в настоящее время демографическими вопросами в той или иной мере занимаются Министерство здравоохранения и социального развития (Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.), Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Указанное в Концепции Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является только координирующим органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на направления демографической политики, реализуемые другими ведомствами. Более того, изучив сайт Министерства здравоохранения и социального развития, нам не удалось найти ни структурного подразделения, в чьи обязанности входило бы отслеживание хода реализации мероприятий в демографической сфере, ни каких-либо систематизированных отчетов в этой области. При этом для эффективной работы в сфере демографии за реализацию государственной демографической политики должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.
Поскольку Концепция представляет собой декларативный программный документ, устанавливающий общие принципы и направления государственного регулирования демографической сферы, она нуждается в дальнейшем развитии в нормативно-правовом и управленческом отношении. Это развитие получило продолжение в Плане мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В плане предусмотрены конкретные меры (на уровне нормативных актов) по реализации задач, установленных в Концепции. Стоит отметить, что в этом документе упор делается в основном на мероприятия социально-экономической направленности. В то время как социокультурные мероприятия, к которым относится мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций и семейных отношений, уделено мало внимания. Более того, даже в случае реализации наиболее оптимистичного сценария социально-экономического развития страны в России можно рассчитывать лишь на некоторое улучшение демографических параметров, в то время как для устойчивого развития необходимо кардинальное улучшение демографической ситуации с перспективой возобновления естественного прироста населения. Ответственные за разработку и реализацию государственной демографической политики органы должны осознать, что переломить негативные демографические тенденции и выйти из кризиса можно только путем сочетания мер, направленных на улучшение социально-экономического уровня жизни населения, и мер, способствующих изменению негативной социокультурной атмосферы в стране, которая в настоящее время характеризуется отсутствием традиционных ценностей большой семьи и здорового образа жизни.
Еще одним фактором, который нельзя не учитывать при создании государством социально-экономических условий для улучшения демографической ситуации (прежде всего повышения рождаемости) являются негативные тенденции роста патерналистского отношения к государству, которые и без того достаточно сильны в нашей стране. Государство должно многократно увеличить усилия по созданию благоприятной социокультурной и духовно-нравственной среды для развития демографической сферы. Нынешние усилия органов власти в данной сфере сводятся как правило к малоэффективным PR-компаниям, вроде «Года семьи» или социальной рекламе, в то время как никаких усилий не предпринимается для противодействия деструктивному характеру современного информационного поля, в котором пропагандируются антисемейные ценности и навязывается культ эгоизма. Безусловно, важнейшим фактором демографического развития страны должна стать соответствующая миграционная политика, которая будет соответствовать следующим критериям. Во-первых, приток иммигрантов должен иметь объемы, которые не угрожали бы тенденции роста рождаемости среди коренного населения. Во-вторых, государственную миграционную политику необходимо строить таким образом, чтобы допускать в страну, только тех трудовых мигрантов, которые действительно необходимы для ее социально-экономического развития. В этой связи может быть полезным опыт построения системы отбора мигрантов в зарубежных странах, в которые иммигранты допускаются, только если они отвечают жестким квалификационным и иным требованиям. В-третьих, приток мигрантов должен иметь такие объемы и направления, которые бы исключали даже потенциальную опасность возникновения этнически однородных сообществ и развитие межэтнической напряженности. В-четвертых, отдельным направлением миграционной политики должна стать программа репатриации соотечественников. Заключение
Концепция демографической политики России до 2025 года является важным шагом на пути решения демографических проблем, которые существуют не только в России, но и во всем мире. В настоящее время подходит к концу второй этап реализации политики, однако далеко не все целевые показатели приближаются к своим ориентирам. В связи с этим правительство должно учитывать основные проблемы, с которыми оно столкнулось на первых двух этапах, и постараться разрешить их. Для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.
Список используемой литературы
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly [сайт]. [2007] / URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 14.08.2012). . На сайте Минздравсоцразвития России опубликован проект доклада Министра Татьяны Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Городской портал общественного развития «Москва. Общество и власть» [сайт]. [2011]. URL: http://www.mosportal.ru/2/i124_183.htm (дата обращения: 14.08.2012). . Рязанцев С.В. Эффективность мер демографической политики в России и предпосылки создания модели управления демографическими процессами [Электронный ресурс] // Институт социально-политических исследований РАН [сайт]. [2008]. URL: http://www.isprras.ru/pics/File/tochka_zrenia/Demmodel2011-2013.pdf (дата обращения: 14.08.2012). . Белобородов И.И. Демографическая политика в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Демография.ру: институт демографических исследований [сайт]. [2010]. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1825 (дата обращения: 14.08.2012). . Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|