Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития мирового рынка информационных услуг




Глава 1

Мировой рынок информационных услуг

Основные понятия

Рынок информационных услуг может быть определен как совокуп­ность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавца­ми) и потребителями (покупателями) и характеризуется определен­ной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставле­ния и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хра­нящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы [1]. Под информационной системой по­нимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализую­щих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обыч­но подразделяются на три сектора:

♦ сектор деловой информации;

♦ сектор научно-технической и специальной информации;

♦ сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на сле­дующие группы:

♦ биржевая и финансовая информация — информация о котиров­ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то­варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

♦ статистическая информация — числовая, экономическая, демо­графическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственны­ми службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

♦ коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

♦ деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Сле­довательно, и предоставление ее потребителю должно осуществлять­ся в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммер­ческой информации ниже, чем требования к предоставлению бирже­вой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конку­ренции весьма высока. Эта информация используется непосредствен­но бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

♦ выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

♦ выход на рынок с новым товаром;

♦ поиск покупателей;

♦ слияние и приобретение компаний;

♦ маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотексто­вую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инже­неров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает ново­сти и справочную информацию, потребительскую и развлекатель­ную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и прода­жи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вы­числительной техникой понимается и программное обеспечение. То­варом в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и дру­гие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и свя­зи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предла­гают потребителям следующие виды услуг:

♦ непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

♦ пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

♦ базы данных на дискетах и компакт-дисках;

♦ консультации, оказываемые специалистами в области информа­ционных ресурсов;

♦ обучение доступу к мировым информационным ресурсам. Указанные виды услуг имеют свои области эффективного исполь­зования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и обще­ственные организации, частные лица. Обычно они именуются инфор­мационными корпорациями, информационными агентствами, инфор­мационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой приня­тия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способ­ствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользова­телями) информационных услуг выступают специалисты, работаю­щие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на сле­дующие группы:

♦ специалисты промышленных предприятий и предприятий тор­говли;

♦ специалисты консалтинговых и маркетинговых информацион­ных агентств;

♦ работники научно-исследовательских учреждений и учебных за­ведений;

♦ работники государственных учреждений;

♦ работники общественных организаций;

♦ индивидуальные пользователи.

Этапы развития мирового рынка информационных услуг

 

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Каче­ственные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками ин­формации являлись государственные информационные службы, учеб­ные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.

Пользователям — специалистам в различных областях науки и тех­ники, — предоставлялась библиография, реферативная и аналитиче­ская информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Об­служивание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ — малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы доку­ментов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиоте­ках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выда­вался адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распростра­нения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поис­ки в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действу­ющими запросами и оповещение пользователя о найденных докумен­тах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в каче­стве обслуживания пользователя не произошло, информационно-по­исковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.).

Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических си­стемах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли хра­ниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили производить обработку ин­формации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается умень­шение доли государственных служб на информационном рынке, что отражено на рис. 1.

 

 

Однако следует учитывать, что определенная доля государствен­ных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для приня­тия государственных решений в области экономики, политики, соци­альных процессов, образования и т. д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось так­же специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы ин­формационных служб:

♦ центры-генераторы (производители информации) - специали­зируются на добыче информации, формировании баз данных и под­держании их в актуальном состоянии;

♦ центры распределения (поставщики информации, так называе­мые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на ком­мерческой основе центрами-генераторами;

♦ информационные агентства — помимо функции сбора информа­ции, формирования и ведения баз данных осуществляют и функ­ции обслуживания пользователей.

К концу 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а функции центров-поставщиков — 4220 компаний [12].

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг ока­зало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной тех­ники, породило возникновение принципиально новых информаци­онных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улуч­шение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового до­ступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Но­вейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность тру­да в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сфе­ры информационного обслуживания явился резкий рост потребно­стей пользователей, связанный с ростом производства и развитием на­уки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных ин­формационных корпораций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...