Технология поиска информации в Интернете и профессиональных базах
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Наилучшим вариантом работы с информационными ресурсами Интернета является вариант, когда пользователь знает адрес сайта и получает возможность ознакомиться с его содержимым. Адрес сайта может быть получен из различных справочников, например желтых страниц Интернета, рекламных материалов и других источников. На сайт можно прийти по гиперссылкам, просматривая другие сайты. Опытный специалист в области информации всегда будет иметь список, каталог адресов самых важных для ведения бизнеса фирмы сайтов. В этом случае необходимо лишь отслеживать появление новых сайтов, информация в которых может представлять интерес. Если пользователь исследует новую проблему в бизнесе, ищет информацию среди ресурсов, которые он еще не освоил, одним из основных методов является использование поисковых машин и каталогов. В этом случае может быть предложена следующая технология подготовки и проведения поиска. 1. Определение общей направленности запроса, его содержания. 2. Определение географических регионов поиска. В первую очередь для практических задач ценность информационного ресурса может зависеть от его географического расположения. 3. Отбор поисковых машин. Осуществляется отбор и устанавливается последовательность использования поисковых машин в соответствии с убыванием ожидаемой эффективности поиска в каждой из машин. Качество выполнения этого этапа будет зависеть от опыта работы пользователя с поисковыми машинами. 4. Составление запросов к поисковым машинам. Это наиболее сложный этап. Для эффективного использования поисковых машин запрос составляется так, чтобы область поиска была сужена в максимальной степени. Предпочтение должно отдаваться не одному расширенному, а нескольким узким запросам. Необходимо смоделировать, представить себе, как может выглядеть искомая информация. По ключевым словам следует составить тезаурус. Для этого необходимо хорошее знание языка, на котором работает пользователь, и специфических терминов предметной области.
5. Выполнение запроса и его уточнение. Составленный запрос передается на обработку. Анализ полученных результатов позволяет корректировать запрос, чаще всего с целью сужения области поиска. Поиск деловой информации в Интернете — это творческий процесс, требующий глубоких знаний в области информатики, лингвистики, принципов построения информационных и поисковых ресурсов Интернета. Выводы
Подводя итоги рассмотрению этапов развития мирового рынка информационных услуг и состояния этого рынка в настоящее время, необходимо отметить следующие характерные черты рынка деловой информации, обслуживающего мировой и российский бизнес. 1. Мировой рынок деловой информации представлен более чем 7 тыс. крупных информационных агентств, в полном объеме обеспечивающих разнообразные потребности в деловой информации различных видов бизнеса. Эти агентства предоставляют услуги доступа к 13,5 тыс. информационных баз, содержащих биржевую и финансовую информацию, сведения о фирмах, товарах, услугах, рынках сбыта, статистическую, научно-техническую, правовую информацию и деловые новости. К большинству баз имеется режим непосредственного доступа из любой точки мира. 2. Наряду С Собранной из различных источников информацией об интересующей пользователя фирме ряд информационных агентств предоставляет потребителям собственную оценку финансового состояния этой фирмы, что крайне важно при установлении партнерских отношений или рассмотрении вопроса о выдаче кредита.
3. Основная информация из профессиональных баз (свыше 85 %) предоставляется на коммерческой основе. Несмотря на относительно высокие цены, спрос на деловую информацию постоянно растет. За пять лет, с 1992 по 1997 г., доходы от продаж информации через Интернет возросли в 28 раз и, по мнению экспертов, в ближайшее время должны приблизиться к 20 млрд долл США. 4. Информационные ресурсы стали одним из важнейших ресурсов государств. США — лидер мировой экономики — формирует более 70 % мировых ресурсов деловой информации. 5. Бизнесмены в развитых странах стараются предоставить информацию о своей фирме в максимально возможном объеме. Отсутствие или недостаток информации о фирме будет, как правило, преградой на пути делового сотрудничества с такой фирмой. Вопросы для самопроверки 1. При переходе к рыночной экономике информация стала товаром. Какие изменения в связи с этим произошли в информационном обеспечении деятельности предприятий? 2. Какие основные тенденции в развитии мирового информационного рынка могут быть отмечены? 3. В какой степени мировой информационный рынок соответствует потребностям государственных и коммерческих структур? 4. Сравните по содержанию ресурсы профессиональных баз и информационные ресурсы Интернета. 5. Какие основные критерии существуют для оценки эффективности поиска информации в документальных (текстовых) системах? 6. Какие особенности текстовых документов оказывают решающее влияние на эффективность поиска информации в Интернете? 7. Сравните профессиональные базы и информационные ресурсы Интернета по достоверности хранимых данных. 8. Имеют ли место существенные различия в языках запросов современных информационных систем и поисковых машин, используемых в Интернете?
Тесты к главе 1
1. Товаром на рынке информационных услуг являются: — компьютеры; — программные средства; — информация; — оргтехника. 2. Основной объем услуг на мировом информационном рынке оказывают: — государственные информационные службы; — коммерческие информационные службы. 3. Расположите группы информации по убыванию требований к оперативности предоставления: — научно-техническая;
— биржевая и финансовая; — статистическая; — коммерческая. 4. Информационные центры-генераторы выполняют функции: — сбора информации; — ведения баз данных; — обслуживания потребителей. 5. На мировом рынке информационных услуг преобладает следующий вид доступа: — диалоговый; — пакетный; — приобретение компакт-дисков (CD-ROM); — приобретение дискет. 6. Компания Dun & Bradstreet является: — генератором; — поставщиком; — генератором и поставщиком. 7. Компания Dialog является: — американской компанией; — интернациональной компанией. 8. Компания Questel-Orbit является: — американской компанией; — французской компанией; — интернациональной компанией. 9. Лидерами на мировом рынке в области информации об интеллектуальной собственности являются: — Dun & Bradstreet; — LEXIS-NEXIS; — Questel-Orbit; — Dialog. 10. Название ведущего мирового агентства, предоставляющего ценовую информацию на товары: — LEXIS-NEXIS; — Tredstat (Dialog); — Questel-Orbit; 11. Количество профессиональных баз данных на мировом информационном рынке: — около 8000; — свыше 13 500; — свыше 20 000; 12. Мировые информационные ресурсы делятся на следующие секторы: — деловой, научно-технической и специальной; потребительской информации; — биржевой, потребительской; научно-технической и специальной информации; — деловой, статистической, финансовой; потребительской информации; 13. Количество крупных информационных агентств-поставщиков на мировом рынке: — около 1500; — более 4400;. — более 6000; 14. Количество крупных информационных агентств-генераторов на мировом рынке: — более 2000; — более 3500; — около 5000; 15. Доля затрат западных компаний на информационные исследования: — 0-5%; — 5-10%; — 10-15%; — 15-20%. 16. Информационное агентство, имеющее наибольшее число пользователей: — LEXIS-NEXIS; — Dialog; — Questel-Orbit. 17. Какой вид данных преобладает в профессиональных базах; — числовые; — текстовые. 18. При поиске конкретной информации в Интернет целесообразно использовать: — поисковые системы; — каталоги. 19. Вся ли опубликованная информация представлена в сети Интернет: — да; — нет. 20. Вся ли информация, представленная в сети Интернет, бесплатна: — да; — нет. 21. Какие семантические показатели оценки качества поиска в массивах документов вы знаете: — полнота и шум; — полнота и достоверность; — пертинентность и релевантность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|