Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология поиска информации в Интернете и профессиональных базах




 

Наилучшим вариантом работы с информационными ресурсами Интернета является вариант, когда пользователь знает адрес сайта и получает возможность ознакомиться с его содержимым. Адрес сайта может быть получен из различных справочников, например желтых страниц Интернета, рекламных материалов и других источников. На сайт можно прийти по гиперссылкам, просматривая другие сайты.

Опытный специалист в области информации всегда будет иметь спи­сок, каталог адресов самых важных для ведения бизнеса фирмы сай­тов. В этом случае необходимо лишь отслеживать появление новых сайтов, информация в которых может представлять интерес.

Если пользователь исследует новую проблему в бизнесе, ищет ин­формацию среди ресурсов, которые он еще не освоил, одним из основ­ных методов является использование поисковых машин и каталогов.

В этом случае может быть предложена следующая технология под­готовки и проведения поиска.

1. Определение общей направленности запроса, его содержания.

2. Определение географических регионов поиска. В первую оче­редь для практических задач ценность информационного ресур­са может зависеть от его географического расположения.

3. Отбор поисковых машин. Осуществляется отбор и устанавлива­ется последовательность использования поисковых машин в со­ответствии с убыванием ожидаемой эффективности поиска в каждой из машин. Качество выполнения этого этапа будет зави­сеть от опыта работы пользователя с поисковыми машинами.

4. Составление запросов к поисковым машинам. Это наиболее слож­ный этап. Для эффективного использования поисковых машин за­прос составляется так, чтобы область поиска была сужена в мак­симальной степени. Предпочтение должно отдаваться не одному расширенному, а нескольким узким запросам. Необходимо смо­делировать, представить себе, как может выглядеть искомая ин­формация. По ключевым словам следует составить тезаурус. Для этого необходимо хорошее знание языка, на котором работает пользователь, и специфических терминов предметной области.

5. Выполнение запроса и его уточнение. Составленный запрос переда­ется на обработку. Анализ полученных результатов позволяет кор­ректировать запрос, чаще всего с целью сужения области поиска.

Поиск деловой информации в Интернете — это творческий про­цесс, требующий глубоких знаний в области информатики, лингви­стики, принципов построения информационных и поисковых ресур­сов Интернета.

Выводы

 

Подводя итоги рассмотрению этапов развития мирового рынка информационных услуг и состояния этого рынка в настоящее время, необходимо отметить следующие характерные черты рынка деловой информации, обслуживающего мировой и российский бизнес.

1. Мировой рынок деловой информации представлен более чем 7 тыс. крупных информационных агентств, в полном объеме обеспечивающих разнообразные потребности в деловой инфор­мации различных видов бизнеса. Эти агентства предоставля­ют услуги доступа к 13,5 тыс. информационных баз, содержащих биржевую и финансовую информацию, сведения о фирмах, това­рах, услугах, рынках сбыта, статистическую, научно-техническую, правовую информацию и деловые новости. К большинству баз имеется режим непосредственного доступа из любой точки мира.

2. Наряду С Собранной из различных источников информацией об интересующей пользователя фирме ряд информационных агентств предоставляет потребителям собственную оценку фи­нансового состояния этой фирмы, что крайне важно при установ­лении партнерских отношений или рассмотрении вопроса о вы­даче кредита.

3. Основная информация из профессиональных баз (свыше 85 %) предоставляется на коммерческой основе. Несмотря на относи­тельно высокие цены, спрос на деловую информацию постоянно

растет. За пять лет, с 1992 по 1997 г., доходы от продаж ин­формации через Интернет возросли в 28 раз и, по мнению эк­спертов, в ближайшее время должны приблизиться к 20 млрд долл США.

4. Информационные ресурсы стали одним из важнейших ресурсов государств. США — лидер мировой экономики — формирует бо­лее 70 % мировых ресурсов деловой информации.

5. Бизнесмены в развитых странах стараются предоставить инфор­мацию о своей фирме в максимально возможном объеме. Отсу­тствие или недостаток информации о фирме будет, как правило, преградой на пути делового сотрудничества с такой фирмой.

Вопросы для самопроверки

1. При переходе к рыночной экономике информация стала товаром. Какие изменения в связи с этим произошли в информационном обеспечении деятельности предприятий?

2. Какие основные тенденции в развитии мирового информацион­ного рынка могут быть отмечены?

3. В какой степени мировой информационный рынок соответству­ет потребностям государственных и коммерческих структур?

4. Сравните по содержанию ресурсы профессиональных баз и ин­формационные ресурсы Интернета.

5. Какие основные критерии существуют для оценки эффективно­сти поиска информации в документальных (текстовых) системах?

6. Какие особенности текстовых документов оказывают решающее влияние на эффективность поиска информации в Интернете?

7. Сравните профессиональные базы и информационные ресурсы Интернета по достоверности хранимых данных.

8. Имеют ли место существенные различия в языках запросов со­временных информационных систем и поисковых машин, ис­пользуемых в Интернете?

 

Тесты к главе 1

 

1. Товаром на рынке информационных услуг являются:

— компьютеры;

— программные средства;

— информация;

— оргтехника.

2. Основной объем услуг на мировом информационном рынке ока­зывают:

— государственные информационные службы;

— коммерческие информационные службы.

3. Расположите группы информации по убыванию требований к оперативности предоставления:

— научно-техническая;

— биржевая и финансовая;

— статистическая;

— коммерческая.

4. Информационные центры-генераторы выполняют функции:

— сбора информации;

— ведения баз данных;

— обслуживания потребителей.

5. На мировом рынке информационных услуг преобладает следую­щий вид доступа:

— диалоговый;

— пакетный;

— приобретение компакт-дисков (CD-ROM);

— приобретение дискет.

6. Компания Dun & Bradstreet является:

— генератором;

— поставщиком;

— генератором и поставщиком.

7. Компания Dialog является:

— американской компанией;

— интернациональной компанией.

8. Компания Questel-Orbit является:

— американской компанией;

— французской компанией;

— интернациональной компанией.

9. Лидерами на мировом рынке в области информации об интел­лектуальной собственности являются:

— Dun & Bradstreet;

— LEXIS-NEXIS;

— Questel-Orbit;

— Dialog.

10. Название ведущего мирового агентства, предоставляющего цено­вую информацию на товары:

— LEXIS-NEXIS;

— Tredstat (Dialog);

— Questel-Orbit;

11. Количество профессиональных баз данных на мировом инфор­мационном рынке:

— около 8000;

— свыше 13 500;

— свыше 20 000;

12. Мировые информационные ресурсы делятся на следующие сек­торы:

— деловой, научно-технической и специальной; потребительской информации;

— биржевой, потребительской; научно-технической и специаль­ной информации;

— деловой, статистической, финансовой; потребительской инфор­мации;

13. Количество крупных информационных агентств-поставщиков на мировом рынке:

— около 1500;

— более 4400;.

— более 6000;

14. Количество крупных информационных агентств-генераторов на мировом рынке:

— более 2000;

— более 3500;

— около 5000;

15. Доля затрат западных компаний на информационные исследо­вания:

— 0-5%;

— 5-10%;

— 10-15%;

— 15-20%.

16. Информационное агентство, имеющее наибольшее число пользо­вателей:

— LEXIS-NEXIS;

— Dialog;

— Questel-Orbit.

17. Какой вид данных преобладает в профессиональных базах;

— числовые;

— текстовые.

18. При поиске конкретной информации в Интернет целесообразно использовать:

— поисковые системы;

— каталоги.

19. Вся ли опубликованная информация представлена в сети Ин­тернет:

— да;

— нет.

20. Вся ли информация, представленная в сети Интернет, бесплатна:

— да;

— нет.

21. Какие семантические показатели оценки качества поиска в мас­сивах документов вы знаете:

— полнота и шум;

— полнота и достоверность;

— пертинентность и релевантность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...