Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование управления информационными потоками Росреестра по Ленинградской области




федеральный служба кадастр регистрация

В процессе реализации возложенных на него функций Росреестр создает, получает и аккумулирует различную информацию, предоставление которой физическим и юридическим лицам возложено на него федеральным законодательством.

В ходе административной реформы произошла передача ранее существовавшей Федеральной регистрационной службе большинства функций (преимущественно связанных с созданием различного рода информационных баз) Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Декомпозиция системы должна быть выполнена таким образом, чтобы функциональная связность между элементами, входящими в один модуль, была максимальной, а количество функциональных связей между элементами разных модулей - как можно меньшим. В системе государственного управления можно выделить два основных вида взаимодействия между элементами этой системы - государственными должностями и должностями государственной службы: функциональное (для выполнения задачи необходимо согласованное выполнение определенных действий несколькими служащими) и информационное (для выполнения задачи необходимо получение информации, за предоставление которой отвечают несколько служащих). Эффективная декомпозиция системы государственного управления возможна, по мнению автора, только при соблюдении принципа модульности: функциональная и информационная зависимости между подсистемами (с учетом «весов» связей) должны быть минимальными.

С этих позиций, безусловно, обоснованным выглядит передача Росреестру функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, связи между которыми в период их существования в качестве отдельных органов государственной власти были очень велики. Произведенное объединение позволяет не только оптимизировать осуществляемые ими функции, но и организовать прием документов в режиме «одного окна».

С другой стороны, остается спорным вопрос о необходимости передачи Росреестру функций Федерального агентства геодезии и картографии. Анализ законодательства показывает, что зависимость между возложенными на них функциями являлась несущественной и сводится к ограниченному набору взаимодействий, имеющих при этом незначительные «веса». Вопросы же интеграции большого среза пространственных данных об объектах недвижимости, имеющегося в наличии, и разработки на его основе цифровых карт, потребность в которых ощутима, могли быть, по мнению автора, решены и без передачи Росреестру не свойственных ему функций ведения геодезической и картографической деятельности.

Тенденции развития современного законодательства об обеспечении доступа постепенно выдвигают на первый план такой способ доступа, как размещение информации о деятельности Росреестра в сети Интернет, в частности на официальном сайте (www.rosreestr.ru) и официальных сайтах его территориальных органов. Этим путем осуществляется предоставление таких видов информации о деятельности Росреестра, как:

·  общие сведения, которые должны размещать все государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

·  сведения о кадастровой деятельности;

·  сведения, связанные с картографической деятельностью;

·  сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций.

Система официальных сайтов Росреестра (включая сайты территориальных органов Росреестра, интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде) как способ доступа к информации о его деятельности обладает следующими важными достоинствами:

·  возможность размещения сколь угодно большого массива информации по сравнению с другими способами публичного информирования

·  публикацией в средствах массовой информации, размещением информации на стендах и т.д.

Благодаря этому свойству интернет-сайта становится практически возможным обеспечение доступа к любой открытой информации о деятельности Росреестра;

·  минимальные - по сравнению со всеми остальными способами - затраты на размещение информации. По сути, такие затраты сводятся к стоимости создания и поддержания сайта и оплате труда обеспечивающих специалистов;

·  оперативное получение информации - она становится доступна пользователям информацией сразу после размещения на официальном сайте.

При этом ряд сведений, согласно приказу Росреестра от 30 декабря 2009 г. № 432 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, размещаемой в системе интернет-сайтов Росреестра», поддерживается в актуальном состоянии, то есть обновляются непосредственно при их изменении.

Основными объективными недостатками размещения информации в сети Интернет как способа обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления (и Росреестра, в частности) являются:

·  наличие категории пользователей информации, не имеющих возможности выхода в Интернет по техническим или материальным причинам, а также категории пользователей, не имеющих навыков владения компьютером. Несмотря на то что их число постоянно уменьшается, в ближайшее время нельзя говорить о том, что размещение информации в сети Интернет достаточно, чтобы сделать ее доступной для всех без исключения;

·  непостоянство размещенной на интернет-сайте информации. Легкость изменения цифровых данных может привести к тому, что пользователь информации, желая сослаться на сайт как на официальный источник, может обнаружить, что размещенные на нем сведения, которыми он руководствовался в своем поведении, были удалены или изменены. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2009 г. № 470, предусматривают необходимость отслеживания всех изменений в электронных журналах учета, но, во-первых, не каждый пользователь знает о возможности запрашивать данные этих журналов, а во-вторых, эти требования распространяются лишь на официальные сайты федеральных органов власти.

Также законодательство, регулирующее размещение информации в сети Интернет, должно развиваться в следующем направлении:

·  закрепление на федеральном уровне требований к структуре сайта, наглядности предоставления информации, удобству использования официальных сайтов органов власти, органов местного самоуправления с целью сделать информацию доступной как для опытных пользователей Интернета, так и для пользователей, обладающих минимальными навыками;

·  законодательное закрепление гарантии достоверности отсутствия информации. Отрицательный ответ на поисковый запрос пользователя или необнаружение им нужных сведений в соответствующем разделе сайта, если размещение таких сведений предписано нормами законодательства, должно являться юридическим фактом и учитываться в тех правоотношениях, в которых пользователь информацией строит свое поведение, исходя из этих отрицательных данных;

·  критерий определения категорий специальной информации, подлежащей размещению в сети Интернет: любая открытая бесплатная информация о деятельности Росреестра, не требующая идентификации ее получателя, должна размещаться в системе официальных сайтов. Данный критерий может быть как закреплен нормативно (в перспективе), так и использоваться законодателем для определения соответствующих категорий информации при установлении в законе механизмов доступа. В частности, должны размещаться в сети Интернет сведения реестра саморегулируемых организаций оценщиков (наименование, адрес официального сайта), ряд сведений каталога географических названий, информация о состоянии окружающей среды в части состояния земель и т. д.

Вторым основным способом доступа к информации о деятельности Росреестра является обращение с запросом. В то время как официальный сайт является средством публичного информирования, запрос является средством индивидуального информирования, поэтому такой способ доступа незаменим, когда речь идет о предоставлении платной информации, информации ограниченного доступа или когда необходима идентификация обратившегося за информацией пользователя - не случайно ответ на запрос не дается в случае, если содержащиеся в нем сведения не позволяют однозначно установить автора запроса. Вполне логично, что запрос является более универсальным средством (поскольку публичная информация может быть предоставлена индивидуально, но не наоборот), хотя при запросе публичной информации закон позволяет просто сделать отсылку к сайту. Путем запросов предоставляется доступ к документам государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства; данным федерального картографо-геодезического фонда; сведениям, содержащимся в государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков; сведениям, содержащимся в государственном кадастре объектов недвижимости.

Только путем направления запроса можно получить информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

Запрос является единственным способом доступа к информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним - это наиболее важная категория информации о деятельности Росреестра. На примере этой категории информации можно проследить перспективные, направления совершенствования законодательства о предоставлении информации посредством запросов:

·  по общему правилу бесплатное предоставление сведений открытого характера, содержащихся в реестрах (например, в едином государственном реестре прав), по запросу в электронном виде с учетом ограничений, необходимых для защиты прав иных лиц. В качестве таковых могут выступать закрепление максимально разрешенного числа бесплатных запросов и необходимость аутентификации пользователя с использованием средств электронной цифровой подписи;

·  доступ к объединенной информации, содержащейся в различных реестрах, путем единственного запроса (если системы автоматизации государственных органов, органов местного самоуправления позволяют такое объединение). В частности, целесообразным является объединение запросов на получение кадастровой информации и сведений о зарегистрированных правах в отношении конкретного недвижимого имущества;

·  правовая регламентация видов открытой аналитической (в том числе обобщенной) информации, которая может быть предоставлена пользователю информацией, правовое регламентирование ответственности за нарушение прав и законных интересов правообладателей путем использования сведений государственных информационных ресурсов, содержащих регистрационную и учетную информацию.

Кроме того, в настоящее время актуальным является вопрос о расширении доступа к закрытым сведениям, содержащимся в ЕГРП, некоторых категорий лиц (в частности, речь идет о нотариусах). Это может быть сделано, однако при соблюдении некоторых условий.

.   российская система учета прав на объекты недвижимости и сделок с ним основана на высокой централизации и «привязана» к одному конкретному федеральному органу государственной власти - Росреестру. В связи с этим нотариусы могут быть наделены правом только входить в реестр недвижимости и получать из него необходимую информацию, но не вносить туда записи.

.   реализация данного предложения потребует обеспечения обязательной идентификации нотариусов при входе их в реестр недвижимости, что влечет его взаимоувязывание с развитием использования электронной цифровой подписи в России.

.   предоставление нотариусам указанного права может повлечь за собой и злоупотребление данным правом, например путем направления ими неограниченного числа запросов с целью формирования и использования своих баз данных. Все это требует формирования целостного механизма ответственности за нарушение законодательства о доступе к информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...