Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

 

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом РФ.[19]

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразностью их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально - экономических мероприятий. С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплата пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.); влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий; финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д. Иными словами, внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов параллельно с государственными и местными бюджетами в отечественной науке объясняется следующим образом:

«Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств».[20]

Внебюджетные фонды денежных средств являются разно­видностью целевых государственных и местных фондов денеж­ных средств. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постанов­лений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целево­му назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.

К числу социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ.[21] Эти фонды называются внебюджетными соци­альными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования вы­платы пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ», а ныне его деятельность регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».[22] Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.[23] В соответствии с названными нормативными актами Пенсион­ный фонд России образован в целях государственного управле­ния финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он передан на переходный период в ведение Правительства РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Статьей 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» предусматривается также, что при формировании бюджета ПФР устанавливается норматив оборотных средств. Установление норматива оборотных средств необходимо в первую очередь в силу специфики функционирования той части пенсионной системы, которая продолжает работать на распределительной основе, в связи с чем по окончании финансового периода в бюджете ПФР должны быть предусмотрены средства, за счет которых начнется финансирование выплаты пенсий в следующем финансовом периоде.

Положение о том, что бюджет ПФР является консолидированным, означает, что в состав бюджета ПФР входят бюджеты всех его отделений в субъектах РФ. Это означает также, что бюджеты отделений ПФР в субъектах РФ являются составной частью консолидированного бюджета ПФР в целом как бюджета государственного внебюджетного фонда РФ и не являются бюджетами территориальных внебюджетных фондов. В связи с этим на бюджеты отделений ПФР в субъектах РФ не распространяются положения абз. 2 п. 2 ст. 145 БК о том, что проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Особо оговорено, что суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части ИЛС и выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются в составе бюджета ПФР отдельно.

Это связано с тем, что в связи с введением накопительного элемента пенсионная система в Российской Федерации и ее бюджет стали функционировать одновременно и на распределительной (страховая часть трудовой пенсии), и на накопительной основе (накопительная часть трудовой пенсии), что потребовало обособить учет средств накопительной части пенсионной системы.

Предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся только в ЦБР, и только в случае его отсутствия хранение денежных средств обязательного пенсионного страхования может осуществляться в иных кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяет Правительство РФ. Данная норма соотносится как со ст. 23 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[24], так и со ст. 23 Закона об основах обязательного социального страхования. Положение о том, что плата за банковские услуги со средств обязательного пенсионного страхования не взимается, также соответствует ст. 23.

Государственный фонд занятости населения РФ был в свое время образован в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и ре­ализацией государственной политики занятости населения. В настоящее время этот фонд ликвидирован, его средства переданы в федеральный бюджет.

В целях исполнения Закона Российской Федерации «О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации»со­зданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов опре­делен Положением о Федеральном фонде обязательного меди­цинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном Пос­тановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.[25]

Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования созданы для реализации государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхова­ния граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — представительными и испол­нительными органами власти субъектами РФ.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

6) нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда;

7) поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства в Федеральный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда могут быть использованы на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

6) нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда;

7) поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства в Федеральный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда могут быть использованы на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, указанными в настоящем Положении.

Финансовые средства Территориального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда;

3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

4) добровольных взносов физических и юридических лиц;

5) иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства в Территориальный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, а также органами исполнительной власти в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Фонд социального страхования РФ является специализиро­ванным финансово-кредитным учреждением при Правительст­ве РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 г.[26] он создан для финансирования выплат, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государ­ственного социального страхования. Правовой режим фонда определен Постановлением Правительства РФ «О фонде соци­ального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г.[27]

Средства Фонда образуются за счет:

– страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

– страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

– ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

– прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

– выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

– оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

– частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

– частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

– частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

– оплату проезда к месту лечения и обратно;

– создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

– обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

– финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

– проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

– осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

– участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

В отличие от социальных, к числу экономических внебюджет­ных фондов денежных средств относятся фонды, предназначен­ные для развития и возрождения каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирова­ние научных исследований, отдельных направлений хозяй­ственной деятельности и т.д. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. К таким фондам сегодня относятся: фонд развития таможенной системы РФ, региональ­ные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов. Так, например, Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы»[28] рекомендовано создавать региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...