Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке




Выпускники начальной школы осознают значимость чте­ния для своего дальнейшего развития и для успешного обу­чения по другим предметам. У них будет формироваться по­требность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформи­ровать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культур­но-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспри­нимать художественную литературу, эмоционально отзывать­ся на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, со­относить его с другими видами искусства, познакомятся с не­которыми коммуникативными и эстетическими возможностя­ми родного языка, используемыми в художественных произ­ведениях.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необ­ходимый уровень читательской компетентности, речевого раз­вития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами пони­мания прочитанного и прослушанного произведения, элемен­тарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. На­учатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуни­кативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологичес­кие высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассужде­ния и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возмож­ность научиться выступать перед знакомой аудиторией (свер­стников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).


Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практичес­кой работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной дея­тельности, на практическом уровне осознают значимость ра­боты в группе и освоят правила групповой работы.

2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обуче­ния, саморазвития; воспринимать чтение как источник эсте­тического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приоб­ретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргумента­ции, иной информации;

• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

• различать на практическом уровне виды текстов (худо­жественный, учебный, справочный), опираясь на особеннос­ти каждого вида текста;

• читать (вслух) выразительно доступные для данного воз­раста прозаические произведения и декламировать стихотвор­ные произведения после предварительной подготовки;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в со­ответствии с целью чтения;

• ориентироваться в содержании художественного, учеб­ного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (мик­ротемы); основные события и устанавливать их последова­тельность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отве­чать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произ­ведения; находить в тексте требуемую информацию (конкрет­ные сведения, факты, заданные в явном виде);

• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; со­ставлять простой план; устанавливать взаимосвязь между со­бытиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;

Без использования терминологии.


• использовать различные формы интерпретации содержа­ния текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержа­щуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; по­яснять прямое и переносное значение слова, его многознач­ность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, напри­мер соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояс­нять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

• ориентироваться в нравственном содержании прочитан­ного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки ге­роев с нравственными нормами;

• передавать содержание прочитанного или прослушанно­го с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

выделять не только главную, но и избыточную ин­формацию;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

определять авторскую позицию и высказывать отно­шение к герою и его поступкам;

отмечать изменения своего эмоционального состоя­ния в процессе чтения литературного произведения;

оформлять свою мысль в монологическое речевое вы­сказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предло­женной теме или отвечая на вопрос;

высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение приме­рами из текста;

делать выписки из прочитанных текстов для даль­нейшего практического использования.

2.3.2. Круг детского чтения

Выпускник научится:

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, от­
личать сборник произведений от авторской книги;


• самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведе­ние по заданному образцу;

• пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и спра­вочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться в мире детской литературы на ос­нове знакомства с выдающимися произведениями класси­ческой и современной отечественной и зарубежной лите­ратуры;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

2.3.3. Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

• сравнивать, сопоставлять художественные произведения
разных жанров, выделяя два-три существенных признака (от­
личать прозаический текст от стихотворного; распознавать
особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки,
пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, ав­тор) и средств художественной выразительности (сравне­ние, олицетворение, метафора, эпитет 1 );

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя сред­ства художественной выразительности (в том числе из текста).

2.3.4. Творческая деятельность

Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• создавать текст на основе интерпретации художествен­ного произведения, репродукций картин художников, по се­рии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

Без использования терминологии.


• реконструировать текст, используя различные способы
работы с «деформированным» текстом: восстанавливать по­
следовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произ­ведению, сценарии, проекты;

создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...