Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальных учебных действий




У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа формирования универсальных учебных дейст­вий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и мета-предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет тради­ционное содержание образовательно-воспитательных про­грамм и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельност-ного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершен­ствованию. Всё это достигается путём как освоения обучаю­щимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного при­своения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соот­ветствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Примерная программа формирования универсальных учеб­ных действий для начального общего образования:

• устанавливает ценностные ориентиры начального обще­го образования;

• определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном воз­расте;

• выявляет связь универсальных учебных действий с со­держанием учебных предметов;

• определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начально­му и основному общему образованию.


Ценностные ориентиры начального общего образования

За последние десятилетия в обществе произошли карди­нальные изменения в представлении о целях образования и пу­тях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пони­манию обучения как процесса подготовки обучающихся к ре­альной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную по­зицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

По сути, происходит переход от обучения как преподне­сения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых реше­ний; от освоения отдельных учебных предметов к полидис­циплинарному (межпредметному) изучению сложных жизнен­ных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в хо­де овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обус­ловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкре­тизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результа­там освоения основной образовательной программы, и отра­жают следующие целевые установки системы начального об­щего образования:

формирование основ гражданской идентичности
личности
на базе:

—чувства сопричастности и гордости за свою Родину, на­род и историю, осознания ответственности человека за бла­госостояние общества;

—восприятия мира как единого и целостного при разно­образии культур, национальностей, религий; уважения исто­рии и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития об­
щения, сотрудничества
на основе:

—доброжелательности, доверия и внимания к людям, го­товности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

—уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на ос­
нове общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образователь­ного учреждения, коллектива и общества и стремления сле­довать им;


– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуля­торов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрас­ного через знакомство с национальной, отечественной и ми­ровой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самооб­
разованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициа­тивы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к органи­зации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответ­
ственности личности
как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и вли­яниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопаснос­ти личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирова­ния общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Понятие, функции, состав

И характеристики универсальных учебных

Действий на ступени начального

Общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, сущест­венное повышение их мотивации и интереса к учёбе.


В рамках деятельностного подхода в качестве общеучеб­ных действий рассматриваются основные структурные компо­ненты учебной деятельности — мотивы, особенности целепо-лагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из со­ставляющих успешности обучения в образовательном учреж­дении.

При оценке сформированности учебной деятельности учи­тывается возрастная специфика, которая заключается в посте­пенном переходе от совместной деятельности учителя и обу­чающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с эле­ментами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...