Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕР 2: АВС-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям.




Рассмотрим АВС-анализ по категориям внутри группы. Эта группа является частью ассортимента крупного гипермаркета, расположенного за чертой города и имеющего низкий уровень цен на свои товары.

Шаг 1. Обобщены данные внутри одной группы. Данные представлены по категориям пока безо всякой сортировки. Однако в данном примере мы сравниваем уже не группы, а товарные категории внутри одной группы «Бытовая техника и техника для кухни».

Товарная категория Реализация, июнь (руб.) Реализация, июль (руб.) Реализация, август (руб) Общий товарооборот за 3-й квартал, руб
ИТОГО       6 284 752
Весы напольные и кухонные 7 030 6 893 6 900 20 823
Газовые плиты 61 307 61 914 63 128 186 349
Для стрижки волос 21 643 17 917 18 095 57 655
Зубные щетки 22 191 31 329 24 149 77 669
Кофеварки 24 844 24 602 24 795 74 241
Кофемашины 30 922 34 524 32 122 97 568
Кофемолки 7 620 7 575 7 771 22 967
Кухонные комбайны 31 240 31 543 31 240 94 023
Микроволновые печи 123 624 124 848 129 744 378 216
Миксеры/Блендеры 30 753 30 722 31 024 92 499
Мясорубки 52 618 53 128 52 618 158 364
Пароварки 14 856 11 282 17 314 43 451
Посуда 14 281 14 706 14 847 43 834
Посудомоечные машины 114 416 112 258 111 178 337 852
Прочее 15 430 23 775 12 120 51 325
Пылесосы 277 440 274 720 285 600 837 760
Соковыжималки 21 955 22 040 21 976 65 971
Стиральные машины 122 836 121 900 121 666 366 403
Термосы 25 905 27 162 25 402 78 468
Тостеры/Ростеры 24 644 24 888 25 132 74 664
Утюги 75 600 74 160 74 520 224 280
Фены и приборы для укладки волос 30 906 30 936 30 815 92 657
Фильтры для воды 16 128 15 120 14 976 46 224
Фритюрницы 11 787 16 805 12 020 40 612
Хлебопечки 17 170 18 700 21 760 57 630
Холодильники 454 379 467 875 458 878 1 381 132
Швейные машины 9 192 25 844 18 192 53 228
Электрические плиты 258 065 268 286 263 175 789 526
Электробритвы 44 829 44 390 45 269 134 487
Электрочайники 53 777 53 525 53 424 160 726
Эпиляторы 48 516 47 583 48 050 144 149

Шаг 2 и 3. Отсортировав данные по их доле и доле в обороте с накопительным итогом, мы получаем группы А, В и С.

Товарная категория Общий товарооборот за 3-й квартал, руб доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом Группа
ИТОГО 6 284 752 100%    
Холодильники 1 381 132 21,98% 21,98% А
Пылесосы 837 760 13,33% 35,31% А
Электрические плиты 789 526 12,56% 47,87% А
Микроволновые печи 378 216 6,02% 53,89% В
Стиральные машины 366 403 5,83% 59,72% В
Посудомоечные машины 337 852 5,38% 65,09% В
Утюги 224 280 3,57% 68,66% В
Газовые плиты 186 349 2,97% 71,63% В
Электрочайники 160 726 2,56% 74,18% В
Мясорубки 158 364 2,52% 76,70% В
Эпиляторы 144 149 2,29% 79,00% В
Электробритвы 134 487 2,14% 81,14% С
Кофемашины 97 568 1,55% 82,69% С
Кухонные комбайны 94 023 1,50% 84,19% С
Фены и приборы для укладки волос 92 657 1,47% 85,66% С
Миксеры/Блендеры 92 499 1,47% 87,13% С
Термосы 78 468 1,25% 88,38% С
Зубные щетки 77 669 1,24% 89,62% С
Тостеры/Ростеры 74 664 1,19% 90,80% С
Кофеварки 74 241 1,18% 91,99% С
Соковыжималки 65 971 1,05% 93,03% С
Для стрижки волос 57 655 0,92% 93,95% С
Хлебопечки 57 630 0,92% 94,87% С
Швейные машины 53 228 0,85% 95,72% С
Прочее 51 325 0,82% 96,53% С
Фильтры для воды 46 224 0,74% 97,27% С
Посуда 43 834 0,70% 97,97% С
Пароварки 43 451 0,69% 98,66% С
Фритюрницы 40 612 0,65% 99,30% С
Кофемолки 22 967 0,37% 99,67% С
Весы напольные и кухонные 20 823 0,33% 100,00% С

На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж – это крупногабаритная техника и пылесосы. Однако, очевидно и другое - из-за своей высокой удельной стоимости эти категории всегда будут лидировать и искажать общую картину. Поэтому можно порекомендовать разделить группу на две группы «Крупная бытовая техника» и «Мелкая бытовая техника» и провести АВС-анализ по категориям уже внутри этих двух групп. Данный вывод возвращает нас к мысли о том, что прежде всего нам нужно грамотно структурировать ассортимент, а затем приниматься за его анализ.

В таком случае у нас может получиться совершенно другой результат:

Товарная группа Товарная категория Общий товарооборот за 3-й квартал, руб доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом Группа
Крупногабаритная техника ИТОГО 3 439 478 100%    
Холодильники 1 381 132 40,16% 40,16% А
Электрические плиты 789 526 22,95% 52,40% В
Микроволновые печи 378 216 11,00% 63,40% В
Стиральные машины 366 403 10,65% 74,05% С
Посудомоечные машины 337 852 9,82% 83,87% С
Газовые плиты 186 349 5,42% 89,29% С
  ИТОГО 2 845 274 100%    
Мелкая бытовая техника Пылесосы 837 760 29,44% 29,44% А
Утюги 224 280 7,88% 37,33% А
Электрочайники 160 726 5,65% 42,98% А
Мясорубки 158 364 5,57% 48,54% А
Эпиляторы 144 149 5,07% 53,61% В
Электробритвы 134 487 4,73% 58,33% В
Кофемашины 97 568 3,43% 61,76% В
Кухонные комбайны 94 023 3,30% 65,07% В
Фены и приборы для укладки волос 92 657 3,26% 68,32% В
Миксеры/Блендеры 92 499 3,25% 71,58% В
Термосы 78 468 2,76% 74,33% В
Зубные щетки 77 669 2,73% 77,06% В
Тостеры/Ростеры 74 664 2,62% 79,69% В
Кофеварки 74 241 2,61% 82,30% С
Соковыжималки 65 971 2,32% 84,61% С
Для стрижки волос 57 655 2,03% 86,64% С
Хлебопечки 57 630 2,03% 88,67% С
Швейные машины 53 228 1,87% 90,54% С
Прочее 51 325 1,80% 92,34% С
Фильтры для воды 46 224 1,62% 93,97% С
Посуда 43 834 1,54% 95,51% С
Пароварки 43 451 1,53% 97,03% С
Фритюрницы 40 612 1,43% 98,46% С
Кофемолки 22 967 0,81% 99,27% С
Весы напольные и кухонные 20 823 0,73% 100,00% С

Вывод: при более глубоком анализе видно, что группа «Крупногабаритная бытовая техника» требует дополнительного развития – расширения ассортимента и введения новых товарных категорий, например, «Встроенная техника», «Стеклокерамические плиты», возможно «Сушильные машины» или «Морозильные камеры» и т.д.

Проанализировав другую группу «Мелкая бытовая техника», становится очевидным, что некоторые категории подлежат более глубокому анализу и вниманию менеджера. Например, категории «Пароварки» требует развития, так сейчас этот товар находится на стадии роста и активно рекламируется производителями. Так же категория «Миксеры и блендеры» может приносить больший оборот – возможно, эту категорию нужно представить более широко и ввести популярные модели товаров. Так же зная, что возрастает интерес покупателей к своему здоровью и внешности, можно категорию «Весы» представить лучше – вероятно, выкладка этого товара оставляет желать лучшего.

Возможна и другая рекомендация: разделить ассортимент на три группы, например, «Бытовая техника» (пылесосы, утюги, швейные машинки) «Мелкая бытовая техника для кухни» (блендеры, миксеры, тостеры и т.п.) и «Товары для ухода за собой» (весы напольные, фены, машинки для стрижки волос), так как товары для красоты и здоровья сейчас находятся на стадии активного роста.

АВС-анализ по прибыли

Такой же анализ возможно провести по вкладу товаров ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли – статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. АВС-анализ по прибыли так же можно проводить и по группам, и по категориям, и по товарам внутри одной категории.

Пример АВС-анализа по прибыли на примере отдела мелкой бытовой техники:

Товарная группа Товарная категория Прибыль за 3-й квартал, руб Доля в прибыли, % Доля в прибыли с накопительным итогом, % Группа
  ИТОГО 699 169      
Мелкая бытовая техника Пылесосы 184 307 26,36 26,36 А
Электрочайники 54 647 7,82 34,18 А
Утюги 51 584 7,38 41,55 А
Электробритвы 45 726 6,54 48,09 А
Мясорубки 44 342 6,34 54,44 В
Кофемашины 32 198 4,61 59,04 В
Фены и приборы для укладки волос 30 577 4,37 63,42 В
Эпиляторы 25 947 3,71 67,13 В
Термосы 22 756 3,25 70,38 В
Хлебопечки 21 323 3,05 73,43 В
Тостеры / Ростеры 19 413 2,78 76,21 В
Кофеварки 19 303 2,76 78,97 В
Кухонные комбайны 18 805 2,69 81,66 С
Зубные щетки 17 864 2,56 84,21 С
Соковыжималки 15 173 2,17 86,38 С
Миксеры/Блендеры 14 800 2,12 88,50 С
Прочее 11 805 1,69 90,19 С
Для стрижки волос 10 954 1,57 91,75 С
Швейные машины 10 646 1,52 93,28 С
Посуда 10 082 1,44 94,72 С
Пароварки 9 125 1,31 96,02 С
Фритюрницы 8 935 1,28 97,30 С
Фильтры для воды 7 396 1,06 98,36 С
Весы напольные и кухонные 6 872 0,98 99,34 С
Кофемолки 4 593 0,66 100,00 С

Вывод: С большим отрывом лидируют пылесосы, но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи пылесосов вызваны малой наценкой на эту категорию, однако пылесосы все равно остаются лидерами по прибыли в этой группе. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене – может быть необходимо скорректировать наценку на другие виды товаров. Так же видно, что вклад некоторых категорий в прибыль магазина может быть больше – вероятно, кухонные комбайны по совокупной стоимости могут давать большую прибыль. Вызывает вопрос категория «Прочее» - все, что кажется несущественным, приносит тем не менее 2, 29% процентов в общей прибыли группы. Стоит рассмотреть эту категорию более внимательно. Так же категория «Швейные машины» должна вносить более значительный вклад в прибыль, так как это товар целевого спроса и стоящий на уровне дорогой техники. Скорее всего, этот товар представлен в недостаточном ассортименте или требует консультативной продажи, что бы его можно было продавать дороже.

Как видно из приведенных примеров, АВС-анализ по одному из параметров уже дает нам значительную пищу для оптимизации ассортимента. По этим данным можно принимать оперативные решения и можно следовать общим рекомендациям, изложенным ниже.

Общие рекомендации

Группа А – товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% вашего оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе.

Необходим периодический подсчет запасов с жесткими допусками.

– Полная инвентаризация по этим группам должна проходить не реже раза в квартал.

– Возможно так же по этим товарам проводить выборочную инвентаризацию с периодичностью раз в месяц.

– Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.

– По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса;

– Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

Группа В – следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

Группа С – остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, несмотря на их кажущуюся малоценность, они составляют 20% оборота (или прибыли) и требуют периодического контроля.

– По товарам группы С объемы партий заказов и страхового запаса могут быть большими, так как хранение крупных партий товаров категории C не влечет за собой существенных затрат. А сокращение группы С или нехватка номенклатуры по группе С приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону. При этом общий результат деятельности может снизиться на 30-50%.

– Инвентаризацию запасов группы С можно производить раз в полгода, при этом с большими приемлемыми допусками (вплоть до взвешивания вместо подсчета).

Группа С может быть детализирована на подгруппы С1 и С2 (иногда их еще называют группами D и Х Название групп D и Х вполне приемлемы, но поскольку нам впоследствии придется работать с группой «Х» в другом виде анализа, то может возникнуть путаница в ранжировании.). Например, существуют товары, доля которых в обороте или прибыли менее 1% - мы назовем ее С1. Товары, доля которых в обороте или прибыли равна нулю, будем условно называть С2. Такие товары также целесообразно выделять, поскольку они показывают «мертвый» товарный запас. Это не означает, что эти товары не нужны – возможно, они являются частью экспозиции или запасными деталями. Но в любом случае эти товары подлежат отдельному анализу. Задавайте себе вопрос «Что эти товары делают на моем складе? Почему они до сих пор находятся в товарной номенклатуре?» Возможно, они только введены в ассортимент и являются новыми растущими позициями.

Было бы ошибочно механически убирать из ассортимента все товары, которые попали в аутсайдеры – возможно, их роль в ассортименте оправдана. Возможно, в конце списка мы увидим что-то вроде «соль, специи» или «батарейки» или «запасная втулка». Да, эти позиции продаются мало и не приносят нам прибыли, но это не означает, что их не должно быть в нашем ассортименте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...