Закупочная политика по результатам совмещенного анализа
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Первое, на что нужно обращать внимание, это товары групп А и В. Они обеспечивают основной оборот магазина и важно, чтобы они всегда были в наличии. Очень часто закупщик, или категорийный менеджер, или другое лицо, отвечающее за закупки, делает избыточный запас по группе А, справедливо полагая, что если этот товар кончится, то магазин потеряет значительную часть оборота. Использование совмещенного ABC- и XYZ-анализа позволит оптимизировать закупочную политику и регулировать складской запас. Также с помощью новых данных можно распределить усилия персонала по наблюдению над разными группами товаров. АХ — высокий оборот и стабильность спроса. Можно прогнозировать продажи товаров этой группы. Важно иметь запас на складе, но он не обязательно должен быть избыточным. Вероятно, по товарам этой группы нужно предусмотреть резервного поставщика на случай, если основной поставщик сорвет сроки поставки, но обращение к резервному поставщику за данным видом товаров будет достаточно редким. Страховой запас по некоторым товарам может быть невысокий, но можно к минимальному запасу добавить 10% на колебания спроса (в случае если мы имеем дело с товаром группы X, но коэффициент вариации у него достаточно высокий — 7-10%, значит, колебания спроса все же есть, их нужно предусмотреть. Теоретически можно по этим товарам пользоваться системой поставок JIT (JIT —«just-in-time» — «точно в срок». Характеризуется работой с минимальным складским запасом и рассчитан на поставку товара точно в срок — как раз тогда, когда он кончается на складе. Позволяет иметь минимальный запас и высвободить оборотные средства компании. Но в стране с непредсказуемой погодой и плохими дорогами, с ветхим автопарком и капризами дорожной полиции не всегда приемлем), однако надо понимать, что сбой в поставках такого важного для магазина товара может иметь печальные последствия. А при работе на минимальном страховом запасе в нашей стране поставки по системе «точно в срок» — это балансирование на грани между выгодой и провалом.
ВХ — средний оборот и стабильность спроса. Можно прогнозировать продажи товара и нежелательно, чтобы товар отсутствовал в продаже. Запас товара может быть не избыточным, но к минимальному страховому запасу можно добавить 10-15%, так как важно обеспечить спрос покупателей и не обмануть их ожидания. По данной группе товаров можно использовать систему «точно в срок», чтобы не создавать избыточный запас. В данном случае товар группы В важен для оборота, но сбой в его поставках не так критичен, как в предыдущем случае, поэтому мы можем себе позволить спокойно работать по системе JIT. Также правильным будет иметь резервного поставщика, который сможет оперативно поставить важный товар. AY и BY — важны для оборота магазина, но имеют среднюю прогнозируемость спроса. Если не будет обеспечено наличие этих товаров в магазине, то потеряется значительный оборот. По этим группам возможно увеличение складского запаса (от 10 до 25% — сообразно коэффициенту вариации). Поэтому по ним важно осуществлять поставки меньшими, но более частыми партиями. Работу с ними хорошо бы поручить сильному менеджеру, так как цена ошибки в поставке по этим товарам велика.
AZ и BZ — важны для оборота, но плохо прогнозируемы. По этим товарам нет смысла делать избыточный запас, так как запас придется держать слишком большой из-за высоких колебаний спроса. По ним можно предусмотреть резервных поставщиков, которые смогут в случае необходимости поставлять товар быстро. Главное требование к таким поставщикам — оперативность доставки. Важен постоянный контроль за остатками таких товаров, с этими группами должен работать самый опытный специалист, чтобы вовремя отреагировать на спрос. Товары группы BZ, имеющие значительные колебания спроса (более 100%), можно перевести на работу под заказ или по каталогу. Также необходимо проанализировать, в чем причина таких колебаний, — возможно, это товар с ярко выраженной сезонностью (куличи к Пасхе, новогодние игрушки) или поставки по этим товарам нерегулярны. Возможно, если мы имеем дело с товаром, требующим консультативной продажи, колебания в продажах зависят от того, какой именно продавец работает в дни хороших и плохих продаж. В любом случае это товар, требующий особого внимания и анализа. СХ — товар-балласт, который, тем не менее, пользуется устойчивым спросом. Его можно попытаться перевести в группу В, если он так нужен покупателям. Но в любом случае делать избыточный заказ по этому товару нет необходимости, так же как и использовать резервного поставщика. Достаточно будет перевести этот товар на систему поставки JIT или на систему фиксированного заказа. Можно увеличить интервал между поставками и снизить до предела страховой запас. Даже если товар закончится, сильного урона обороту компании это не принесет. Нет смысла также поручать работу с этим товаром новичку — новичок не научится принимать самостоятельные решения, так как заказывать товар СХ можно вполне механически. CY — товар условно «малоценный» и имеющий колебания в продажах. Политика в отношении этого товара сходна с предыдущей группой, но можно чуть увеличить сумму страхового запаса, так как тогда оборотные средства будут заморожены в относительно небольшом запасе. И эти товары можно отдать неопытному менеджеру для тренировки навыка реагирования на спрос. Даже если он допустит ошибки, то большого урона это не принесет.
CZ — товары, вносящие малый вклад в прибыль и имеющие значительные колебания в продажах. Необходимо тщательно проанализировать эти товары, перед тем как принять решение об их выводе из ассортимента. Возможно, это товары-новички, и тогда за ними нужно постоянно наблюдать. Если это товары, давно пребывающие в ассортиментной матрице, то именно они являются первыми кандидатами на вывод. Такие товары привозятся в основном под заказ и не должны занимать место на складе — их вполне можно выставлять только в торговом зале. За товарами этой группы нужно также тщательно следить и быстро принимать решение, иначе отсутствие контроля образует неликвиды и излишки товара. Такие товары подлежат в первую очередь распродажам, снижению цен, идут в качестве подарков или призов покупателям. Кратко подытожив все сказанное, рекомендации по матрице совмещенного анализа можно представить в следующем виде:
Возможно, также совмещать XYZ-анализ и ABC-анализ, проведенный по двум параметрам. В таком случае будет еще больше данных для принятия решений. Например, получится товар группы А по обороту, В по прибыли и Z по стабильности. Но тогда решений по каждому товару может быть 81 вариант или больше, если мы имеем группы С1 и С2. Если ресурсы времени позволяют разработать для каждой группы свою политику, то этим можно заняться. Но, лучше сконцентрироваться на каком-то одном результате, более важном для компании, а анализ по второму параметру использовать как дополнительную информацию.
ABC- и XYZ-анализ будет корректен при условии, что остатки по товару не были равны нулю, так как это основная причина большой нестабильности продаж. Поэтому перед проведением анализа нужно убедиться в наличии достаточных остатков в анализируемом периоде. Также не для всех товарных групп применимы эти методы: сезонные товары типа меховых изделий, коллекции обуви и одежды, все, что имеет короткий жизненный цикл и подвержено сезонному спросу, анализировать поштучно нельзя. Здесь можно брать за основу анализа торговую марку или бренд. Как часто нужно проводить такой анализ? Вполне достаточно делать его раз в квартал, но если позволяют время и информационная система, то можно себе позволить ежемесячно делать такую сводную таблицу. Если компания стабильна, ассортимент устойчив, то можно делать такой анализ раз в полгода. Ограничения по совмещенному анализу такие же, как и для каждого вида анализа по отдельности. И такие же рекомендации можно дать по принимаемым решениям — прежде, чем мы начнем «чистить» ассортимент, нужно убедиться, что товары «на выход» не несут никакой особенной функции — это не образцы, не запчасти, не новинки, не части комплекта и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|