Глава 1 идея развития общества в истории философии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего Профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Карельский филиал Сокращенная образовательная программа на базе среднего профессионального образования Кафедра: Гуманитарных дисциплин Дисциплина: Философия РЕФЕРАТ на тему: «Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии» Автор работы: студент 2 курса заочной формы обучения Николина Татьяна Юрьевна подпись_________________
Руководитель работы: _______________________ (должность, звание) _______________________ (Ф.И.О. в именит. падеже) подпись_________________
Петрозаводск 2014 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3 ГЛАВА 1 ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ................................................................. 4 ГЛАВА 2 КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА.................... 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 12 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................... 13 ВВЕДЕНИЕ
В мировом обществе в настоящее время происходит процесс глобализации, т.е. переход к постиндустриальному обществу. И вместе с глобализацией происходят различные кризисы: экономический, социально-классовый, нравственный и т.д. Проблема социального прогресса одна из самых актуальных тем на сегодняшний день. Перед тем, как обсуждать данную тему, сначала необходимо дать определение самого прогресса: Прогресс – постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человека 1. Если говорить о социальном прогрессе, сейчас существует достаточно теорий, прогнозов и концепции о грядущих изменениях и последствий, которые вместе с ними придут, начиная от самых позитивных прогнозов, предполагающих, что человек сможет постигнуть многие вещи, недоступные сейчас, и до самых плачевных прогнозов о гибели человеческой расы.
Прежде чем понять современные проблемы необходимо провести анализ философского и социального прогресса, основываясь на исторические факты. В истории уделяется большое внимание происходящим изменениям, а также причинам происходящего, и конечно, последствиям. Цель настоящей работы: определить проблему социального прогресса.
________________________ 1 Что есть прогресс человечества? «Будущее» как ценностная, интеллектуальная, историософская, теологическая и социальная категория / Под. ред. А.И. Неклесс, С.С. Сулашкин. – М.: Научный эксперт,2011. – С. 5 ГЛАВА 1 ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Очень давно появилась идея прогресса. Много столетий назад, возникли два направления: описательное и ценностное. Описательное движение указывала на прогресс в органической природе, экономике и технике, а ценностное направление предполагало достижения в культуре, науке и в других областях, т.е. ценность была обусловлена не богатством и дорогими украшениями, как мы привыкли думать, а ценностью мысли. Позже свое понятие прогресса предложил Маркс, Гегель и Энгельс, а также другие мыслители. Русский социолог П. А. Сорокин отмечал: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории... она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования" 1. В XVIII веке два французских философа и экономиста объединились во мнениях. Тюрго утверждал, что прогресс имеет три стадии: религиозную, спекулятивную и научную, его мнение поддерживали также Кондорсе, Руссо и другие философы. Однако идея была несовершенна, так как имела социальные противоречия, несовместимые с феодальным режимом.
________________________ 1 Сорокин П.А. Обзор теорий и основных проблем прогресса. – СПб: Новые идеи в социологии,1914. – С.116 Тюрго утверждал: «Тирания – подавляет умы тяжестью своего режима» 1. Руссо же говорил, что идея действительно противоречива, т.к. исключает понятие личности и рассматривает лишь функциональности человека. В итоге революция во Франции в конце XVIII века, была проведена под флагом борьбы за прогресс. Над идей прогресса также размышлял А. Сен-Симон, который пропагандировал не революционные изменения, а постепенное индустриальное развитие, благодаря которому обеспечивается изменение капиталистического общества. Сама идея имела 2 направления: развитие промышленного производства и социальная справедливость и равноправие, А. Сен-Симон предлагал управление обществом предоставить промышленному классу и тем самым закрепить равенство. Продолжил идею позитивного мышления основоположник социологии О. Конт, который создал закон интеллектуальной эволюции человечества. Согласно этому закону, все наши мысли должны пройти три стадии: теологическая, метафизическая и научная, выражаясь простым языком, эти стадии можно назвать: предварительная, временная и окончательная. Согласно теории К.Маркса, теория социального прогресса высшая ступень эволюции – бесклассовое коммунистическое общество, где ценится свободный труд людей. Также существует теория, суть которой заключается в увеличении человеческого счастья и уменьшения страдания. Этой теории придерживались Уорд и Михайловский. Сорокин в ответ на предложенную теорию, сказал, что она не доработана, и если эту теорию так оставить, то вместо прогресса произойдет застой. ________________________ 1 Цит. по: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Том 1. – М.: Государственное издательство политической литературы,1956. – С.64 В XIX веке появились факторы, которые способствовали выдвижению теории прогресса, в которой описывались объективные явления – такая теория стала называться эволюционной и пояснения в ней давались о живой природе. Эволюционная теория все больше превращалась в свободное от ценностей, идеалов и «субъективизма» направление. Одновременно с ним существовало другое направление, противоположное, т.е. наоборот. И один из представителей неокантианства был Риккерт, он отрицал возможность развития в природе и настаивал на ценностном характере прогресса, а понятие эволюции дает индифферентный к ценностям ряд изменений 1.
Множество приверженников социального эволюционизма убеждены в существовании и технического, и интеллектуального прогресса, но по поводу морального прогресса их мнения расходятся. Философы, поддерживающие теорию морального прогресса, принадлежат к направлению эволюционной этики, они считают, что наличие морали, как основы взаимопонимания – это главный фактор выживания в обществе. Эволюция морали предполагает мягкие способы борьбы за существование, не отменяя их. Среди философов очень долго доминировало представление о направлении одной эволюции для всех обществ, хотя каждое из них проходит одинаковые этапы развития, двигаясь к прогрессу. В ХХ веке эта теория, на основании проведенных исследований, была отвергнута и призналась несостоятельной. Выяснилось, что многие страны развиваются по разным сценариям и имеют множество различных этапов.
________________________ 1 Риккерт Г. Философия истории. Общественная польза. – СПб.: Изданiе Д.Е. Жуковскаго,1908. – С. 72 В то время, на ряду с зарубежными, существовала теория социального прогресса русского писателя и философа Леонтьева. Суть его теории заключалась в однообразии бытия и единении, но при этом Леонтьев считал, что равенство приведет к гибели и призывал всех бороться с ней. В итоге эгалитарный прогресс вернул человечество к началу пути, т.е. к борьбе за право победить другого, право на зависть, ненависть и разрушение. Далее Леонтьев пересматривает свои убеждения и приходит к выводу, что разнообразие необходимо, т.к. даже в самой природе все многообразно. Прислушавшись к законам природы и эстетики, Леонтьев признает эстетический смысл жизни в природе. По мнению писателя в прогресс нужно верить, но быть готовым не только к улучшению жизненных условий, но и к появлению новых страданий человеческих, т.е. вера в прогресс должна быть крайне пессимистична.
На смену прежних, пришла новая теория, которая предполагала изменение общества, эту теорию предложил немецкий функционалист Парсонс. Он установил, что общества становятся более дифференцированными в своих функциях и структурах, и согласно теории, общества должны быть более приспособленными, чем прежние 1. Следующая теория основательно отличалась от других, т.к. была создана после первой мировой войны. Немецкий ученый Шпенглер предположил, что у общества есть жизненные циклы, как у человека, начиная от рассвета сил до полного упадка. По его мнению, каждая цивилизация проживает в среднем около тысячи лет, и рассчитав, что цикл западно-европейской культуры на тот момент составлял девятьсот лет, Шпенглер пришел к выводу, что конец уже близок. Об этом он написал в ________________________ 1 Варул М.З. Толкотт Парсонс, роль больного и хронические заболевания / Под. ред. Д.В. Ефременко // Реферативный журнал Социология. – 2011. – №3. – С.17-20. своей работе «Закат Европы» 1. Англичанин Тойнби тоже считал, что человечество развивается по одному пути, постепенно двигаясь к неимоверной кончине, если конечно, цивилизация в своем расцвете, не научится избегать этого раскола, в противном случае, по его теории, произойдет смерть и человечество исчезнет 2. Пессимистические сценарии развития человечества также рассматривал Сорокин. А вот Уоллерстайн выдвинул теорию «мир – экономики», согласно которой страны третьего мира не смогут повторить этапы развития стран – лидеров и погрузятся в многолетний кризис. Теорий в то время было очень много, но можно выделить два основных направления: сциентистское и аксиологическое, также есть мнения об отсутствии прогресса в целом. Понятие прогресса относительно, одно и то же явление может быть одновременно и прогрессом и регрессом, все зависит от человека, который это явление описывает, тем самым предлагая свое мнение, а, как известно, сколько людей, столько и мнений.
________________________ 1 Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Директ-Медиа,2002. – С. 5 2 Рашковский Е. Бергсон и Тойнби, или «О матери» исторического знания / Е. Рашковский // Философско-литературный журнал. – Москва: Территория будущего,2009. – С. 155
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|