Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основные принципы психодиагностической работы психолога.




Московский финансово-промышленный университет

«Синергия»

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

К.э.н.

___________________

А.И. Васильев

Рабочая программа дисциплины

«Профессиональная этика»

Направление подготовки: 37.03.01Психология

Профиль подготовки: Психология

Квалификация выпускника: Бакалавр

Форма обучения: заочная

Обсуждено

на заседании кафедры

Психологии

«___» ______________ 2015 г.

Протокол № ____

Составитель(-и) программы:

М.Б. Позина, к.псх.н., доцент кафедры,

baniramp@gmail.com

Москва 2015


Содержание

I. Аннотация к дисциплине. 3

II. Планируемые результаты обучения. 5

III. Тематический план. 10

IV. Содержание дисциплины.. 12

V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 19

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 29

VII. Материально-техническое обеспечение. 31

VIII. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля и оценки. 31

IX. Типовые контрольные задания для текущего контроля успеваемости …………..36

X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся 39

 

 

I. Аннотация к дисциплине

 

«Профессиональная этика» – одна из самых важных дисциплин в подготовке профессиональных психологов. Личность самого психолога, его самосознание, мировосприятие и система ценностей, его опыт общения с людьми и глубокое понимание сложности человеческих взаимоотношений в практической работе должны быть определяющими.

Для любого человека, а тем более для профессионального психолога не секрет, что человека можно понять, только проникнув в его внутренний мир. Однако нельзя изучать человека холодно и отстраненно, таким образом человек непознаваем, его природа «противится изучению как насилию». Неправильные действия психологов могут не улучшить, а усугубить психологический климат в семье, в коллективе, в организации. Грубое «вторжение в душу» может резко ухудшить и так непростое состояние консультируемого человека. Неправильные действия психологов могут скомпрометировать, в конечном счете, и саму психологическую науку.

Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социально-экономические, социально-политические и этнокультуральные процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов. Сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и набором личностных качеств, включающих в себя систему ценностей, нравственных установок и мировоззренческих позиций.

Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации психологии требуют введения в практику этических принципов, этических норм и правил профессионального поведения.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавра

Рабочая программа дисциплины «Профессиональная этика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Бакалавр психологии». Дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) ивходит в блок базовых дисциплин (Б1.Б.7), являясь необходимым звеном междисциплинарной подготовки будущих психологов.

Изучение данного курса формирует компетенции, получаемые студентами в рамках изучения дисциплин: «Общая психология», «Введение в профессию», «Антропология», «Основы менеджмента».

Дисциплина изучается на 1 курсе в первом семестре.

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика» является основой для формирования у студентов представлений о нравственно-этических основах психологической работы, развитие компетенций в области разрешения этических проблем, возникающих в процессе деятельности психолога.

Задачи изучения дисциплины:

· познакомить студентов с историческими корнями возникновения профессиональной этики, нравственными основами профессиональной деятельности психолога, профессиональными этическими кодексами;

· раскрыть значимость и суть этических принципов работы психолога в различных видах деятельности с различными категориями клиентов, содействовать развитию у студентов адекватных нравственно-ценностных ориентаций;

· создать условия для формирования у студентов готовности к анализу этических проблем, для овладения этическими стандартами профессиональной деятельности и возможностями профилактики этических конфликтов;

· содействовать развитию у студентов адекватных профессиональных нравственно-ценностных ориентаций и установки на развитие профессиональной ответственности и самостоятельности в решении вопросов, затрагивающих этические аспекты взаимодействия с людьми.

· способствовать становлению личной профессиональной позиции студентов, формированию индивидуальной «этической чуткости», развитию ответственности и самостоятельности в решении этических вопросов.

II. Планируемые результаты обучения

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)

 

Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Обладает способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-1 Знать: · основные взгляды на природу психического с точки зрения классических философских и современных научных подходов. Уметь: · выявлять междисциплинарные связи в нахождении и описании различных философских и мировоззренческих подходов в контексте изучения и описания психологических феноменов. Владеть: · навыками анализа, обобщения и актуализации учебного материала различных дисциплин. Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа
Обладает способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ОК-2 Знать: · основные этапы и закономерности исторического, культурологического и философского развития гражданского общества; · основы формирования направленности личности в контексте развития, воспитания, обучения на разных этапах индивидуального и социального становления; · этические нормы и правила взаимодействия с разновозрастным контингентом; · правовые ограничения использования диагностических методов психологического тестирования. Уметь: · проявлять готовность помогать и поддерживать людей во всех ситуациях психологического взаимодействия; · выстраивать конструктивные отношения с людьми, мотивировать на адекватное взаимодействие, на проведение консультативной работы; · оказывать психологическую поддержку в различных затруднительных ситуациях. Владеть: · навыками эмпатического слушания, психологической поддержки и убеждения; · приёмами межличностной коммуникации для снятия психологических барьеров и установления гармоничных личностных и профессиональных отношений с разновозрастной аудиторией. Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа
Обладает способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-4 Знать: · нормативные правовые документы для организации и функционирования психологической работы; · этический кодекс психолога; · морально-этические основы деятельности психолога и юридические основы психологической работы; · должностные обязанности психолога, работающего в области консультативной помощи и поддержки; · требования, предъявляемые к исследованию в области профессиональной деятельности; · границы применения диагностического инструментария и условия презентации результатов оценивания. Уметь: · организовать психологическую работу для помощи и поддержки людей; · планировать и строить работу с людьми, · разрешать проблемные и конфликтные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Владеть: · навыками ведения документации; · навыками служебного и профессионального общения; · методами беспристрастного и недискриминационного оценивания. Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа
Обладает способностью к самоорганизации и самообразованию ОК-7 Знать: · основные категории и понятия, входящие в профессиональную лексику психологов. Уметь: · самостоятельно работать с лекционным материалом; осваивать учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать; ориентироваться в ресурсах Интернета; · выполнять самостоятельную работу в виде письменных и устных заданий в рамках осваиваемой дисциплины. Владеть: · навыками саморегуляции; · навыками сбора, систематизации, оценки и представления информации Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа
Обладает способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности ПК-1 Знать: · методы исследования индивидуально-типологических особенностей людей; · границы исследования психических процессов и состояний у людей в процессе развития, обучения и воспитания; · особенности применения конкретного психологического инструментария в различных диагностических ситуациях. Уметь: · проводить диагностику и давать прогностическую картину её результатов; · составлять индивидуальный профиль протекания психических процессов у разновозрастного контингента. Владеть: · диагностической работы с разновозрастным контингентом; · обучающими и мотивационными технологиями для повышения качества жизни. Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа

III. Тематический план

37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)

профиль подготовки

Наименование тем Коды формироуемых компетенций Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах) Форма ТКУ[1] Форма ПА[2]
Лекции Самостоятельная работа Активные занятия Интерактивные занятия
Семинары Практикум по решению задач Ситуационный (кейс-стади) Мастер-класс Лабораторный практикум Тренинг Дидактическая игра
Заочная форма
Тема 1. Этика психолога как система норм и принципов по защите интересов обследуемых и консультируемых лиц ОК-1 ОК-2 ОК-4                   Реферат /10 баллов, эссе /5 баллов
Тема 2. Основные принципы психодиагностической работы психолога ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7                   Реферат /10 баллов, эссе /5 баллов
Тема 3. Основные принципы работы психолога-консультанта ОК-4 ОК-7 ПК-1                   Тренинг /15 баллов
Тема 4. Профессиональные и личностные качества практического психолога ОК-4 ОК-7 ПК-1                   Реферат /10 баллов, групповое обсуждение /5 баллов, решение задач /5 баллов,
Тема 5. Постановка психологического диагноза: корректность и профессиональная ответственность ОК-4 ОК-7 ПК-1                   Реферат /10 баллов, групповое обсуждение /5 баллов
Тема 6. Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами ОК-4 ОК-7 ПК-1                   Реферат /10 баллов, эссе /5 баллов
Всего:                      
Контроль (экзамен), час     Зачет
Общая трудоемкость дисциплины (в часах)    
Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)    

IV. Содержание дисциплины [3]

Тема 1. Этика психолога как система норм и принципов по защите интересов обследуемых и консультируемых лиц.

Связь этики с общественным развитием и развитием психологической науки. Динамичность и каноничность этических принципов. Этика – регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога: научно-методической, диагностической, консультационной, профориентационной, педагогической и т.д. Морально–этические принципы работы практического психолога-отражение общечеловеческих норм и принципов поведения взаимоотношений с окружающими людьми. «Не навреди» - общий принцип, определяющий профессиональную деятельность в системе «человек - человек». Совесть, долг, гуманность, профессиональная честность - общечеловеческие ценности, лежащие в основе этических принципов работы психологов. Уважение прав человека – важное условие в работе практического психолога. Признание права человека на автономию, самоопределения, самостоятельность и собственную ответственность за выбор стратегии поведения и взаимодействия с окружающим миром и людьми. Особая ответственность психолога за аспекты своей работы, а также за свой собственный психический и моральный облик. Опыт разработки и внедрения этических принципов зарубежными психологами–профессионалами. Понятия «этические принципы» и «этические стандарты». Общие принципы: компетентность, порядочность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам человека, забота о благополучии других, социальная ответственность.

Литература к теме 1:

1. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций. Учебное пособие. – М.: Изд-во Логос, 2012. – С. 45-95.

2. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: учебно-методическое пособие. – М., 2004. – С. 5-88, С. 290-324.

3. Пряжников Н.С., Вачков И.В., Гриншпун И. Б. Введение в профессию психолог. – М., 2007. – С. 115-119.

Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
Официальный сайт РПО http://рпо.рф/
Официальный сайт ППЛ http://www.oppl.ru/
Сайт «Детский психолог». Раздел «Профессиональная этика» www.childpsy.ru/index.php/view/perinat/cat/10
Сайт Федерации психологов образования России www.rospsy.ru
Психология из первых рук http://flogiston.ru/ www.psyfactor.org
Психологические словари psy.vslovar.org.ru/n_2_10.htme

Тема 2. Основные принципы психодиагностической работы психолога.

Психодиагностическое обследование как специфическая деятельность психолога, направленная на постановку надежного и объективного психологического диагноза. Основные принципы в психодиагностической работе: принцип гуманности, конфиденциальности, ответственности. Соблюдение принципов гуманности – соблюдение интересов обследуемого в определении целей обследования, в планировании процедуры, в отборе методов и методик, в постановке и оглашении результатов психологического обследования. Осознанность и добровольность участия в обследовании, ясность целей обследования, знание адресата психологического диагноза. Правомерность использования денежной мотивации при организации и проведении психодиагностических обследований. Соблюдение принципов конфиденциальности обследования. Неразглашение сведений, касающихся результатов обследования, без согласия обследуемого – непреложное правило работы практического психолога-диагноста. Особенности соблюдения принципов конфиденциальности при работе в экспертных комиссиях и в ситуациях «клиента». Соблюдение принципа конфиденциальности в процессе математической обработки полученной информации, обобщение результатов и при публикации. Конфликт между социальной и личной опасностью поведения обследуемого и конфиденциальностью работы психолога. Возможность раскрытия конфиденциальной информации психологом без разрешения обследованного в случае возможности нанесения вреда лично обследуемому или угрозы вреда окружающим его людям. Соблюдение принципа адресности психологического диагноза. Различные адресаты психологического диагноза: клиент, организация, педагоги, родители, психолого–педагогические комиссии и т.д. Исследовательская ответственность психолога – диагноста обеспечивается научной обоснованностью, практической значимостью проводимого исследования, использованием надежных, валидных методик и батарей методик. Обоснованность выводов и практических рекомендаций, степень и полнота доказанности или недосказанности гипотез, недопустимость искажений и фальсификации данных – реальное проявление исследовательской ответственности психолога-диагноста. Этические нормы исследовательской и обучающей деятельности психолога-диагноста. Участие в экспериментальных исследованиях – важный компонент деятельности практического психолога-диагноста, необходимый для формирования профессионального мировоззрения и навыков практической работы. Строгое соблюдение этических принципов при планировании, организации и проведении исследования. Необходимость предварительного выявления психологических и медицинских противопоказаний к участию в экспериментальном исследовании, углубленный анализ индивидуальных психологических особенностей участников исследования, информированность о возможных путях использования полученных результатов. Предварительная информация о применении аудио- и видеоаппаратуры. Этические принципы преподавательской деятельности психолога-диагноста. Специфика обучения работе с психодиагностическими средствами.

Литература к теме 2:

1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Академический проект», 2010. – С. 7-144.

2. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций. Учебное пособие. – М.: Изд-во Логос, 2012. – С. 279-294.

3. Пряжников Н.С., Вачков И.В., Гриншпун И. Б. Введение в профессию психолог. – М., 2007. – С. 38-58, С. 96-102, С. 115-119.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Изд-во «Директ-Медиа», 2008. – С. 8-38.

Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
Официальный сайт РПО http://рпо.рф/
Официальный сайт ППЛ http://www.oppl.ru/
Сайт «Детский психолог». Раздел «Профессиональная этика» www.childpsy.ru/index.php/view/perinat/cat/10
Сайт Федерации психологов образования России www.rospsy.ru
Психология из первых рук http://flogiston.ru/ www.psyfactor.org
Психологические словари psy.vslovar.org.ru/n_2_10.htme
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...