Тема 2. Основные принципы психодиагностической работы психолога.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Кафедра психологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, К.э.н. ___________________ А.И. Васильев Рабочая программа дисциплины «Профессиональная этика» Направление подготовки: 37.03.01Психология Профиль подготовки: Психология Квалификация выпускника: Бакалавр Форма обучения: заочная Обсуждено на заседании кафедры Психологии «___» ______________ 2015 г. Протокол № ____ Составитель(-и) программы: М.Б. Позина, к.псх.н., доцент кафедры, baniramp@gmail.com Москва 2015 Содержание I. Аннотация к дисциплине. 3 II. Планируемые результаты обучения. 5 III. Тематический план. 10 IV. Содержание дисциплины.. 12 V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 19 VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 29 VII. Материально-техническое обеспечение. 31 VIII. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля и оценки. 31 IX. Типовые контрольные задания для текущего контроля успеваемости …………..36 X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся 39
I. Аннотация к дисциплине
«Профессиональная этика» – одна из самых важных дисциплин в подготовке профессиональных психологов. Личность самого психолога, его самосознание, мировосприятие и система ценностей, его опыт общения с людьми и глубокое понимание сложности человеческих взаимоотношений в практической работе должны быть определяющими. Для любого человека, а тем более для профессионального психолога не секрет, что человека можно понять, только проникнув в его внутренний мир. Однако нельзя изучать человека холодно и отстраненно, таким образом человек непознаваем, его природа «противится изучению как насилию». Неправильные действия психологов могут не улучшить, а усугубить психологический климат в семье, в коллективе, в организации. Грубое «вторжение в душу» может резко ухудшить и так непростое состояние консультируемого человека. Неправильные действия психологов могут скомпрометировать, в конечном счете, и саму психологическую науку.
Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социально-экономические, социально-политические и этнокультуральные процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов. Сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и набором личностных качеств, включающих в себя систему ценностей, нравственных установок и мировоззренческих позиций. Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации психологии требуют введения в практику этических принципов, этических норм и правил профессионального поведения.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавра Рабочая программа дисциплины «Профессиональная этика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Бакалавр психологии». Дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) ивходит в блок базовых дисциплин (Б1.Б.7), являясь необходимым звеном междисциплинарной подготовки будущих психологов. Изучение данного курса формирует компетенции, получаемые студентами в рамках изучения дисциплин: «Общая психология», «Введение в профессию», «Антропология», «Основы менеджмента».
Дисциплина изучается на 1 курсе в первом семестре. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика» является основой для формирования у студентов представлений о нравственно-этических основах психологической работы, развитие компетенций в области разрешения этических проблем, возникающих в процессе деятельности психолога. Задачи изучения дисциплины: · познакомить студентов с историческими корнями возникновения профессиональной этики, нравственными основами профессиональной деятельности психолога, профессиональными этическими кодексами; · раскрыть значимость и суть этических принципов работы психолога в различных видах деятельности с различными категориями клиентов, содействовать развитию у студентов адекватных нравственно-ценностных ориентаций; · создать условия для формирования у студентов готовности к анализу этических проблем, для овладения этическими стандартами профессиональной деятельности и возможностями профилактики этических конфликтов; · содействовать развитию у студентов адекватных профессиональных нравственно-ценностных ориентаций и установки на развитие профессиональной ответственности и самостоятельности в решении вопросов, затрагивающих этические аспекты взаимодействия с людьми. · способствовать становлению личной профессиональной позиции студентов, формированию индивидуальной «этической чуткости», развитию ответственности и самостоятельности в решении этических вопросов. II. Планируемые результаты обучения Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)
III. Тематический план
37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) профиль подготовки
IV. Содержание дисциплины [3]
Тема 1. Этика психолога как система норм и принципов по защите интересов обследуемых и консультируемых лиц. Связь этики с общественным развитием и развитием психологической науки. Динамичность и каноничность этических принципов. Этика – регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога: научно-методической, диагностической, консультационной, профориентационной, педагогической и т.д. Морально–этические принципы работы практического психолога-отражение общечеловеческих норм и принципов поведения взаимоотношений с окружающими людьми. «Не навреди» - общий принцип, определяющий профессиональную деятельность в системе «человек - человек». Совесть, долг, гуманность, профессиональная честность - общечеловеческие ценности, лежащие в основе этических принципов работы психологов. Уважение прав человека – важное условие в работе практического психолога. Признание права человека на автономию, самоопределения, самостоятельность и собственную ответственность за выбор стратегии поведения и взаимодействия с окружающим миром и людьми. Особая ответственность психолога за аспекты своей работы, а также за свой собственный психический и моральный облик. Опыт разработки и внедрения этических принципов зарубежными психологами–профессионалами. Понятия «этические принципы» и «этические стандарты». Общие принципы: компетентность, порядочность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам человека, забота о благополучии других, социальная ответственность. Литература к теме 1: 1. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций. Учебное пособие. – М.: Изд-во Логос, 2012. – С. 45-95. 2. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: учебно-методическое пособие. – М., 2004. – С. 5-88, С. 290-324. 3. Пряжников Н.С., Вачков И.В., Гриншпун И. Б. Введение в профессию психолог. – М., 2007. – С. 115-119.
Тема 2. Основные принципы психодиагностической работы психолога. Психодиагностическое обследование как специфическая деятельность психолога, направленная на постановку надежного и объективного психологического диагноза. Основные принципы в психодиагностической работе: принцип гуманности, конфиденциальности, ответственности. Соблюдение принципов гуманности – соблюдение интересов обследуемого в определении целей обследования, в планировании процедуры, в отборе методов и методик, в постановке и оглашении результатов психологического обследования. Осознанность и добровольность участия в обследовании, ясность целей обследования, знание адресата психологического диагноза. Правомерность использования денежной мотивации при организации и проведении психодиагностических обследований. Соблюдение принципов конфиденциальности обследования. Неразглашение сведений, касающихся результатов обследования, без согласия обследуемого – непреложное правило работы практического психолога-диагноста. Особенности соблюдения принципов конфиденциальности при работе в экспертных комиссиях и в ситуациях «клиента». Соблюдение принципа конфиденциальности в процессе математической обработки полученной информации, обобщение результатов и при публикации. Конфликт между социальной и личной опасностью поведения обследуемого и конфиденциальностью работы психолога. Возможность раскрытия конфиденциальной информации психологом без разрешения обследованного в случае возможности нанесения вреда лично обследуемому или угрозы вреда окружающим его людям. Соблюдение принципа адресности психологического диагноза. Различные адресаты психологического диагноза: клиент, организация, педагоги, родители, психолого–педагогические комиссии и т.д. Исследовательская ответственность психолога – диагноста обеспечивается научной обоснованностью, практической значимостью проводимого исследования, использованием надежных, валидных методик и батарей методик. Обоснованность выводов и практических рекомендаций, степень и полнота доказанности или недосказанности гипотез, недопустимость искажений и фальсификации данных – реальное проявление исследовательской ответственности психолога-диагноста. Этические нормы исследовательской и обучающей деятельности психолога-диагноста. Участие в экспериментальных исследованиях – важный компонент деятельности практического психолога-диагноста, необходимый для формирования профессионального мировоззрения и навыков практической работы. Строгое соблюдение этических принципов при планировании, организации и проведении исследования. Необходимость предварительного выявления психологических и медицинских противопоказаний к участию в экспериментальном исследовании, углубленный анализ индивидуальных психологических особенностей участников исследования, информированность о возможных путях использования полученных результатов. Предварительная информация о применении аудио- и видеоаппаратуры. Этические принципы преподавательской деятельности психолога-диагноста. Специфика обучения работе с психодиагностическими средствами. Литература к теме 2: 1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Академический проект», 2010. – С. 7-144. 2. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций. Учебное пособие. – М.: Изд-во Логос, 2012. – С. 279-294. 3. Пряжников Н.С., Вачков И.В., Гриншпун И. Б. Введение в профессию психолог. – М., 2007. – С. 38-58, С. 96-102, С. 115-119. 4. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Изд-во «Директ-Медиа», 2008. – С. 8-38.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|