Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые задания для подготовки к семинарам и практикумам




Раздел Задания к разделу
  Личность психолога-консультанта Практическое задание:выписать ключевые характеристики личности психолога, опираясь на классические работы. Работы: Ушинский К.К. «Человек как предмет воспитания»; Пирогов Н.И. статья «Вопросы жизни»; Дистервег А. «Руководство для немецких учителей» и др. Практическое задание: разработать основные требования для психолога-консультанта с точки зрения: а) естественнонаучной парадигмы; б) гуманитарной парадигмы; в) практической парадигмы.
  Технология работы психолога-консультанта Практическое задание: подобрать психологический инструментарий для диагностики когнитивных способностей респондента и составить прогностическую картину его успешности. Практическое задание:составить сценарии лекций на заданную тему для различных форм групповой работы: подготовить демонстрационный и иллюстративный материал; сформулировать цели и задачи для каждой аудитории (руководители, исполнители, родители, учителя, дети). Практическое занятие: составить план работы психолога-консультанта в режимах 1) индивидуального (старшеклассник, безработный, руководитель) и группового (класс, рабочий коллектив, женщины-учителя) консультирования.
  Развитие коммуникативной компетентности психолога-консультанта Практическое задание:придумать разноуровневые методы диагностики тезауруса для старшеклассников, студентов, преподавателей, руководителей. Обосновать необходимость стимулирования и развития лексикона. Практическое задание: придумать план занятия или деловую игру для развития памяти, мышления, внимания. Практическое задание: разработка параметров для оценки деятельности психолога-консультанта; обоснование критериев с точки зрения цели, задачи и стратегии работы с аудиторией.
  Развитие критического мышления и навыков объективной оценки результатов труда психолога-консультанта Профессиональная дискуссия: придумать игровую ситуацию, в которой в рамках сценария происходит спор на заданную тему; обсудить возникшую дискуссию и характер ее протекания. Практическое задание: выступить перед аудиторией с 20-минутной лекцией; дать оценку своей работе; обработать экспертные бланки; написать заключение с подробным комментарием всех экспертных оценок

Темы для рефератов и эссе

1. Нравственно-этические компоненты профессионализма.

2. Цель обучения в вузе - формирование самоактуализирующейся личности.

3. Профессиональное развитие как процесс нравственного становления психолога.

4. Кризисы профессионального становления практического психолога.

5. Этические коллизии в процессе обучения студента-психолога.

6. Этические проблемы психолога, начинающего профессиональную

деятельность.

7. Этические аспекты проблемы профессионального выгорания психолога.

8. Манипуляции в психологической практике как этическая проблема.

9. Компромиссы психолога как этическая проблема.

10. Общечеловеческие ценности в эпоху «продажности»: проблема этических ориентиров современного психолога.

11. Этические принципы профессиональных сообществ психологов.

12. Оценка квалификации пользователей тестовых процедур.

13. Профессиональная ответственность издателей тестов.

14. «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» (Пирогов Н.И.).

15. «Главная причина и источник всякого неустройства в человеческом обществе – есть нерадивость в воспитании детей» (Коменский Я.А.).


X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

 

Промежуточная аттестация по дисциплине «Профессиональная этика» проводится в форме зачёта.

Задания 1 типа.

Теоретические вопросы на знание базовых понятий предметной области дисциплины:

 

1. Профессиональная этика: понятие, история возникновения, предназначение.

2. Основные этические проблемы в деятельности психолога.

3. Этический кодекс психолога: понятие, предназначение, специфика применения.

4. Этический кодекс Российской ассоциации тренинга и психотерапии.

5. Этический кодекс педагога-психолога. Службы практической психологии образования России.

6. Этические нормы в групповой психологической работе.

7. Этические нормы в психодиагностической работе.

8. Этические нормы в консультационной работе.

9. Этические нормы во взаимодействии с клиентами разного возраста.

10. Этические нормы во взаимодействии с заказчиком.

11. Этические нормы во взаимодействии с руководителем.

12. Этические нормы во взаимодействии с коллегами.

13. Этические нормы взаимоотношений в профессиональном сообществе.

14. Особенности решения этических проблем в деятельности психолога.

15. Этические аспекты проблемы профессионального выгорания психолога.

16. Этика как регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога.

17. Психодиагностическое обследование как специфическая деятельность психолога, направленная на постановку надежного и объективного психологического диагноза.

18. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога.

19. Формы профессиональной деформации.

20. Этика взаимоотношений психолога с представителями других профессий.

21. Уровни регуляции и этические аспекты деятельности психолога.

22. Перечислите основные этические проблемы, с которым сталкиваются люди (независимо от их жизненного и профессионального опыта)

23. Что такое «категорический императив»?

24. В чем смысл «категорического императива» Э Канта?

25. Каково предназначение психолога с точки зрения этических и моральных императивов?

Задания 2 типа.

Теоретические вопросы, позволяющие оценить степень владения студента принципами предметной области дисциплины, понимание их особенностей и взаимосвязи между ними:

1. В чём специфика работы психолога?

2. Аксиомы совершенствования: в чём их смысл с точки зрения психологической работы?

3. Перечислите основные этические положения в работе психолога.

4. В чём заключается «мифологизация» психологии и психолога?

5. Какие профессиональные качества психолога-консультанта вы можете назвать?

6. Есть ли профессиональные качества, особенно необходимые психологу-консультанту, учитывая специфику контингента, с которым ему приходится работать?

7. Какие личностные черты необходимы психологу-консультанту?

8. Как можно достичь максимального контакта с консультируемым человеком?

9. Что недопустимо при работе с консультируемым человеком?

10. Что недопустимо при работе с аудиторией?

11. В чём проявляется динамичность и каноничность этических принципов?

12. В чём проявляется профессиональная деформация практического психолога?

13. В чём проявляется связь этики с общественным развитием и развитием психологической науки?

14. Перечислите традиционные этические принципы в работе психолога. Перечислите некоторые противоречия, с которыми сталкивается консультирующий психолог.

15. Назовите «психологические соблазны», встречающиеся в работе психолога.

16. Какие проблемы мешают психологу профессионально состояться как профессионалу?

17. В каких случаях возможна манипуляция психолога в работе с клиентом?

18. В чём смысл дилеммы Колберга с точки зрения этических принципов работы психолога?

19. Перечислите стадии развития моральных суждений человека.

20. В чём суть постконвенциональной стадии развития моральных суждений? Как она проявляется в работе психолога?

21. Перечислите условия эффективной работы психолога-консультанта.

22. Перечислите этапы консультирования.

23. Назовите «пять шагов» психологического консультирования.

24. В чём специфика метода наблюдения?

25. Что такое «этические дилеммы»?

Задания 3 типа.

Задания на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности обучаемых выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности:

 

Типовые задания. Проанализируйте ситуации с точки зрения этических принципов в работе психолога.

Ситуация 1: Ваш директор подумывает создать новое подразделение, но сомневается, надо ли и есть ли из «своих» подходящий человек на должность руководителя. Просит Вас, ничего не поясняя сотрудникам, провести диагностику и дать заключения на 5—6 названных им человек.

Ситуация 2: Вы консультируете молодую женщину по вопросам ее взаимоотношений с мужем. Накануне очередной встречи к Вам обращается ее мама и предлагает «дополнительную информацию, чтобы Вы лучше разобрались в ситуации».

Ситуация 3. Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?».

Ситуация 4. Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене, как бы по-дружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет».

Ситуация 5. Родители привели к вам на консультацию сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в вуз.

Ситуация 6. Ваш бывший сокурсник занимается научной работой, начал работать над новой диагностической методикой и просит Вас опробовать ее на Вашем клиенте.

Ситуация 7. Директор поручает вам провести занятия по эффективному разрешению конфликтов среди сотрудников, «которым это обязательно нужно», дает список и просит докладывать об их присутствии на занятиях.

Ситуация 8. У Вас на практике студент-психолог, который помогал Вам обрабатывать результаты диагностики, заполнять документы, подбирать материалы для семинара... А сейчас Вы должны начать индивидуальную консультацию.

Ситуация 9. Вы озабочены необходимостью труднодоступного медицинского обследования своего супруга и вдруг в ходе консультации узнаете, что Ваш клиент мог бы помочь.

Ситуация 10. У Вас продуктивный, доверительный контакт с клиентом, впереди еще несколько уже согласованных встреч, но неожиданно Вы вынуждены срочно взять отпуск за свой счет для ухода за родственником после операции в другом городе.

Типовое задание 2. Объясните причины активной негативной реакции на последствия известных экспериментов или событий.

Ситуация 1. Массовый эксперимент по манипуляции эмоциональным состоянием пользователей Facebook вызвал неадекватный отклик у его участников, когда они узнали об истинной его цели и полученных результатах. Почему это произошло?

Ситуация 2. Эксперимент Стэнли Милгрэма. Какой принцип нарушил Стенли Милгрэм при проведении своего знаменитого эксперимента по «изучении памяти»?

Ситуация 3. Стэндфордский тюремный эксперимент. Какой принцип был нарушен в знаменитом Стэндфордском эксперименте?

Ситуация 4. Дилемма Колберга. Объясните принципы этой дилеммы. Несет ли психолог ответственность за этические дилеммы, которые реально существуют и о которых осведомлено научное сообщество?

Ситуация 5. Крушение Airbus 320 на юге Франции, в котором пилот намеренно уничтожил самолет (записи с черного ящика). Пилот страдал длительной и тяжелой депрессией, в течение нескольких лет лечился от суицидальных наклонностей, полтора года проходил курс психиатрического лечения, прошел все медицинские тесты и был пригоден к полетам...

 

Типовое задание 3. Ответьте на следующие вопросы, сопровождая их примерами из деятельности психолога

1. Что входит в «консультативный контракт»?

2. Что следует знать о «границах конфиденциальности»?

3. При каких условиях возможно нарушение границ конфиденциальности?

4. Расшифруйте агглютиграмму «ЧУКОтК(а) и прокомментируйте каждую из этических позиций.

5. Может ли студент выступать в качестве экспериментатора в проведении психодиагностических процедур?

6. Следует ли психологу серьезно относиться к информации о том, что отношение клиента к проводимому исследованию негативно?

7. Должен ли психолог учитывать возраст, пол, образование клиента перед принятием решения проводить психологическое исследование?

8. Имеет ли право психолог преждевременно прекратить работу с клиентом?

9. Должен ли психолог выполнять свою профессиональную деятельность, если у него высокое давление?

10. Приведите ситуации, когда принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности.

Типовое задание 4. Используя представленную ниже профессиограмму психолога, отметьте в каждой из компетенций её нравственно-этическую составляющую.

· Организаторские

· Коммуникативные

· Аналитические способности

· Высокий уровень понятийного мышления

· Вербальные способности

· Ораторские способности

· Умение вести переговоры, способность убеждать

· Умение слушать

· Хорошо развитая образная и словесно-логическая память

· Высокий уровень переключаемости и распределения внимания

· Способность влиять на окружающих

· Умение принимать решения в неопределенных ситуациях

· Умение управлять собой

 

Типовое задание 5. В списке профессионально-значимых черт психолога, выделите их нравственно-этическую составляющую и подкрепите соответствующими примерами.

· Креативность

· Эрудированность, энергичность

· Ответственность за результаты своей деятельности

· Гибкость

· Способность планировать, организовывать деятельность

· Развитая интуиция

· Критичность

· Уверенность в себе и принимаемых решениях

· Целеустремленность

· Требовательность

· Оригинальность, находчивость, разносторонность

· Инициативность

· Стремление к личностному росту


ТРЕНИНГ «ЭМПАТИЯ»

1. Техника подчеркивания общности (целей, интересов, личностных характеристик и т. п.). В тренингах японских менеджеров через 20 минут после знакомства с группой предлагают написать, что их объединяет с каждым участником группы. Списков должно быть столько, сколько участников в группе, и каждый список должен включать не менее 10-ти качеств.

В подчеркивании общности должны быть соблюдены два условия:

1. Выявляемые общие черты должны быть приятны партнеру.

2. Общие черты должны быть релевантны деловым или личностным зонам человека.

Встречаются черты, которые не являются недостатками, но воспринимаются таковыми тем, кто ими обладает: например, застенчивость, прямота, усидчивость, расчетливость и т. п. Подчеркивая общность по этим характеристикам, мы рискуем обидеть или уязвить человека. Следовательно характеристики, которые будут подчеркивать общность должны восприниматься как достоинства (например, наблюдательность, изобретательность, артистизм) или подчеркивать своеобразие человека (хитрость, доминантность, эксцентричность, индивидуализм и т. п.).

Например:

· Мы оба стремимся добиться разрешения этой ситуации.

· Мы оба любим творческих людей.

· Что нас объединяет, так это быстрота реагирования в сложных ситуациях.

 

2. Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения, вклада в общее дело и т. п. Подчеркивание значимости – это выражение восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. Учитываются:

1. Конкретность, обусловленность фактами;

2. Искренность.

Для того чтобы по-настоящему подчеркнуть значимость партнера, нужно проявлять интерес, замечать и запоминать то, что он делает. Подчеркивание значимости – это не комплимент и не лесть, это – вариант позитивной констатации с некоторым эмоциональным дополнением: «У меня вызывает восхищение...», «...возникает гордость», «...растет уважение к тебе» и т. п.

Например:

· Ты знаешь, твоя идея мне показалась очень ценной.

· Я несколько раз вспоминал(а) сегодня, как здорово ты ответил(а) вчера на вопрос из зала.

· Я увидел твои расчеты и проникся уважением!

· Твоя молниеносность меня поражает!

 

3. Техника вербализации своих чувств и чувств партнера. Один из партнеров говорит другому о своих собственных чувствах или о тех чувствах, которые, как ему кажется, испытывает партнер. При этом под категорию «чувство» подпадают любые эмоции и эмоциональные состояния, вообще любые психические состояния (например, сосредоточенность, задумчивость и т.п.). Зачастую эта техника вызывает непонимание и протест, особенно у мужчин. «Зачем же говорить о своих переживаниях? Сразу поймут, что это у меня слабое место» и т. п. В этих случаях действенными оказываются следующие формулы вербализации собственных чувств:

· Я удивлен...

· Я огорчен...

· Мне неуютно...

· Меня задевает...

· У меня вызывает некоторый протест

· Меня тревожит...

· Меня угнетает...

Рационализация и анализ собственного эмоционального состояния снижают его интенсивность. Они выполняет двоякую роль: информирует нашего партнера о наших чувствах, снижая его напряжение, и помогает регулировать собственное эмоциональное состояние.

В вербализации чувств партнера эффективна «косвенная» вербализация.

Например:

· Я согласен(а), что это может вызывать протест.

· Я понимаю), что это вызывает дискомфорт.

· Убежден(а), что такой поворот дела вызывает неприятные чувства.

· Да, это, безусловно, огорчительно.

В прямых констатациях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, а, возможно, даже изысканно-церемонного отношения к партнеру и к самому себе.

Вербализация чувств может совершаться с помощью формулы «Я чувствую себя как...» и далее метафора. Метафора должна быть яркой, правдивой, точной и одновременно мягкой, шутливой уважительной

УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Продемонстрировать коммуникативную компетентность в работе с аудиторией. Цель – подготовить студента к групповой работе; закрепить навыки работы с аудиторией; продемонстрировать навык использования приёмов рефлексивного слушания и объективной оценки результатов деятельности. Работа с аудиторией предполагает:

· развитие рефлексивного мышления;

· совершенствование профессиональной речи;

· знакомство с понятием «речевое воспитание» и «речевое поведение».

Темы для выступлений студенты выбирают из списка психологической литературы.

Задача выступающего студента:

· вызвать интерес к проблеме (расширить профессиональный кругозор слушателей, познакомить с новыми именами и теоретическими положениями);

· грамотно изложить основные теоретически положения концепции (при необходимости пользоваться заранее подготовленным дидактическим материалом).

Задача слушателей: дать профессиональную оценку выступления с точки обсуждаемых аспектов: этического, эрудиционного, воспитательного, прикладного, обучающего, развивающего.

Задание 2. Выполнить упражнения и дать рефлексивную оценку происходящего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...