Выявление и оценка влияния последующих событий на финансовую отчетность проверяемого субъекта (МСА 560)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Последующие события — это события, происходящие с момента окончания отчетного периода до и после даты подписания аудиторского заключения. МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» рассматривает отражение в финансовой отчетности благоприятных и неблагоприятных событий, происходящих после окончания периода. МСФО 10 определяет два типа событий: - предоставляющие дополнительные доказательства относительно условий, существующих на конец периода; - указывающие на условия, возникшие после окончания периода. Например, к первому типу относится такое событие, как получение подтверждения от дебитора относительно суммы, имеющейся на конец периода задолженности, ко второму — поступление после даты составления отчетности просроченной дебиторской задолженности, списанной на убытки в течение отчетного периода. МСА 560 «Последующие события» требует от аудитора получения доказательств того, что все последующие события, которые требуют внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были выявлены. Процедуры, которые для этого необходимы, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения. Это могут быть: - запросы руководству (о текущем состоянии статей, учтенных на основе предварительных или неокончательных данных; о принятых новых обязательствах, полученных займах, заключенных договорах поручительства, продаже активов, выпуске новых акций или долговых обязательств, слиянии и ликвидации; конфискации активов или их гибели, реализации условных событий, нетипичных бухгалтерских корректировках, соблюдении допущения непрерывности деятельности и др.);
- ознакомление с протоколами собраний акционеров и исполнительных органов; - рассмотрение промежуточной финансовой отчетности, смет, прогнозов; - запросы юристам относительно судебных разбирательств и претензий. Если такие события выявлены, то аудитор должен проанализировать правильность их учета и адекватность раскрытия информации о них в отчетности. После подписания аудиторского заключения аудитор не несет ответственности за исследования последующих событий. Тем не менее, если аудитору становится известно о событиях, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность, произошедших после подписания аудиторского заключения, он должен обсудить вопрос о внесении изменений в отчетность с руководством клиента. Возможно следующее развитие событий (табл. 1).
Таблица 1. Действия аудитора при выявлении последующих событий
4. Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору (ПМАП 1004) В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим представителей центральных банков и надзорных органов из стран Европы и США, было утверждено ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов». Принятие данного положения было направлено на укрепление взаимовыгодных отношений банковских аудиторов и инспекторов, разъяснение характера их функций, повышение эффективности банковского аудита и надзора. МФБ признает, что в некоторых странах взаимодействие упомянутых проверяющих сторон является более тесным, поэтому меры ПМАП 1004 призваны не заменять уже существующие отношения, а дополнять их. В 2001 г. КМАП и Базельский комитет предложили принять Положение по международной аудиторской практике 1004 в качестве стандарта аудита. Обязанности руководства банка, помимо непосредственно касающихся ведения бизнеса, заключаются в: - организации надлежащих систем контроля; - осмотрительности при проведении операций; - соблюдении законодательных и нормативных актов; - обеспечении защиты интересов акционеров, вкладчиков, кредиторов. Руководство банка несет ответственность за: - подготовку финансовой 'отчетности и обеспечение аудитора банка и органов надзора информацией, влияющей на содержание отчетности; - организацию и эффективность работы подразделения внутреннего аудита, его кадровое и технические обеспечение; принятие мер по исправлению недостатков, обнаруженных внутренними аудиторами.
Ответственность руководства не может быть переложена на органы внешнего надзора или на независимого аудитора банка. Функции инспектора по банковскому надзору состоят в защите интересов банковских вкладчиков путем проверки соблюдения предъявляемых требований, таких, как: - честность, высокая квалификация и опыт лиц, осуществляющих контроль и управление деятельностью банка; - достаточность капитала для покрытия банковских рисков (рисков ликвидности, процентного, инвестиционного; риска по валютным и забалансовым статьям); создание резервов на покрытие возможных убытков по безнадежной и сомнительной задолженности; - удовлетворительная ликвидность банка. Методы, применяемые для выполнения этих функций инспекторами, могут быть следующими: - проведение регулярных интервью с руководством банка; - периодические выездные проверки; - сравнение собственного капитала банка с общей суммой его активов и внебалансовых обязательств, взвешенных с учетом относ - применение специально разработанных систем оценки рисков; - анализ оценки активов банка и классификации кредитов; - изучение отчетов и статистических данных банка; - оценка эффективности информационных систем, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Инспектора могут воздействовать на банки с помощью следующих мер: - выдача рекомендаций или издание официальных распоряжений относительно укрепления бизнеса банка и усиления его внутреннего контроля; - отзыв лицензий у банков, нарушающих установленные требования. Роль внешнего аудитора банка заключается в выражении мнения о достоверности отчетности. Пользователями аудиторского заключения помимо акционеров могут быть вкладчики, кредиторы и инспектора. Чтобы составить мнение о финансовой отчетности банка, аудитор должен оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, провести планирование аудита и определить характер, объем и сроки аудиторских процедур. Специфика проверки банков обусловлена следующими обстоятельствами:
- необходимостью разработки банками жестких систем внутреннего контроля, так как отдельные активы банков наиболее уязвимы для злоупотреблений; - большим объемом и сложностью операций, требующими сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также использования компьютерных информационных систем; - децентрализацией руководства при наличии сети филиалов и подразделений; - проведением операций, не отражающихся на балансовых счетах и поэтому сложных для обнаружения; - государственным регулированием деятельности банков и следующей из этого необходимостью проверки соблюдения требований законодательства. Поскольку проверка не может быть сплошной, аудитор определяет области наибольшего риска. Это, как правило, вопросы, касающиеся вероятности возврата кредитов, окупаемости инвестиций, наличия существенных условных и безусловных обязательств. Аудитору рекомендуется оценить и по возможности использовать работу подразделения внутреннего аудита банка. В отношении планирования, определения уровня существенности и аудиторского риска, объема аудита, действий аудитора при обнаружении ошибок и мошенничества, формулировки мнения аудитор должен придерживаться стандартов и рекомендаций, установленных соответствующими МСА. В дополнение к обязательным требованиям по оформлению выводов аудитору банка рекомендуется составить для руководства письменный отчет, который будет содержать замечания о недостатках внутреннего контроля, других упущениях, не влекущих за собой модификацию аудиторского заключения. Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на. основе аналогичных интересов и объектов исследования. Тем не менее имеются определенные различия в целях оценки и проверки различных аспектов, представленные в табл. 2.
Таблица 2. Различия интересов инспектора и аудитора банка
Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, должен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность аудиторских суждений. Тем не менее информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого представления о различных сторонах деятельности банка. В то же время сведения, поступающие от органа надзора руководству банка, могут использоваться аудиторами в следующих целях: - независимая оценка инспекторов подтверждает достаточность резервов для покрытия убытков по безнадежной и сомнительной задолженности; - установленные инспектором специальные нормативы могут быть использованы при проведении аналитических процедур; - информация по вопросам, вызывающим беспокойство у инспекторов, должна быть принята во внимание аудитором. ПМАП 1004 рекомендует аудиторам и инспекторам отражать результаты контактов с руководством в письменном виде и включать эту информацию в документацию банка, чтобы обе проверяющие стороны имели к ней доступ. Могут возникнуть обстоятельства, при которых аудитор или инспектор сочтут необходимым довести информацию до сведения другой стороны (обнаруженные признаки мошенничества; факты, ставящие под угрозу существование банка, и др.). В этих случаях рекомендуется осуществлять контакты проверяющих сторон в присутствии руководства банка, чтобы не нарушить принцип конфиденциальности. Прямые контакты разрешаются в исключительных ситуациях, например, когда присутствие руководства банка ставит под угрозу достижение целей обсуждения информации инспектором и аудитором. В соответствии с законодательством ряда стран аудитор может составлять специальные отчеты, призванные оказать помощь инспектору. В частности, аудитор может выразить мнение о соблюдении: — условий лицензирования, установленных требований и нормативов, включенных в отчеты; — требований законодательства при проведении банком операций, проверенных аудитором; — требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и функционированию систем внутреннего контроля. Инспектор банка может принимать непосредственное участие в назначении и отстранении аудиторов, чтобы обеспечить высокий уровень аудита банка. Возможно расширение функций аудитора в сфере надзора на следующих условиях: - аудитор может оказывать содействие инспектору, но не должен принимать на себя какие-либо обязанности последнего; - контакты инспектора с аудитором в обычных случаях должны осуществляться через руководство клиента; - перед заключением соглашения с инспектором аудитор должен учесть возможный конфликт интересов и урегулировать данный вопрос с руководством банка; - требования органов надзора в отношении информации, предоставляемой аудитором, должны быть конкретными и не выходить за рамки профессиональной компетенции аудитора, а также не увеличивать объем его работы по сравнению с обычным; - должны быть приняты меры по соблюдению конфиденциальности информации, полученной аудитором и переданной органам надзора. Возможности расширения функций аудитора зависят от характера надзора в конкретной стране. ПМАП подчеркивает необходимость постоянного диалога между надзорными органами и аудиторами в целях гармонизации стандартов финансовой отчетности на международном и национальном уровнях. Список используемой литературы: 1. Свешникова И.В. Международные стандарты аудита: Учебно-методический комплекс. – Ульяновск, УГСХА, 2008. – 362с. 2. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 158с. 3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотниковап Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|