Нуаду (скандинавский Тюр) и спор о короне
Именно в этом сражении Нуаду, или скандинавский Тюр (Энмебарагеси-Даму-Нингижзида-Амфиарай), лишился руки. И это обстоятельство для нас - ключ для понимания, с какого времени начинается повествование о племени богини Дану1 (Нанайи-Эос). Как было выяснено в предыдущей главе, Тюр-Нуаду мог потерять руку в Калидонской охоте2 или в какой-то другой битве после неё, не отраженной или мало отражённой в греческих мифах. Возможно, что это была битва между калидонцами и куретами за обладание шкурой вепря, разгоревшаяся сразу после охоты. И охота и битва были начаты по воле Артемиды (Нанайи).
1 Как богиня Дану Нанайя не появляется в мифах. В основном она появляется как богиня-воительница Морриган. Как было показано ранее, Шерида-Нанайя считалась также богиней-воительницей.
2 Калидонской охотой была битва с внуком Бау (см. главу о Калидонской охоте).
Поскольку у туатов было не принято, чтобы царь имел увечья, Нуаду решили переизбрать, и выбор пал на Бреса (Думузида, Адониса). Брес был очень красив, но, как оказалось, не был хорошим правителем. Когда туаты поняли, что ошиблись в выборе вождя, они предложили Бресу покинуть трон. Тогда Брес попросил дать ему отсрочку в 7 лет, и получил на это согласие. Брес решил покорить туатов и с этой целью обратился за помощью к фоморам. Через 7 лет произошла Вторая легендарная Битва при Туиреде. В этот раз боги туаты сражались с чудовищами фоморами и Бресом. Туаты победили, а Брес был захвачен в плен, но потом отпущен.
Во время битвы погиб однорукий Нуаду (Амфиарай, Ен-мебарагеси), и мы теперь знаем, что погиб он в первой битве под Фивами или в битве под Уруком. Значит, обсуждаемая Вторая битва при Туиреде была первой битвой под Фивами (Уруком). Однако в легенде о Второй битве при Маг Туиред сказано, что "разрушение Трои и битва при Маг Туиред случились в одно время" (ссылка), когда между нападением Геракла на Трою ('разрушением Трои') и первой битвой под Фивами (второй 'битвой при Маг Туиред') прошло несколько лет. Если здесь противоречие? Нет, противоречия нет. Нельза забывать, что Вторая битва при Туиред продолжалась 7 лет, а значит, включила в себя несколько греческих битв с первого похода на Фивы до первой битвы за Трою (нападение Геракла).
Туиред-Фивы-Урук
Давайте вспомним немного о битвах под Уруком и Фивами. Вернее, об одной и той же битве при Туиреде, упомянутой также в мифах Шумер и Греции. Напомню, что ожидать полного совпадения всех деталей мы не можем по той причине, что изложение одного и того же события в разных странах ведётся от лиц из противоборствующих сторон, и потому одни и те же герои наделяются разными характеристиками в зависимости от предпочтений авторов.
Итак, в Шумере Эн-мебарагеси (келт. Нуаду), который к тому времени уже был безрук, напал на Думузида (Бреса), был побеждён (т.е. произошло укрепление власти Думузида) и отпущен (или сбежал). В Греции это нападение не упоминается. В Ирландии Нуаду добровольно отдаёт власть Бресу, потому что без руки считался негодным к управлению. Зная характер нефилимов, оставим это объяснение для любителей сказок. В данном случае шумерское объяснение о передаче власти выглядит гораздо более убедительным.
Позже Эн-мебарагеси напал на Урук опять, но в этот раз его натиск отразил Гильгамеш. Эн-мебарагеси был убит, и его голова лежала под ногами Гильгамеша1. В Греции Амфиарай-Эн-мебарагеси сражался против Креонта-Гильгамеша и был убит. Его тело исчезло. Эдипа (Думузида) не было тогда среди фиванцев, потому что он в то время "скитался, презираемый богами". Или, согласно драме Софокла "Эдип в Колоне", Эдип хотел остаться в Фивах, но был изгнан Креонтом (Гильгамешем).
В Ирландии Брес (Думузид) перешёл на сторону фоморов и был презираем богами, а Нуаду (Эн-мебарагеси) был убит. Однако сражался Нуаду на стороне Гильгамеша (келт. Дагды) против фоморов, т.е. Нуаду принадлежал к туатам, которые выиграли сражение. Если принять данное утверждение как верное, тогда нужно согласиться, что Нуаду-Нингижзида сам отдал власть Бресу-Думузиду, потому что стал "неполноценным".
1 "A praise poem of Šulgi" (Šulgi O).
Скорее всего, автор кельтского мифа оставил Нингижзиду-Нуаду среди туатов по той же причине, по которой скандинавский Нигижзида-Тюр был оставлен среди асов (богов). А именно: потому что Тюр-Нуаду (Нингижзида) пришёл туда гораздо раньше остальных богов и к тому времени успел установить свой культ. Уже популярный бог должен был быть оставленным среди богов, как гарант их популярности. Поэтому они, формально приняв его в свой круг, постарались избавиться от него в первую очередь. В шумерском и греческом мифах даже тела его не сохранилось для захоронения и почитания его останков.
Согласно "Анналам королевства Ирландии" ссылка, имя последнего царя Фир-Болг и имя отца Нуаду - одно и тоже (Эохайд), правят они оба до Первой битвы, которая состоялась сразу по прибытии туатов. Эти обстоятельства подтверждают догадку, что Нуаду - Нингижзида только числился туатом в их сказках для их собственного удобства, на самом же деле он принадлежал к противоположному лагерю.
В своей книге об истории галлов "De Bello Gallico" Цезарь рассказывает, что галлы считали себя потомками Отца Диса, или Плутона, бога подземного мира. Кельты также верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти. Следовательно, бог загробного мира Нингижзида-Нуаду был первым популярным богом в северных странах.
Дагда - скандинавский Тор
Богатырь Дагда построил стены крепости для Бреса. Как Гильгамеш он строил стены Урука (Фив) - города Думузида (Бреса). Как Геракл он строил стены Трои (Фив). Дагда умер "от отравленной раны, которую Кетленн нанес ему в первой битве при Маг Туиред" (согласно "Анналам", смерть произошла через 147 лет после ранения). Как Геракл он умер от одежды, смоченнной в отравленной крови кентавра Несса, через значительное время после того, как он убил его стрелой, смоченной в яде лернейской гидры.
Дагда (Геракл-Гильгамеш) обладал волшебным котлом, который ранее принадлежал кузнецу Гефесту. В греческих мифах среди священных предметов котёл не упоминается. Однако треногие котлы назывались треножниками1, а треножник был одним из священных предметов, которые выковал бог-кузнец Гефест. Известно, что когда-то Аполлон (Мемнон - после Нинурты) с Гераклом (Гильгамешем) поспорили из-за треножника, и треножник достался Гераклу (Гильгамешу)2. Так, у Дагды (Гильгамеша) оказался котёл, который, конечно, не был волшебным. Просто был большим и красивым. Тогда же, после убийства Гефеста, Дагда-Тор (Гильгамеш) получил свой молот.
1 Например: Гомер.Одиссея VIII,434-435.
2 Гефест выковал несколько треножников, и мы не знаем, сколько из них было треногими котлами, и сколько треногими стульями. На одном треножнике-стуле восседала пророчица пифия в дельфийском храме Аполлона.
На илл.: Геракл, убегающий с треножником. Амфора 500 г. до н.э, Эрмитаж.
Брес (Думузид, Бальдр, Эдип) сражался во Второй битве при Туиреде, однако после битвы он исчез из мифов. Поэтому можно предположить, что Брес погиб вскоре после битвы.
По "Анналам королевства Ирландии", которые, кстати, очень напоминают щумерский "Список царей", вначале правил Нуаду (Эн-мебарагеси), потом Брес (Думузид), потом, после восстановления руки опять Нуаду, потом Луг и только потом Дагда (Гильгамеш). В шумерском Списке после Думузида сразу указан Гильгамеш. Впрочем, как мы уже могли убедиться, правители, указанные в Списке в хронологическом порядке один за другим, на самом деле правили одновременно. И Эн-мебарагеси, который якобы правил за 2,5 тысячи лет до Гильгамеша, оказывается был убит Гильгамешем1. Поэтому в шумерском Списке Луг мог скрываться под именем какого-либо правителя г. Ура, Лагаша или др. города.
1 Как в "Списке", так и в "Анналах", прослеживается одна и та же тенденция "растяжения" времени, которая становится очевидной с первой же строки: "От сотворения мира до этого года, года Потопа, 2242 года", когда согласно Библии, от сотворения до Потопа 1656 лет. Следует сказать, что добавление 586 лет было только началом очень многих добавлений в "Анналах".
"Ужасные" Фоморы
Во время правления Бреса фоморы обложили туатов данью. Однако позже говорится о том, что Брес идёт за помощью к фоморам, и те планируют обложить туатов данью. В то же самое время Луг призывает туатов не возвращаться к рабству и дани. Это значит, что дань перестала выплачиваться до Второй битвы, и о том, что послужило тому, в кельском мифе умалчивается. Однако в греческом мифе есть небольшое уточнение по этому поводу. Там, естественно, речь идёт не о туатах, а о их городе - Фивах.
Однажды фиванцы случайно убили Климена, царя Орхомена (Беотия), и его сыновья под руководством Эргина начали войну против Фив. Фиванцы запросили пощады, и был заключён мир, ценой которому стала ежегодная дань в 100 быков, которую фиванцы должны были выплачивать в течение 20 лет. Когда Геракл (Гильгамеш-Дагда) прибыл в Фивы, он нанёс орхоменцам поражение и заставил их отказаться от дани1.
1 Павсаний. IX 37, 1.
Получается, что туаты-асы-боги были на стороне Фив (Урука, Трои), а чудовищные фоморы не были на самом деле такими уж чудовищными, а были теми же ванами-полубогами и героями, которые сражались на стороне Аргоса (Киша, Греции). Как всегда в мифах сработал тот же принцип очернения противников.
Фоморы изображались с головами животных, с рогами, одноглазыми, однорукими и одноногими, свирепыми и безобразными. Например, мать Кихола - Лот, описывалась с огромными губами, свисающими на грудь и с четырьмя глазами на спине.
Илл.: Фоморы. Джон Дункан, 1912 год.
Однако, как и туаты, фоморы тоже обладали волшебным оружием. Например, их королю Тетре принадлежал меч, который при его обтирании начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах. Красавец туат Луг был внуком вождя фоморов Балора, а красавец Брес - сыном короля фоморов Элаты. Между туатами и фоморами часто возникали родственные связи. Значит описание уродливости фоморов слишком преувеличено. Возможно, что фоморы, которые воевали с первыми поселенцами, были уродливы. Но среди тех, которые противостали туатам, многие были из их же братии, обернувшиеся против прежних друзей.
Фоморами-аргосцами преводительствовала богиня по имени Домну, кем, без сомнений, была Инанна - Афина. Царь фоморов Индех был её сыном. Кроме Мелькарта-Геракла Афина особенно покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду. Возможно, что Тидей был её сыном от Ареса1 -Забабы, а сама она скрывалась под именем Перибеи - дочери Гиппоноя-Думузида. Родственные связи между богами, как отмечалось ранее, очень часто были символичны. У кельтов, например, Диан Кехт назывался братом Луга, и в то же время он являлся отцом Киана и дедом Луга. Подобные противоречия есть в родословных всех мифологий.
Индех (Тидей) был убит во втором сражении при Маг Туиред воинственным туатом Огмой. Они пронзили друг друга копьями и вместе пали замертво. В Греции Тидей сражался с сыном Приама Меланиппом, и они также убили друг друга. Тогда Огмой мог быть Меланипп. Однако после битвы Огма вдруг появился в мифе опять. На этот раз он с Дагдой и Лугом отправился на поиски арфы Дагды, украденной фоморами. Что же произошло? Произошло то, что кто-то из богов получил МЕ Огмы и стал Огмой 2-ым. В мифе "О Луге Длинноруком" 2рассказывается о том, что Огма во время битвы завладел мечом короля фоморов Тетры. Очевидно, что Тетрой был погибший в битве за Трою Нинурта-Геракл. Его МЕ Аполлона получил Мемнон3, который и стал Огмой 2-ым.
Перед битвой фоморы послали к туатам в качестве разведчика сына Бреса (Думузида) - Руадана. Перед битвой аргосцы послали к фиванцам сына Эдипа (Думузида) - Полиника. Полиник борется со своим братом Этеоклом, и они оба погибают. Руадан борется с кузнецом Гоибниу (кто он - неизвестно), и они наносят друг другу смертельные раны. Руадан (Полиник) погибает, а Гоибниу прыгает в источник здоровья и исцеляется (т.е. заменяется кем-то).
1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 35, 1.
2 Ирландские мифы и легенды. Великая битва при Маг Туиред - ссылка).
3 Мемнон был сыном Эос (Нанайи) и Титона (Уту-Персея).
Луг
Блестательный Луг (или Лаф Длиннорукий) появляется в мифах перед Второй битвой при Маг Туиред (битвой против Фив). Он убивает всех сборщиков налогов от фоморов, оставляя в живых только девять. Интересная цифра, если учесть, что именно с похода девяти (7 героев + Адраст и Полиник) начинается битва против Фив.
Луг назывался длинноруким, как Уту1. История рождения Луга очень напоминает историю Персея (Уту). Судите сами.
Сначала кельтский вариант истории. Балор узнал из пророчества, что ему суждено пасть от руки сына его дочери Этлин. Боясь рока, король фоморов запер её в высокой башне на скалистом мысу Тор-Мор, что на острове Тори. Однако Киан переоделся в женское платье и, представившись нянькой, потерпевшей кораблекрушение, проник к Этлин. Через положенный срок принцесса разрешилась от бремени тремя сыновьями. Балор пришёл в ярость, узнав о рождении внуков, и велел немедленно их утопить в море. Слуга завернул малюток в полотно, но по дороге булавка раскололась, и один из младенцев, Луг, выпал. Волшебница Бирог спасла мальчика и принесла его в дом Киана, а отец передал сына на воспитание брату-кузнецу.
Теперь греческая версия. Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но полюбивший её громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого визита Даная родила Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову, и Персей сначала воспитывался в доме рыбака.
Такая идентичность историй, несомненно, наводит на мысль, что Луг и Персей-Уту - одна персона.
В битве Луг убивает своего деда Балора, бросив в него камень из пращи. Дед Персея (Уту) Акрисий (Энки) был убит выпущенным Персеем диском. Поэтому ужасающий Балор, чьё веко поднимали 4 воина, и взгляд которого был смертельным, был уже хорошо знакомым нам Энки. Так, благодаря кельскому мифу, стало известно, что Энки (Посейдон) был убит в одной из битв между первой битвой за Фивы и первой битвой за Трою.
Миф говорит, что Луг убил любовника своей жены - сына Дагды Кермата. А позже сын Кермата, Мак Куил, в отместку за смерть отца убил Луга. В греческом мифе Луг-Персей убил любовника своей жены2 - Прета. А позже сын Прета, Мегапенф, убил Персея3.-
1 Например: в 'A šir-namšub to Ninurta' имеется намёк на длинные руки Уту. Там даётся совет молиться Нанше, чтобы она, как Уту, распростёрла над человеком свои охраняющие руки.
2 Нингал была его матерью и женой.
3 Овидий. Метаморфозы V.2 36-241; Гигин. Мифы 63 и 244.
Гадких фомора
После изгнания фоморов, как повествуют мифы1, из всего их воинства остались в Ирландии только четыре мужа, которые бродили по стране и портили зерно, молоко, и дары садов и моря, пока в ночь Самайна их не прогнали с ирландской земли Морриган (Нанайя) и Энгус Ог сын Дагды (Гильгамеша). С тех пор фоморам было строго-настрого запрещено ступать на ирландский берег.
Окончательный разгром фоморов-аргосцев, как мы видели, состоялся после завоевания Гераклом Трои и сдачи Фив (хотя в греческом мифе, написанном аргосским сторонником, говорится о поражении Трои и захвате Фив). Из героев-эпигонов, кроме сына Амфиарая Алкмеона, который сошёл с ума, остались в живых после второго похода на Фивы 4 героя: Диомед, Сфенел, Ферсандр и Евриал. Они разграбили Фивы. Не вызвает сомнений, что они и были теми мужами, вредящими Фивам/Ирландии.
1 Ирландские мифы и легенды. О Луге Длинноруком. Великая битва при Маг Туиред - ссылка.
Сыны Миля
Затем, после долгого правления туатов, на берег Ирландии высадились сыны Миля. Они победили туатов, и те, по совету великого и могущественного Мананнана Мак Лира (Гермеса, позже - Сераписа), набросили на себя покров невидимости. С тех пор существует две Ирландии: земная и невидимая. Туаты стали обитать в сидах в холмах и долинах Ирландии, сам же Мананнан жил за морем в Эмайн Аблах.
Борьба туатов с сынами Миля, конечно, была Троянской войной, в которой туаты-троянцы проиграли и большинство из них либо погибло, либо навсегда утеряло статус богов. Туаты стали "невидимыми", потому что их просто не стало. Они не продолжали жить в холмах, а были там похоронены. Мананнан-Гермес-Тот пережил войну, и именно после войны стал особо там популярным.
После Троянской войны в Ирландии появились боги лагеря Инанны-Исиды-Мелькарта. О них уже у нас недостаточно сведений, чтобы делать какие-либо заключения.
Три бога
Римский поэт I в. н. э. Лукан в своей поэме "Фарсалия" ("Bellum civile sive Pharsalia") говорит о трех кельтских богах: "... Успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской". Комментаторы средних веков сообщили о различных способах человеческих жертвоприношений, приносившихся каждому из этих богов. Человека, приносимого в жертву Тевтатесу, топили в бочке, жертв Езусу вешали на дереве, Таранису - сжигали в деревянном чане.
Тевтатеса отождествляли с Аресом-Марсом, кем после смерти Ареса2 - Гектора стал, вероятно, Неоптолем (Гор).
На илл.: Сцена жертвоприношения Тевтатесу изображена на одной из пластин котелка из Гундеструпа: очень высокая фигура (бог или жрец) окунает людей вниз головой в котел (фото- Malene Thyssen,Wikipedia).
Езуса отождествляли с Одином (Гермесом). Тараниса - с Юпитером-Зевсом (Мелькартом). Колесо в руках Тараниса символизирует Солнечный диск, который достался Мелькарту после победы над Энеем (Зевсом 2-ым).
Согласно "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского, другой выходец из Трои - Брут, завовевал остров Британию, очистив его от гигантов. После смерти Брута его владения были распределены между тремя его сыновьями: первый взял себе Англию, второй - Уэльс, а третий - Шотландию.
Таким образом, никакой битвы туатов и форомов в Ирландии, а также битвы асов и ванов в Скандинавии просто не было. Судя по отсутствию военных артефактов, этой битвы также не было и в Шумере (Уруке). Скорее всего, она произошла в Индии (о чём в гл. Улики и дальнейшая судьба священного оружия), и уже оттуда была продублирована в другие части света и облечена в колорит местных сказаний.
Славянская мифология
К сожалению, сведений о славянском пантеоне у нас очень мало, и происходят они в основном из трудов византийских, западно-европейских и арабских писателей, начиная с VI века н.э., из славянских летописей XI--XV веков, самыми значительными из которых являются "Слово о полку Игореве" и "Повесть временных лет", а также из апокрифов и поучений против язычников ранне-христианских авторов. Все эти сведения очень отрывочны (описание тех или иных идолов, которым поклонялись славяне, описание жертвоприношений) и практически не содержат полных мифов. То, что сохранилось в фольклоре, имеет множество наложений и не может даже отчасти считаться достоверной информацией. Появившаяся в 1950-х годах "Велесова книга" оказалась подделкой1. Поэтому только некоторые боги могут быть прослежены нами.
Богом-кузнецом Сварогом, конечно, был Гибил-Гефест. Ведь он не раз пытался быть первым богом (егип.Пта, инд.Агни). Филон Библский в его "Финикийской истории" назвал Гефеста Зевсом Мелихием. Его сыном был бог света Дажьбог. Это - сын Гефеста-Гибила и Афины-Инанны - Эрихтоний (Эрихтей, шум. Шара, египт. Нефертум). Дажьбог считался предком князей и русских людей. Этим, возможно, объясняется малая активность Гибила и Шары в Греции, потому что основное время они проводили на земле славян. Макошь (или Мокошь) с веретеном, это - Инанна (до первой битвы за Трою, когда МЕ-веретено стало достоянием Нанайи; или после Троянской войны, когда Инанна стала богиней судеб опять). После Инанны Мокошей была Исида (многие учёные сравнивают Макошь с Фреей-Исидой).
Позже Дажьбог стал упоминаться третьим в списке божеств после Перуна и Хорса.
Поскольку поначалу верховным богом славян считался Сварог, Перун пришёл туда позже и объявил себя верховным богом, а Сварог-Гибил стал просто богом огня Симарглом.
Хорс был богом солнца. Скорее всего, это уже был Гор-Неоптолем после Троянской войны. Имя "Гор" в греческом варианте "Hōros" очень близко по звучанию имени 'Хорс'. Гор также считался богом солнца (как вы помните, глаз Гора был сонцем, а глаз Тота-луной). Возможно, что Перун пришёл туда вместе с Гором-Хорсом-Неоптолемом. Перуном-громовержцем (Зевсом) стал Мелькарт, воспитатель Гора-Хорса. Перун имел колесо Перуна - солнечное колесо - оружие (на илл. слева), доставшееся ему после Троянской войны. С ним же он изображался и как кельтский Таранис (справа).
После Троянской войны и гибели сына Нанайи и Уту - Мемнона, который был Аполлоном после Нинурты, Аполлоном-Фебом стал Шара - брат Мелькарта по матери. Тогда он вернулся в Грецию, и у славян стал третьим по важности.
Интересно, что в славянской мифологии, также, как в скандинавской и кельтской, упоминается Троя. Например, в "Слове о Полку Игореве": "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону". Здесь славянская земля названа землёй троянской. Есть там также "вечи Трояни" и "тропа Трояня"2. Очевидно, что у славян побывали боги клана Инанны (клан Нанайи был в западной Европе, Ирландии, Скандинавии). Всю власть они получили после Троянской войны, и именно тогда земля славян стала землёй троянской.
Почитание фаллоса, видимо, было введено после Троянской войны Гермесом-Набу, присоединившимся к лагерю Инанны. На Руси он стал богом Велесом. Его идолы так же, как гермы в Греции, изображались в виде фаллоса. Он был покровителем сказителей, путешественников, торговли, посмертным судьёй (ссылка).
Возможно, что после смерти Гермеса, его место занял его сын Пан, и тогда он стал также богом скота и пастбищ. Некоторые исследователи, как историк А. Платов отождествляют Велеса с Одином (Вотаном)3, кем и был Гермес.
Гермес-Один мог привнесть в славянскую систему веры образы, созданные им в северных мифах, например: город богов Асгард стал невидимым градом Китежем (боги стали невидимы после смерти в Троянской войне), радужный мост Биврёст между миром людей и миром богов стал Калиновым мостом между миром живых и миром мёртвых.
Может быть о сыне Гермеса Пане (Велесе 2-ом) идёт речь в "Великой польской хронике":"Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов... от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй - Рус, третий - Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами"4.
Таким образом, согласно мифам, прародителями славян, кроме библейского Иафета, сына Ноя, и его семьи, были Дажьбог-Шара, Велес-Пан и их отпрыски.
1 В. Г. Афанасьев. Древнерусская языческая библия "Велесова книга" -- шедевр тысячелетней дохристианской культуры восточных славян или фальшивка ХХ века?//М.: НЭИ "Академическая мысль",1999; О. В. Творогов. Велесова книга// Труды отдела древнерусской литературы. Т. 43. 1990, стр. 170--254. (Публикация текста и развёрнутое доказательство его подложности.)
2 На том, что в летописях был упомянут г. Троя, а не римский император Троян и не малоизвестное божество из сербского фольклора, настаивал один из крупнейших лингвистов XX века Р. О. Якобсон.
3 Топоров В. Н. Велес // Энциклопедия "Мифы народов мира"
4. Chronica Poloniae Maioris. (ссылка).
Скифская мифология
Сведения о пантеоне скифов основываются главным образом на сообщении Геродота. Южных славян Геродот считал скифами (см. его карту) и делил их на несколько племён.
Геродот писал: "Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругой Зевса), далее -- Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Ареса. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гестия называется Табити, Зевс -- Папаем,...Земля называется Апи, Аполлон -- Гойтосиром. Афродита Урания -- Артимпасой, Посейдон -- Фагимасадой" Геродот. "История". IV, 59.
Как видим, Гестия (шум. Ишара, егип. Серкет) была малоактивна в других странах, потому что основалась в Скифии.
Геродот излагает две версии легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена родился первый человек по имени Таргитай. Три его сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай - стали родоначальниками различных частей скифского народа.
Таргитай был божеством грома и молнии, и, возможно был сыном Зевса (Энлила) Нинуртой. По второй версии, приведённой Геродотом, Геракл после совершения ряда подвигов попал в Скифию. Утомленный он заснул, а проснувшись, обнаружил пропажу своих лошадей. Поиски привели его в пещеру, где обитала полудева-полузмея.
Она согласилась вернуть Гераклу лошадей только при одном условии: если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождились три сына: Агафирс, Гелон и Скиф, которые стали родоначальниками скифов. Нинурта, как известно, был Гераклом. Поэтому, вероятно, что его (Таргитая-Геракла) потомки населили Скифию.
Древняя Месоамерика
Американский континент начал откалываться от общего материка через 100 с лишним лет после Потопа. Его отделение не происходило быстро, и боги могли свободно добираться до земли, ставшей такой отдалённой сегодня. Этим и объясняется схожестьмесоамериканской культуры с культурой Восточного полушария. Например, пирамиды ацтеков и майя, моделью которым, наверняка, послужили месоамериканские памятники более раннего времени (ольмекские или иные), очень напоминают вавилонские зиккураты. Принятая практика мумифицирования с извлечением внутренних органов (мумии чиллийских Чинчорро) напоминает египетскую. Некоторые идейские племена Америки внешне очень похожи на египтян.
Хотя почти все религиозные памятники древности были уничтожены испанскими конкистадорами в XVI в., некоторые из оставшихся позволяют также уловить связь с известными нам богами.
Например, на иллюстрации: ацтекский владыка с кадуцеем, который, как известно, вначале принадлежал Нингижзиде, а потом Набу-Гермесу.
На илл.:1. кадуцей на камне индейцев Ика (Перу); 2.кадуцей у ацтеков.
Побывал там и Уту, оставив свой символ, который позже у народа майя, в согласии с древними традициями, стал изображаться таким (рис. слева). Для сравнения - символ Уту (Шамаша) в Ассирии- на иллюстрации справа.
Как солнечный бог Уицилопочтли (др. имена Тонатиу и Пильцинтекутли) Уту также изображался с этим символом. Ниже - его изображение в Кодексе Теллериано-Ременсис, XVI в.. Символ солнца, как видите, претепел изменения, но всё ещё узнаваем.
Старым богом луны Теккистекатлем, или Мецтли, (рис. ниже: изображался с раковиной на голове.) был, конечно, Син.
В храме Луны в Теотиуакане, посвящённом ему, есть настенная роспись (ниже), представляющая великую богиню Теотиуакана в виде дерева. Имя её не сохранилось, но для нас уже не будет трудно определить, кем она являлась. Это была жена Сина - Нингал. Она была богиней священного дерева. Как в Египет и Шумеры, в Мексику она также принесла эту идею о священном древе.
Илл.: Богиня Теотиуакана.Wikipedia,фото -Thomas Aleto,Riverside, PA.
О происхождении луны и солнца у ацтеков был популярен следующий миф. Жизнь на земле после сотворения вселенной прошла через 4 эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью мира1. 4-я эпоха, продолжавшаяся тысячи лет, закончилась Потопом, который наслала на мир богиня Чальчиутликуэ. В начале пятой эпохи боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный. Однако все боялись страшного жара. Несколько раз Текистекатль (Син) пытался прыгнуть в костёр, но всякий раз отступал. Наконец, страдающий проказой Нанауацин кинулся в пламя. Тогда Текистекатлю стало стыдно, и он последовал за ним. Так Нанауцин (Уту) стал богом солнца Тонатиу, а Текистекатль (Син) - богом луны - Мецтли.
1 Эпоха "первого солнца" продолжалась 4008 лет до всеобщего потопа, "второго солнца" -4010 лет до ураганов, "третьего" - 4081 год до потоков лавы, и, наконец, "четвёртого" - 5026 лет - до проливных дождей и потопа; сейчас люди живут в эпоху "пятого солнца". Как видите, пятая эпоха ацтеков была на самом деле второй эпохой, а именно: эпохой после Потопа
Вначале, как повествует миф далее, луна светила также ярко, как солнце, и это стало раздражать богов, потому что они не могли уснуть. Тогда один из богов кинул в луну кроликом, и луна стала ночным светилом. В других вариантах мифа в образе кролика на луну был заброшен сам Текистекатль.
Идея кролика на луне не была эксклюзивно ацтекской. Эту же идею боги привнесли в Китай, Корею, Вьетнам и Японию, где считалось, что на луне живёт белый кролик, толкущий в ступе снадобье бессмертия (китайская мифология) или пекущий рисовые пряники (корейские и японские мифы).
На илл.: флаг на Лунном фестивале в Китае, где изображена богиня луны Чанг-Э с кроликом. Этой богиней стала одна из артемид: Селена-Нингал, Персефона-Нунгал, либо позднее кто-то из более молодого поколения.
Конечно, ни крылато-хвостатое солнце, ни кролики на луне не могли появиться в воображении таких далёких друг от друга народов спонтанно, поскольку сами по себе эти светила ничем не похожи ни на птиц, ни на кроликов.
Одним из главных богов ацтеков был бог дождя Тлалок. Он изображался чёрным с огромными зубами. Кроме грозы и грома Тлалок мог насылать также болезни, засуху, град, заморозки и др.несчастья. Им, конечно, вначале был бог несчастий Нергал. Зная, кто заменил Нергала, можно выстроить цепочку персоналий, скрывавшихся под именем этого бога. Аидом-Рудрой вначале был Нергал. Потом - победивший его Капаней, убитый при первом походе на Фивы. После Капанея - Гелен-Рудра-Шива-Сет. После убийства Энки Гелену (Шиве) также достался его трезубец Посейдона. Так Тлалок-Гелен стал божеством воды.
Через 42 года после Троянской войны, убив Сета-Гелена, Тлалоком (или Чаком у майя) стал Мандулис. Тогда образ Тлалока изменился. Его стали изображать с хоботом слона. Видимо потому, что Мандулис использовал ту же маску, какую он использовал в Индии в качестве бога Ганеши. Слоны не водились в Америке, поэтому слоновье обличие было немного искажено в Кодексе Риос в XVI столетии (рис. ниже).
В Ушмале на так называемой Пирамиде волшебника и на храме воинов в Чичен-Итце майя также постарались запечатлеть его черты. Там хобот просматривается довольно отчётливо.
Илл.: Храм на вершине пирамиды Волшебника (рисунок Ф. Казервуда. 1844 г.)
Шочикецаль - богиней любви, покровительницей проституток и ткачества, ассоциировавшаяся с луной, была, конечно, Нанайя-Артемида после первого сражения в Трое (она же Тласолтеотль), когда она завладела веретеном. Она вначале пришла с Пильцинтекутли (своим мужем Уту) из земного рая Тамоанчана. Потом она стала женой Тлалока (Гелена-Шивы, с которым как Парвати она познакомила Индию с сакральным сексом). Её похищал Тецкатлипока (её муж/сын Набу). Шочикецаль изображалась со священным древом (как на илл.), которое ей досталось как МЕ от Нингал.
"Старым богом" огня Уэуэтеотлем был, конечно Гибил/Гефест. Другим его именем считается имя Шиутекутли, но это уже было имя его преемника Гильгамеша (Тора), убившеего Гибила и завладевшего его МЕ бога огня(молотом). Также Гильгамеш был богом охотыМишкоатлем, который разжёг первый огонь, раскрутив небесный свод вокруг небесной оси. Он был первым Кецалькоатлем и богом ветров Эхекатлем, подметающим путь перед Тлалоком (Геленом). Мифы говорят, что в мире появилась любовь после того, как он полюбил смертную женщину по имени Майяуэль.
С Шиутекутли был связан ритуал "нового огня" – церемония, исполнявщаяся только раз в 52 года для обозначения смены одного временного цикла другим. В конце цикла люди, чтобы умилостивить бога, гасили "старый" огонь и зажигали "новый", который являлся гарантом продолжения жизни вселенной в течение следующего 52-летнего цикла. Ему посвящались сердца, вырванные из поджарившихся на углях тел жертв. Геракл (Гильгамеш), как вы помните, согласно Клименту и др. древним историкам, правил ровно 52 года. Очевидно, что церемонию в честь Гильгамеша ввёл у индейцев Мандулис - следующий Гефест.
Как Мишкоатль Гильгамеш был сыном Сиуакоатль (Бау) - богини земли, деторождения и подземного мира, и убил чудовищнуюИцпапалотль (Медею, сканд. Хейд). Сиуакоатль помогла Гильгамешу-Кетцалькоатлю1 в создании людей. Как Кетцалькоатль он был подчинён Тлалоку (Гелену).
1 Возможно, что первым Кетцалькоатлем был Гибил, подчинённый первому Тлалоку-Нергалу.
Как Эхекатль Гильгамеш был мужем Майяуэль- богини алкогольного напитка из агавы. Это была та же подательница вина греческая Геба или скандинавская Сиф - жена Геракла-Тора, богиня пива Нинкаси. У Майяуэли было множеством грудей, которыми считались острые концы листьев агавы. Очевидно, что после того, как Гильгамеш убил Медею- Ицпапалотль, Геба-Майяуэль получила её МЕ Артемиды-матери, которая изображалась многогрудой (об этом - позднее).
Кетсалькоатлем - пернатым змеем, почитавшемся по всей Месоамерике, после смерти Гильгамеша стал Мандулис, и после него его сын - Ранеб. Ранеб изображался с синей птицей.
Матерью Кетсалькоатля считалась Шечикецаль (выше о ней), которой вначале была Н
Воспользуйтесь поиском по сайту: