Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление и учет поступления основных средств.

 

В условиях рыночной экономики задачами учета являются правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств.

При создании предприятия вводится в действие здания, сооружения, оборудование и другие необходимые объекты основных средств. В последствии, как правило, предприятия пополняют свои основные средства с целью наращивания своих производственных мощностей, замены износившихся и по другим причинам. Этот процесс и рассматривается как поступление основных средств. Порядок отражения в учете основных средств зависит от того, каким образом и на каких основаниях они приобретены.

Поступление основных средств на предприятие происходит в следующих случаях:

· в порядке нового строительства;

· на условиях аренды;

· в результате приобретения за плату;

· в качестве взноса в уставный капитал;

· безвозмездного получения или дарения;

· путем выявления, как неучтенных по материалам инвентаризации;

· другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этих целей приказом или распоряжением руководителя. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В их состав включают: бухгалтера, главного механика, представителя технического отдела, специалиста по строительству, начальника цеха или отдела, которому сдается объект основных средств.

На принятые в эксплуатацию объекты комиссия оформляют, акт (накладную) приемки - передачи (внутреннего перемещения) основных средств № ОС -1 в одном экземпляре (49). В этом документе записывается подробная характеристика объекта, источник приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указываются также, кто принял, кто сдал и необходимые сведения для начисления износа по нему.

Данный акт (накладная) составляет на каждый отдельный объект основных средств. К нему прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к принимаемому объекту (паспорта, спецификации, комплектовочная ведомость), которая затем передается материально- ответственному лицу по месту эксплуатации основных средств. Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма№ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.

Выписывается сдатчиком (передающей стороной) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств(формы № ОС-6, № ОС-6а, №ОС-6б).

Аналитический учет основных средств ведется в разрезе отдельных инвентарных объектов.

Аналитический по объектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия в инвентарных карточках формы № ОС-6. При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие данной групповой инвентарной карточки с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту. Инвентарные карточки открываются в каждом экземпляре. Обязательные реквизиты инвентарных карточек – наименование объекта, его инвентарный номер, завод- изготовитель, номер акта и дата приема, первоначальная стоимость, источник приобретения, краткая характеристика.

При перемещении объектов внутри предприятия, ремонте, выбытие в карточках делается соответствующие отметки. Основание для этого служат данные документов о перемещении, ремонте, ликвидации основных средств.

Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств в форме № ОС-7 и хранятся в картотеки бухгалтерии, где они группируются по классификационным группам, а внутри их – по месту нахождения и видам объектов. При выбытии основных средств из картотеки изымаются соответствующие карточки.

Инвентарные карточки на поступление и выбытие объектов основных средств до конца месяца хранятся отдельно. На их основании составляются карточки учета движения основных средств в форме № ОС – 8 за месяц по видам. Карточки открываются в начале года. В них по каждому виду основных средств отражается: наличие на начало года, поступление и выбытие за месяц, наличие на начало соответствующего месяца. Итоги записей за год используются для заполнения отчетности о движении основных средств. Инвентарные карточки и карточки учета движения основных средств, сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Для синтетического учета основных средств в Плане счетов предусмотрен активный синтетический счет 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо по данному счету показывает размер находящегося в распоряжении организации данного вида имущества, включая его наличие в запасе, на консервации и передачу другим организациям на условиях хозяйственного ведения, т.е. без передачи права собственности на него. Затраты по приобретению конкретного объекта собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому могут быть открыты субсчета:

08-1 «Приобретение земельных участков»;

08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

08-3 «Строительство объектов основных средств»;

08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» и пр.

Согласно п.1 ст.257 НК РФ первоначальной стоимостью основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

В настоящее время вычету подлежит только один налог – НДС. Рассмотрим общий порядок учета сумм НДС при определении первоначальной стоимости объектов основных средств (для целей налогового учета).

Объект основных средств может быть приобретен налогоплательщиком у продавца, получен безвозмездно или в виде взноса в уставный капитал, сооружен при выполнении капитального строительства или работ по сборке как самим налогоплательщиком, так и подрядчиком, изготовлен налогоплательщиком в собственном производстве. Следует различать изготовление основного средства в собственном производстве с сооружением основного средства в результате выполненных строительно-монтажных работ для собственного потребления. Все способы приобретения имеют свои особенности налогообложения – как при определении их первоначальной стоимости для исчисления налога на прибыль, так и при учете сумм НДС.

Если при приобретении основного средства предприятие оплачивало услуги сторонним лицам, например за его доставку, то к вычету принимаются и суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком перевозчикам. Первоначальная стоимость основного средства в этом случае формируется из сумм, уплаченных поставщику и исполнителям работ, связанных с приобретение основного средства. Исключение составляют некоторые расходы по приобретению основных средств, являющихся недвижимым имуществом.

Суммы НДС, предъявленные продавцам при приобретении основных средств, подлежат налоговому вычету при исчислении сумм НДС, подлежащих к уплате в бюджет, в полном объеме после принятия на учет основных средств согласно п.1 ст.172 НК РФ.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

· суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

· суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;

· регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением права на объект основных средств;

· таможенные пошлины и таможенные сборы; (подпункт дополнен таможенными сборами Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств 2003 года, в ПБУ 6/01 говорится только о таможенных пошлинах).

· Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

· Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организацией и иными лицами, через которую приобретен объект основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

В учете на сумму произведенных расходов по приобретению основных средств составляется бухгалтерская проводка:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По объектам недвижимости сумму задолженности по плате за регистрацию такого рода сделки нужно отразить в учете записью:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 68 «Расчеты с бюджетом по прочим сборам и пошлинам».

Погашение задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств, показывается так:

Дт 60»Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кт 51 «Расчетный счет».

Пример: на ОАО «АСТЗ» осуществляется поставка основных средств завода – изготовителя согласно договору стоимостью 200 000 руб. и оплата произведена за счет заемных средств. Начислен поставщиком налог на добавленную стоимость в размере 18 % на сумму 36 000 руб. Оплачены расходы по доставке основных средств сторонней организацией на сумму 5 000 руб. и НДС на сумму 900 руб. Начислены расходы по уплате сторонним организациям за услуги, связанные с приобретением основных средств на сумму 7 000 руб. и НДС на сумму 1260 руб. Оплачены страховой организации страховые платежи на сумму 10 000 руб. Оплачены услуги посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств, на сумму 20 000 руб. и НДС на сумму 3600 руб. Начислены проценты по заемным средствам, взятым на оплату поставщику за основные средства и другие расходы, связанные с приобретением основных средств на сумму 30 000 руб. Начислены другие расходы, связанные с доставкой и установкой основных средств (материалы на сумму 5 000 руб.; оплата труда работников по доставке и установке – 20 000 руб.; начисление единого социального налога – 5300 руб. и другие расходы как услуги вспомогательных цехов на сумму 15 000 руб.).

В бухгалтерском учете указанные операции должны быть отражены следующим образом:

1. оприходовали поступившие основные средства

Дт 08-4 Кт 60 200 000 руб.

2.оплата поступивших основных средств за счет взятого кредита

Дт 60 Кт 51 200 000 руб.

3. оплата расходов по доставке основных средств транспортом сторонней организации

Дт 08-4 Кт 76 5 000 руб.

Дт 76 Кт 51 5 000 руб.

4. начислены расходы за оказанные услуги, связанные с приобретением основных средств

Дт 08 Кт 76 7 000 руб.

5. произведена оплата страховых платежей

Дт 76, субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

Кт 51 «Расчетный счет».

Дт 08 Кт 76 10 000 руб.

6. оплата услуг посреднической организации, через которую приобретались основные средства

Дт 08 Кт76

Дт 76 Кт 51 20 000руб.

7. начислены проценты по заемным средствам

Дт 08 Кт 66 30 000 руб.

8. отражение уплаченных и начисленных сумм на добавленную стоимость по операциям, связанным с приобретением основных средств:

- в части уплаты заводу изготовителю

Дт 19 Кт 60 3600 руб.

Дт 60 Кт 51 3600 руб.

- в части доставки транспортных средств

Дт 19 Кт 76 900 руб.

Дт 76 Кт 51 900 руб.

- в части оплаты услуг сторонних организаций

Дт 19 Кт 76 1260 руб.

- в части оплаты услуг посреднической организации

Дт 19 Кт 76 3600 руб.

Дт 76 Кт 51 3600 руб.

Начисление прочих расходов по доставке и установке основных средств:

- в части списания материалов

Дт 08 Кт 10 5000 руб.

- в части начисления единого социального налога на фонд оплаты труда

Дт 08 Кт 69 5 300 руб.

- в части начисления фонда оплаты труда

Дт 08 Кт 70 20 000 руб.

- в части услуг вспомогательных цехов

Дт 08 Кт 23 15 000 руб.

9.Отражена стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию

Дт 01 Кт 08 317 300 руб.

10. списан и возмещен уплаченный налог на добавленную стоимость по введенным основным средствам на сумму 46 400 руб.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету уменьшаются или увеличиваются с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.

Согласно п. 6.6. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05. 1999 года № 33 Н., под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

Пример: 15 января 2004 г. ОАО «АСТЗ» приобрел станок стоимостью 826 У.е., в том числе НДС (18 %) – 126 у.е. согласно условиям договора поставки оплата производилась в недельный срок после поступления станка (23 января), а одна условная единица соответствовала 1 долл. США. Станок введен в эксплуатацию 29 января 2004 г.

Курс банка России составил на 15.01.2004 г. – 29,7453 руб. за 1 долл. США. На 22.01.2004 г. – 29, 7502 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

15 января:

1. признаны в составе вложений во внеоборотные активы фактические затраты на приобретение станка

Дт 08-4 Кт60 20821,71 руб.(700 долл. США 29,7453 руб.)

2.отражена сумма НДС

Дт19-1 Кт 60 3747,91 руб. (126 долл. США *29,7453 руб.)

29 января 2004 г.:

1.проиведена оплата стоимости станка согласно условиям договора

Дт 60 Кт 51 24573,67 руб. (826 долл. США *29,7502 руб.)

2. признана в составе фактических затрат на приобретение станка положительная суммовая разница (до принятия станка к учету):

Дт08-4 Кт60 3,43 руб. (700 долл. США *(29,7502 руб.-29,7453 руб.))

3. отражена сумма НДС по суммовой разнице

Дт 19-1 Кт 60 3,43 руб. (700 долл. США *(29,7502 руб.-29,7453 руб.))

29 января 2004 г.

1. отражено принятие к учету станка в качестве

Дт 01 Кт 08-4 20825,14 руб. (20821,71 руб.+3,43 руб.)

2. принята к вычету сумма НДС по приобретенному и выплаченному станку

Дт 68 Кт 19-1 3748,53 руб. (3747,91 + 0,62 руб.).

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный капитал, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...