Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративные проекты публичных библиотек




кооперация публичный проект библиотека

«Проект - это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Отличительными чертами проекта являются:

) Направленность на достижение очерченных целей. Четкая постановка конечной цели проекта оказывает содействие успешной его реализации при условии правильного формулирования промежуточных взаимозависимых целей. Реализация проекта означает последовательное достижение целей с наиболее низкого уровня к высшему, то есть к достижению конечной цели.

) Координированное выполнение взаимозависимых действий. Одни действия необходимо выполнять параллельно, другие - последовательно, и любое нарушение порядка их выполнения может поставить под угрозу выполнение проекта вообще.

) Ограниченность во времени. Проекты выполняют на протяжении определенного времени (как правило, его определяют заранее), по возможности более четко очерчивая начало и завершение. Залогом успешной реализации проекта является оптимальное распределение усилий и ресурсов во времени, которое обеспечивается приведением в порядок последовательности выполнения работ и мероприятий в границах проектной деятельности. В отличие от производственной системы проект является одноразовой, а не циклической деятельностью. Тем не менее, проектный подход все более часто применяют и к непрерывному производству. Например, существуют проекты выполнения заказов, где предусмотрены договорные сроки снабжения.

) Уникальность. Каждый проект имеет отличительные особенности и признаки. Не существует идентичных проектов, даже если они предусматривают выполнение одинаковых действий.

В ряде отраслей, таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и / или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями» [17].

Таким образом, «корпоративный проект библиотеки - это совместная реализация какой-либо идеи (задачи, проблемы) с целью достижения желаемого результата в экономической, технической, технологической или организационной сфере силами библиотечного объединения. При этом, «под Корпоративной библиотечной сетью (системой) мы понимаем добровольное объединение ряда взаимно независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек (возможно также - информационных органов или служб) для совместного решения их функциональных задач, включая совместное создание и использование библиотечно - информационных ресурсов» [4].

Корпорация - объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило, на основе частно - групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства.

Объединение в корпоративном сообществе ранее взаимно - независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана:

. Корпоративная сеть является единой системой, которая подчиняется вполне определенным правилам. Это означает, что ее участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга, а так же, что у них появляется необходимость нести ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с обеспечением его создания, построения, функционирования и развития;

. Руководители многих организаций, входящих в корпорацию, достаточно трудно перестраиваются с «автономных» условий работы на «кооперативные»;

. Исходный уровень библиотек по состоянию материально - технической базы, уровню подготовки персонала и т.п. является весьма неоднородным, что затрудняет работу.

В связи с вышесказанным, следует сформулировать ряд достаточно общих, но чрезвычайно важных тезисов, без учета которых невозможно успешное создание и функционирование корпоративных библиотечно - информационных систем (КБИС):

. Вступление любой библиотеки в корпорацию должно быть добровольным. Прием новых членов должен сопровождаться официально оформленным обязательством руководства библиотеки выполнять основные организационные и технологические принципы ее построения и функционирования.

. Корпорация не должна вмешиваться в административно - хозяйственную деятельность входящих в ее состав библиотек.

. КБИС создается, развивается и функционирует, как единая автоматизированная информационно - библиотечная система по правилам определенным государственными стандартами РФ, а также действующей в корпорации организационной, технологической, технической и плановой документации.

. Программные, технические, технологические, лингвистические и информационные средства обеспечения КБИС в целом и отдельных ее узлов должны соответствовать комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам.

. Каждая КБИС должна систематически организовывать работу централизованной системы повышения квалификации персонала.

. Во главе каждой КБИС должен стоять лидер, способный грамотно задать направление работы для всей системы.

В настоящее время, в России существует достаточно большое количество разнообразных библиотечных объединений. Результатом их деятельности становятся библиотечные корпоративные проекты. В данном разделе мы приведем несколько примеров этих проектов.

Пожалуй, наиболее известным и широко используемым читателями является международный проект «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек». Основной целью деятельности по проекту является реформирование системы справочно-информационного обслуживания пользователей публичных библиотек с учетом требований, предъявляемых формирующимся в стране Информационным обществом и осуществляемыми социально-политическими и экономическими преобразованиями. «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек (ВСИС ПБ)» была открыта в октябре 2003 года на основе бесплатной справочно-информационной службы «Виртуальная справка», которая в течение 3 лет размещалась на сайте Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Популярность у пользователей Интернета «Виртуальной справки» подвигла на создание подобных служб некоторые другие библиотеки. С 2004 г. приступила к работе Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» на сайте Российской национальной библиотеки. В настоящий момент Красноярская краевая научная библиотека, Кемеровская и Свердловская областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ), Саратовская ЦБС и Томская МИБС одновременно ведут собственную виртуальную справочную службу и являются участниками корпоративного проекта, удачно размежевав тематику вопросов.

Структура ВСИС ПБ представлена специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек - координаторами и организаторами Справки и операторами-специалистами 20 библиотек России и 3 библиотек стран СНГ: Николаевской Центральной библиотеки им. М.Л. Кропивницкого (Украина), Краматорской Центральной городской библиотеки (Украина), Усть-Каменогорском ЦБС (Казахстан).

Библиотеки, принявшие участие в проекте, были отобраны с учетом ряда условий: наличие собственного сайта, наличие на нем материалов, представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета, внятная политика по расширению своего присутствия в Сети, опыт работы с виртуальными пользователями и др.

Все операторы ВСИС ПБ прошли специальное обучение в ходе организованного МАДБ учебного семинара «Методика виртуального справочно-библиографического обслуживания в рамках корпоративного проекта» и получили сертификат на право работать операторами.

ВСИС ПБ (или «Виртуальная справка») обладает рядом особенностей, отличающих ее от аналогичных зарубежных виртуальных служб. Пожалуй, главной из них является публичный характер задаваемых вопросов. Все вопросы сразу после того, как их задали, появляются на соответствующей странице Справки, там же через некоторое время (как правило, в течение 1 дня) появляются ответы. Таким образом, база, включающая по состоянию на апрель 2006 г. более 24000 вопросов, поступивших из 300 городов России и 50 стран мира, и 24000 ответов на них, открыта не только библиотекам-участникам, но и пользователям, заходящим на портал «Library.ru». Это позволяет им зачастую находить ответы на свои запросы, просто воспользовавшись уже имеющимися результатами работы по аналогичной теме.

Совместная работа выявила большие перспективы развития службы, т.к. работа в корпоративном режиме позволила более эффективно работать с получаемыми вопросами.

Вход в ВСИС ПБ осуществляется как с портала «Library.ru», так и с сайтов всех библиотек-участников. Для этого на сайтах размещаются «кнопки» «Оператор «Виртуальной справки», идентифицирующие их как участников ВСИС ПБ. Кроме того, для размещения на сайтах других библиотек предлагается баннер «Виртуальная справка», который обеспечит пользователям этих сайтов справочно-информационное обслуживание в том случае, если там нет иной (локальной или корпоративной) ВСИС.

Сводная база вопросов и ответов является общей собственностью всех участников ВСИС ПБ.

Обращение в ВСИС ПБ и получение ответа для всех пользователей бесплатно. Пользователи могут задавать вопросы на русском либо английском языках. Поиск также ведется только по русско- и англоязычным ресурсам. Воспользоваться услугами ВСИС ПБ могут все жители России, русскоязычным зарубежным гражданам предоставляется информация, тем или иным образом связанная с Россией, либо общеобразовательного характера. На английском языке принимаются вопросы, касающиеся России.

Есть и ряд ограничений для пользователей:

. На вопросы, приходящие в Справку по электронной почте, операторы не отвечают.

. От одного посетителя принимается только один запрос в день.

. Количество вопросов, поступивших от одного пользователя в течение месяца, не должно превышать восьми. Администрация оставляет за собой право в отношении отдельных пользователей изменять это число как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

. Координаторы имеют право удалять некорректные вопросы и реплики и перемещать вопросы в более подходящие рубрики.

. Вопросы, связанные с предоставлением готовых рефератов и сочинений рассматриваются в последнюю очередь.

Работа службы показала высокую востребованность предоставляемых услуг со стороны пользователей практически из всех российских регионов, а также из иных государств, интересующихся материалами на русском языке и темами, связанными с Россией.

Не менее известным является проект « Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС). Проект существует с 2001 года и в настоящее время объединяет более 200 библиотек различных систем и ведомств не только России, но и Беларуси, Казахстана и Украины. Участники проекта общими усилиями создают Сводную базу данных, содержащую полную аналитическую роспись 1601 журналов. Каждая из библиотек-участниц проекта создает аналитические библиографические записи на все статьи из нескольких журналов по принятым в проекте правилам и в обмен получает такие же записи всех других участников. Большая часть расписываемых журналов включена в список ВАК (Высшая Аттестационная комиссия). Ежегодное пополнение сводной базы данных составляет более 200 000 библиографических записей.

Пользователь получает информацию в виде библиографической записи, в которой представлены следующие сведения: автор, заглавие статьи, персоналии, сведения о названии, дате и месте проведения конференции, семинара или совещания, название источника, аннотация на статью и т.д. Сводная база данных не содержит полных текстов статей.

«Основными принципами работы проекта являются:

. внешняя открытость при соблюдении внутренних технологических процессов, принятых в библиотеках,

. полная аналитическая роспись периодических изданий,

. использование минимальных технических средств при передаче и приеме данных» [3].

Реальная польза от совместного создания и использования информационных ресурсов очевидна:

. Возможность в минимально короткие сроки получить по запросу полные тексты статей по ЭДД.

. Более 60% подписки на периодические издания раскрывается с помощью корпоративной базы.

. Участие в проекте позволяет ознакомиться с содержанием журналов, которые не выписывает библиотека.

. Пользователь имеет возможность ознакомиться не только с библиографическим описанием статьи, но и получить полную аннотацию на нее.

«Проект «Корпоративная библиотечная система вузов Санкт - Петербурга и Северо - Запада России. Новые горизонты сотрудничества» был поддержан «Институтом Открытое Общество» в 1999 году. Целью проекта является внедрение технологии корпоративной работы в библиотеках Санкт - Петербурга для создания общих разделяемых информационных ресурсов (сводного электронного каталога, сводной электронной библиотеки вузовских публикаций) и средств эффективного доступа к ним через Интернет.

В течение года был создан действующий прототип распределенной корпоративной библиотечной системы, объединяющей информационные ресурсы библиотек нескольких вузов Санкт - Петербурга. Эти библиотеки имели статус основных участников проекта на первом этапе его выполнения.

Созданный прототип имеет следующие свойства:

·   Основным компонентом общего информационного пространства является сводный электронный каталог, доступ к которому обеспечивается по протоколам HTTP (через специальный шлюз) и Z39.50.

·   Z - сервер обеспечивает одновременный поиск и извлечение записей в различных MARC форматах.

·   В системе поддерживается механизм связей записей в соответствии с форматом RUSMARC.

·   На основе Z - сервера реализованы корпоративные службы заказа и электронной доставки. Эти службы доступны в режиме on - line.

·   В библиотеках организованы рабочие места службы электронной доставки документов с использованием системы Ariel.

Для создания сводного электронного каталога была выбрана модель хранения локальных электронных каталогов в различных базах данных с предоставлением доступа к ним через один Z - сервер, являющийся оригинальной разработкой Центра «Открытые Библиотечные Системы» Санкт - Петербургского государственного технического университета.

Для читателя ресурсы консорциума доступны через шлюз HTTP Z39.50, также являющийся разработкой Центра «Открытые Библиотечные Системы».

Консорциум планирует продолжить работу по совершенствованию организации процессов обработки документов и обслуживания читателей и в дальнейшем. Кроме того, консорциум планирует развивать связи с другими консорциумами, вводить в ежедневную практику библиотек тесное взаимодействие с партнерами с использованием современной технологической базы» [1].

Кроме вышеперечисленных проектов существуют такие нетрадиционные для библиотек формы сотрудничества, как глобальный проект оцифровки книжных фондов «Библиотека Гугла» (Google Library). Он состоит из ряда служб. Служба «Поиск книги» (Google Book Search) Гугла - это часть усилий компании в организации мировой книжной информации, обеспечение ее всеобщей доступности и полезности.уважает огромные творческие усилия, которые были вложены в книги, поэтому служба «Поиск книги» сконструирована так, чтобы отвечать всем требованиям закона об авторском праве. Google никогда не покажет более нескольких фрагментов текста из защищенной книги, не получив разрешения издателя, и адресует пользователя туда, где можно купить книги, или в библиотеки.

Служба «Поиск книги» состоит из двух различных частей: программа «Партнер» (the Partner Programme) и «Библиотечный проект» (the Library Project).

Программа «Партнер» работает с более чем 10000 Издателей всего мира. Партнеры (как правило, издатели) передают свои книги для оцифровки и размещения в Сети. Пользователям показывают очень ограниченное количество страниц из книги, релевантных их запросу. Но этого достаточно, чтобы дать общее представление о ее содержании. Если увиденное заинтересует пользователя, он может перейти на веб-сайт издателя или сетевого магазина и купить книгу.сканирует эти книги бесплатно и не требует оплаты с пользователя за подсказку. Кроме того, если под изображением страницы из книги размещаются рекламные объявления, больше половины дохода от объявлений передается издателю книги. «Библиотечный проект».Google работает с библиотеками всего мира, в их числе; библиотеки Оксфордского, Гарвардского, Стэндфордского, Принстонского университетов, Национальная библиотека Каталонии, Баварская государственная библиотека, Университет штата Мичиган, Публичная библиотека Нью-Йорка и многие-многие другие; кроме того, Google осуществляет пилотный проект с Библиотекой Конгресса США. Компания хотела бы работать с библиотеками как можно большего числа стран, чтобы служба «Поиск книги» отражала богатое культурное разнообразие мировой литературы.

Если библиотечная книга оказывается в общественном достоянии (вне защиты авторского права), она показывается в Сети полностью. Если книга находится под защитой копирайта, пользователь в Сети сможет увидеть только самую основу: название книги и фамилию автора, не более 2-3 фрагментов текста и информацию о той библиотеке, где она находится, или о магазине, где ее можно купить. Если издатели или авторы не желают, чтобы их книги прошли оцифровку, им достаточно об этом лишь сообщить.

В рамках программы «Поиск книги» уже оцифрованы и размещены в Интернете более 10 млн книг.

 


Заключение

 

На современном этапе развития, библиотечная кооперация является необходимым условием «выживания» библиотек и их успешного выполнения своих функций. Довольно сложно представить нынешнюю библиотечную среду без корпоративных проектов таких, как полюбившаяся читателям «Виртуальная справка» или удобный в использовании сводный каталог. Кроме того, объединение в корпорации дает самим библиотекам неоспоримые преимущества. Изучив некоторые корпоративные проекты библиотек и литературу о библиотечной кооперации в целом, можно выделить следующие организационные формы библиотечного сотрудничества:

. Межбиблиотечный абонемент (МБА).

. Объединение на основе специальных фондов по критерию частоты их использования, предполагающее создание и совместную эксплуатацию репозитарных хранилищ.

. Объединение библиотек на основе специализации фондов по тематическому или отраслевому критерию (распределенная библиотека).

. Централизованная библиотечная система (ЦБС).

. Создание и совместное использование сводных каталогов.

. Кооперация на основе совместного создания и использования полнотекстовых файловых информационных ресурсов.

. Кооперация по совместной закупке необходимого оборудования.

При этом основными задачами библиотечной кооперации являются:

·   Снижение затрат на комплектование фонда, содержание эксплуатируемых помещений и оборудования.

·   2. Повышение качества обслуживания пользователей за счет совместного использования фондов и разделения обязанностей между библиотеками - участницами.

·   3. Увеличение доступности информации благодаря использованию сводного каталога и МБА.

Корпоративные проекты публичных библиотек имеют ряд характерных особенностей, без которых невозможно их успешное развитие и функционирование:

. Добровольное вступление библиотек в кооперацию;

. Невмешательство корпорации в административно - хозяйственную деятельность входящих в ее состав библиотек;

. Создание, развитие и функционирование КБИС по правилам определенным государственными стандартами РФ, а также действующей в корпорации организационной, технологической, технической и плановой документации.

. Соответствие программных, технических, технологических, лингвистических и информационных средств обеспечения КБИС комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам;

. Систематическая работа по повышению квалификации персонала.

. Наличие грамотного и целеустремленного лидера.

Таким образом, мы пришли к выводу, что при серьезном подходе и качественной проработке всех аспектов, создание кооперативных объединений сулит библиотекам немалые успехи и способствует привлечению новых читателей. Несомненно «живая», развивающаяся библиотека, сотрудничающая не только с другими библиотеками, но и организациями смежных отраслей, предоставляющая новые интересные и необходимые в современном мире услуги привлекает внимание пользователя куда больше рекламных плакатов и роликов, за яркими красками которых скрываются устаревшие технологии и сравнительно небольшой фонд. Корпоративные проекты публичных библиотек создаются как раз для того, чтобы отвечать постоянно расширяющемуся кругу читательских интересов и потребностей, помогать библиотеке соответствовать современному уровню.


Библиографический список

кооперация публичный проект библиотека

1. Баранов В.Л Опыт создания корпоративных ресурсов в библиотечном проекте Санкт - Петербурга/В.Л. Баранов, В.С. Рябов, Д.Н. Сова // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек. Четвертая Конференция и Выставка Libcom - 2000, Пансионат «Ершово», Звенигород, Московская область, 13 - 17 ноября 2000 г.: Тезисы докладов. - М.: ГПНТБ, 2000. С. 18 - 20.

. Басамыгина И.Н Кооперация библиотек: научно-практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2007. - 96 с.

. Библиотечные корпоративные технологии и проекты: Всероссийская научно - практическая конференция, 22-26 марта 2004 г., Пермь: Сб. докладов и тезисов/ Сост. О.С. Орлова. - Пермь, 2004. С. 140-145

. Воройский Ф.С. Корпоративные сети библиотек: накопленный опыт и некоторые прогнозы/Ф.С. Воройский // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек. Четвертая Конференция и Выставка Libcom - 2000, Пансионат «Ершово», Звенигород, Московская область, 13 - 17 ноября 2000 г.: Тезисы докладов.-М.: ГПНТБ, 2000. С 15 - 18.

. Воройский Ф.С, Особенности проектирования корпоративных библиотечно-информационных систем // Сборник учебно-методических материалов тренинг-центра по программе: «Создание и администрирование Интернет / Интернет серверов узлов корпоративной библиотечно-информационной системы- - М.: ГПНТБ России, 2000 - С. 7-20.

. Племнек А. Корпоративные библиотечные проекты в России: эффективная форма взаимодействия/А. Племнек // Библиотечное дело. - 2009. - №13 (103). - С. 36 - 37.

. Шрайберг Я.Л. Корпоративные и национальные проекты открытого доступа/ Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2008. - №8. - С. 5 - 23.

. Буняева М.А. Проблемы и перспективы использования электронных ресурсов в обслуживании пользователей межбиблиотечного абонемента Белгородской Государственной Универсальной Научной библиотеки [Электронный ресурс]/ М.А. Буняева]. - режим доступа: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007_03.pdf

. Воройский Ф. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения [Электронный ресурс]/ Ф.С. Воройский, Я.Л. Шрайберг. - режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1114/Doc2.HTML

. Н. Забелина Корпоративная сеть - как информационный прорыв для сети публичных библиотек Москвы [Электронный ресурс]/ Н. Забелина. - режим доступа: http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200012/Zabelina-R.html

. Зеленина Г. Н Межрегиональная аналитическая роспись статей: из опыта корпоративной работы [Электронный ресурс]/ Г.Н. Зеленина. - режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1114/Doc26.HTML

12. Куминова Л.А. Виртуальная справочная служба как вид информационного сервиса библиотек [Электронный ресурс]/ Л.А. Куминова. - режим доступа: http://www.altgaki.org/index.php? option=com_content&view=article&id=233:2010-01-30-09-18-15&catid=123:2010-01-30-02-31-56&Itemid=190

13. Маркова А.А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий [Электронный ресурс]/ А.А. Маркова. - режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/archives/docs/elres/markova.ssi

. Описание проекта «Виртуальная справка» [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.library.ru/help/about_project

. Положение о библиотечно-информационном фонде Российской Федерации (Проект) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php? o_sec=130&o_doc=1109

16. Проект МАРС «Межрегиональная аналитическая роспись статей» [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://library.sibsiu.ru/index.php? option=content&task=view&id=383

. Управление проектами. Конспект лекций [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Upravlenie-proektami/30419/index.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...