Миттельшпиль: часть первая
Примечание к 28-в Ход предопределен главным конфликтом первой части Миттельшпиля: если официальная работа не связана с поставленной ДЦ, то воспринимается она как вынужденная, досадная помеха на пути к достижению поставленной Цели. Пример к 28-6 Из письма Г.САльтшуллеру: "Уважаемый Генрих Саулович! Решилась написать Вам это письмо, надеясь на Вашу помощь, хотя моя просьба и может показаться Вам странной. Но все дело в том, что я оказалась бессильной в борьбе против влияния Вашей ТРИЗ на моего сына. Поясню. Мой сын окончил институт с отличием, мечтал об аспирантуре, сдал уже на отлично кандидатские экзамены по иностранному языку и философии, получил направление в целевую аспирантуру при МВТУ им. Баумана, должен в марте 1987 года ехать сдавать вступительные экзамены. Но, к несчастью, иначе не могу сказать, один из сотрудников сына, горячий приверженец Вашей ТРИЗ, Как стать гением не вовремя познакомил его с Вашими работами по ТРИЗ. Мой сын, человек увлекающийся, решил, что аспирантура с культом традиционного мышления — только пустая трата времени, что можно сделать гораздо больше, опираясь на Вашу ТРИЗ. Я допускаю, что это так. Судить об этом не могу, т.к. имею гуманитарное образование. Но уверена, что мой сын неверно понял многое в Вашей теории, и прежде всего то, что, руководствуясь ею, можно делать изобретения даже в тех областях, где не являешься достаточно компетентным специалистом. На мой взгляд, сделать открытие или изобретение, даже самое незначительное, можно либо на базе огромного опыта в данной области, либо путем глубокого изучения и анализа вопроса. Вашу ТРИЗ, очевидно, надо рассматривать поэтому как эффективнейший способ ускорения и интенсификации мыслительного процесса, опирающегося все же на практический опыт и обширные теоретические знания.
Я понимаю, что Вы очень заняты, но умоляю Вас выбрать несколько минут и написать очень короткое письмо моему сыну и убедить его в ошибочности его решения отказаться от аспирантуры. Я не прощу его отказаться от ТРИЗ, а использовать ее, учась в аспирантуре, но он и слышать об этом не хочет..." Из ответного письма Г.С.Альтшуллера: "...Я не могу решать за Вашего сына — идти ему в аспирантуру или нет. Как и многие мои коллеги, я был в аналогичной ситуации. Для меня ясно: аспирантура — в большинстве случаев — имеет весьма отдаленное отношение к творчеству. Правда, "остепенение" — стандартный путь к спокойной, налаженной, хорошо оплачиваемой работе. Разумеется, здесь нет абсолютной несовместимости.* иногда удается совместить творчество с "осте-пенением". Примерно в 3 случаях из 100. Вопрос, таким образом, состоит в выборе: что предпочесть — нормальную жизнь или творчество? Ответить на этот вопрос может и должен только сам человек, подошедший к развилке..." Игра МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Пример к 29-в
Вот признание Бальзака: "Чтобы книга эта ("Поиски абсолюта") была правдивой с научной точки зрения, мне пришлось обучаться химии у двух членов Академии наук, которые заставляли меня переделывать корректуру по десять-двенадцать раз". D Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.75. Пример к 29-в Из жизни Аддиса Эглайса, архитектора по специальности и конструктора парусных судов по призванию: "Его все больше интересовали новые идеи, необычные формы, однако он понимал, что смелость идей должна быть основана на точных инженерных расчетах... И Алдис круто меняет характер деятельности: переходит в расчетный сектор Как стать гением "Теплоэлектропроект". Здесь на базе ЭВМ, используя опыт передовых НИИ страны, он осваивает методику сложнейших расчетов сооружений и зданий... И первые результаты осуществления программы не заставили себя ждать. В 1965 году Эглайс с братом строит гоночный катамаран класса В (позже он стал именоваться "Торнадо") в стандартных размерах, но по оригинальным чертежам самого Алдиса. Впервые в жизни приняв участие в парусной гонке, братья Эглайсы занимают второе место на первенстве Союза 1966 года Гоночным опытом они не обладали, и победу им принесла только резко возросшая к тому времени инженерно-математическая подготовка Алдиса, позволившая спроектировать и построить столь совершенное судно" О Из работы преподавателя ТРИЗ В.А.Королева (г.Белая Церковь) "Алдис Эглайс". 1985. 9 окт. Часть 2 Главный конфликт Цель Творческой Личности не соответствует занимаемой этой личностью должности, ее общественному положению, званию и т д Есть академики и институты, которым "по штату" положено первыми увидеть новую цель, осознать ее значение и заняться разработкой Поэтому у ВО — на всех уровнях — возникает недоумение "А ты кто такой' Что — ты умнее академиков? "
Те, кому надлежало бы "поднять" новую цель (назовем их "знатными специалистами"), сначала ее просто не видят. Потом сопротивляются новая цель противоречит привычным представлениям В конце концов новая цель становится видна и "знатным специалистам", они начинают понимать необходимость ее разработки Но сопротивление только крепнет надо как-то оправдать свою позицию. Игра МИТТЕЛЬШПИЛЬ ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Пример к 30-а В 1853 году в возрасте 48 лет Роберт Фицрой, бывший капитан "Бигля", получил пост главного метеоролога-статистика. В сборе сведений о погоде Фицрой впервые в мире сделал главный акцент на предсказание погоды на завтра, а не на констатацию того, какой она была вчера. Он первым стал строить диаграммы "розы ветров", первым начал выпускать "синоптические карты", впервые ввел в широкое употребление простые и надежные барометры (известные с тех пор как барометры Фицроя и по сей день находящиеся в употреблении) и выпустил Руководство по Как стать гением пользованию барометром для предсказания погоды. Впервые в истории человечества он начал публиковать в газете ("Тайме") ежедневные прогнозы погоды. Он разработал систему штормовых сигналов — конусов, которые поднимались на мачтах в портах, гаванях, рыбацких деревнях в случае приближения бури. Все новое вызывает сопротивление, — не была исключением и деятельность Фицроя.
"Фицрой прекрасно понимал, что один из источников оппозиции составляли "все заинтересованные в денежной прибыли торговые компании и отдельные лица, которые предпочитают, чтобы рыбаки, не обращая внимания на предостережения, с риском для жизни продолжали заниматься своим опасным делом, лишь бы не платить за простой судна и не пропустить улов рыбы для лондонских рынков". Эта выдержка взята из отчета 1863 года, и далее Фицрой говорит о том, что существует не менее четырех групп сознательных противников предсказания погоды и введенной им системы штормовых сигналов, и "они должны быть известны". О первой уже сказано. Ко второй относились те, кто пытался сам выпускать бюллетень погоды. Потерпев неудачу, они "делают все возможное, чтобы устно, в письмах и при помощи самой изощренной критики в газетах и периодических изданиях преувеличить недостатки и преуменьшить достоинства Метеорологического департамента". В третью входили "лица, которые с момента возникновения службы погоды были против нее из теоретических соображений", а в четвертую те, "кто из-за недостатка времени и невозможности досконально познакомиться с нашей деятельностью продолжает недооценивать ее и называет балаганом". О Г.Е.Меллерш. Фицрой — капитан "Бигля". Л.: Гидро-метеоиздат, 1975. С.221. Пример к 30-в и 30-а "В 1845 году Дж.Дж.Уотерсон написал статью о молекулярной теории газов, в которой явно предвосхитил работы Джоуля, Клаузиуса и Максвелла. Но рецензент Королевского общества, которому была послана рукопись, заявил: "Эта статья не что иное, как абсурд". Уотерсон был столь глубоко уязвлен, что со временем прекратил свои исследования. Его работа была забыта вплоть до повторного ее обнаружения спустя сорок пять лет. У.Троттер, рассказавший об этом, заметил, что таким вот образом гибнет при рождении множество идей, а первооткрыватели, Игра у которых недостает энергии защитить свои творения, разочаровываются и уходят из науки". О Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С.181. Пример к 30-в и 30-а "Еще в середине 1924 года... Константин Эдуардович говорил мне, что у него появилась мысль о бесколесном вездеходе, лежащем на воздушной подушке и движимом вперед реактивной тягой. Говорил с увлечением и показывал чертеж нового автомобиля. Скажу откровенно, мне это показалось почти фантастическим...
— Надо бы поэкспериментировать, — сказал я... Разговор Константина Эдуардовича я неоднократно передавал своим знакомым. Надо мною смеялись и считали идею Циолковского неосуществимой. А мне она начинала казаться все более заманчивой... ...Месяца через два-три удалось вплотную заняться модельными опытами... Когда включили ток и вентилятор заработал, платформа задрожала мелкой-мелкой дрожью. Она даже стучала краями по столу, но не поднималась. Я взялся за проверку расчета и убедился, что проект требовал некоторого исправления... Платформу облегчили... Загудел вентилятор — и вы бы видели, как наша модель сразу же приподнялась примерно на сантиметр над столом!.. Всю ночь я просидел над расчетами, а на другой день снова был у Циолковского. Я принес ему решение задачи. Удалось показать, что форма краев (степень их загнутости) влияет на устойчивость платформы в воздухе... Платформа была немедленно исправлена согласно окончательному варианту расчета. Теперь она уже не дрожала и сразу же поднималась на три сантиметра. Победа! ...После опытов можно было подумать о публикации. Константин Эдуардович написал на эту тему одну научную статью и одну популярную. Научную статью он решил публиковать в Калуге, а популярную — в Москве, куда я возвращался после каникул. Я и должен был представить статью в редакцию одного из научно-популярных журналов... Редакция пригласила своего консультанта по техническим вопросам, известного в то время ученого. Пока он читал статью, мы — редактор журнала и я — Как стать гением следили за выражением его лица. Он сперва добродушно улыбался. Затем стал серьезен, а к концу чтения лицо его покраснело... не дочитав последней страницы, он вскочил с кресла и сердито воскликнул: — Я поражен, что в наш век люди могут серьезно писать такие вещи! Ведь это же нелепость, дичь, бред! Ну да, от гражданина Циолковского и ждать другого нельзя. Это человек, по-видимому, больной, он мыслит гиперболами! Статья не может быть опубликована... Я почтительно выслушал ученого и, как мог спокойнее, ответил: — Считаю, вопреки вашему мнению, что эта идея не дичь, а гениальное предвидение. И, не дав ему опомниться, положил на стол лист бумаги с расчетами... Консультант посмотрел расчеты и оттолкнул бумажку. — Расчеты верны, но это все равно ничего не значит. Струя воздуха создаст такое плотное пылевое облако, что вы задохнетесь. — Циолковский это предвидел и рекомендует для таких поездов прокладывать бетонированные дорожки, — возразил я. — Такая струя воздуха разрушит и бетон, и самые твердые граниты... Нет, это безумие. Спорить с таким видным ученым было бесполезно. Признавая возможность подъемного действия воздушной подушки, он категорически отрицал практическое применение этого способа. — Вздор, вздор, вздор, — сердясь, говорил он. — Расчеты — это еще не практика! А где же здравый смысл у Циолковского и у вас, молодой человек? Вы понимаете: здравый смысл! Где? Вы хотите запылить весь мир! Неужели вам это не ясно? Тут стало ясно одно: участь статьи Константина Эдуардовича решена, и решена отрицательно". О Чижевский А.Л. Вся жизнь. М.: Сов. Россия, 1974. С. 119-123. Игра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|