Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая природа таможенной пошлины

 

Определение таможенной пошлины дает Закон РФ от 21.05.1993 №5003–1 (ред. от 03.12.2008) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 09.01.2009) в п. 1. ч. 1 ст. 5: «пошлина – таможенная пошлина, а также иные пошлины, предусмотренные настоящим Законом. При этом таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации».

Безусловное установление Законом «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не согласовано с положениями ТК РФ: многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению[6].

Ставка, согласно которой взимается таможенная пошлина, устанавливается таможенным тарифом.

Таможенный тариф Российской Федерации – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)[7].

Статьей 3 Закона Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению ставок ввозных таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от каких-либо факторов, кроме случаев, предусмотренных самим Законом. С этим связано понятие так называемого режима наиболее благоприятствуемой нации или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), название которого происходит от английского «the largest favour», и которое подразумевает по собой международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам[8].

Если товары происходят из стран, отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Законом «О таможенном тарифе».

Если товары происходят из стран, отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Законом «О таможенном тарифе», увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании положений Закона.

Если страна происхождения товаров не установлена, то применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, отношения с которыми предусматривают РНБ.

П. 4 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

– адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Например, 10% от таможенной стоимости товаров.

– специфические, которые начисляются в установленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Например, по 4 евро за каждый килограмм товара.

– комбинированные, которые сочетают оба предыдущих вида таможенного обложения. Например, 10% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм либо 10% от таможенной стоимости товара и по 4 евро за каждый килограмм товара.

П. 1. ч. 1 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» определяется, что к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

При необходимости оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в 1 календарном году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе товаров, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона «О таможенном тарифе» (нефть и некоторые виды нефтепродуктов), не могут превышать указанные в статье размеры.

Помимо сезонных таможенных пошлин Законом также предусматривается наличие и особого вида таможенных пошлин, которые применяются в целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам. К особым пошлинам согл. ст. 7 Закона относятся:

1) специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная пошлина.

Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Также специальные пошлины могут быть применены как ответная мера на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы других государств или их союзов[9].

Применение антидемпинговой пошлины обуславливается случаями ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ[10].

Компенсационные пошлины подлежат применению в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации[11].

При этом в соответствии со ст. 11 Закона «О таможенном тарифе», применению особых таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое специально уполномоченными государственными органами РФ, которые назначаются Правительством РФ. Согласно Постановления Правительства РФ от 27.08.2004 №443 (ред. от 31.07.2006) «Об утверждении положения о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» этим органом является Министерство экономического развития и торговли. Решения основываются на количественно определяемых данных. Ставки устанавливаются Правительством РФ по окончании расследования – для каждого конкретного случая. Однако расследование может быть прекращено на любом этапе без обязательного принятия решения и введения временных или окончательных пошлин.

Вопрос о юридической природе таможенной пошлины до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина – есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора.

Например, В.Г. Свинухов указывает на 3 основные функции таможенных пошлин как налога: фискальная, защитная и балансировочная[12]. Н.В. Милюков выделяет у таможенных пошлин 4 признака, присущих налогам: обязательность, безвозмездность, индивидуальность и абстрактность[13]. Е.В. Романова также обращает внимание на налоговую природу таможенной пошлины и выделяет следующие ее характеристики:

– уплата таможенной пошлины носит обязательный характер;

– таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

– поступления таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога);

– обязанность уплаты пошлины обеспечивается государственно-властным принуждением[14].

Ученые, относящие таможенную пошлину к сборам, аргументируют это следующим:

– в отличие от налога таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

– обязанность уплаты таможенной пошлины может быть делегирована иным заинтересованным лицам в порядке, предусмотренном ТК РФ, например, таможенному брокеру.[15]

Таким образом, таможенная пошлина хоть прямо и не относится к налогам и этот вопрос остается спорным, можно видеть, что таможенная пошлина, безусловно, имеет налоговую природу и, как считают некоторые авторы, ее можно отнести к ряду косвенных налогов, взимаемых при проведении внешнеторговых операций. Но есть отличие – обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами, т.е. интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

Как уже было сказано, есть случаи, когда уплата таможенных пошлин не являются необходимым условием для перемещения товаров через таможенную границу РФ. На это прямо указывает ст. 319, п. 2. Таможенного Кодекса РФ, согласно которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

– товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

– в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

– общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

– до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

– товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Соответственно, таможенная пошлина не уплачивается при заявлении товара, например, под следующие режимы:

· реимпорт;

· реэкспорт;

· транзит;

· временный ввоз и вывоз (в отношении отдельных товаров);

· переработка под таможенным контролем;

· магазин беспошлинной торговли;

· таможенный склад;

· уничтожение;

· отказ в пользу государства и некоторые другие виды таможенных режимов[16].

Классифицируются таможенные пошлины по разным основаниям, об этом говорится в работах таких авторов, как В.Г. Свинухов, Е.В. Романова, М.М. Рассолов[17].

Например, в зависимости от характера внешнеторговой операции выделяются таможенные пошлины:

· Ввозная;

· Вывозная;

· Транзитная.

По видам ставок таможенные пошлины бывают:

· Адвалорные;

· Специфические;

· Комбинированные.

В зависимости от страны происхождения товаров:

· Базовые (при РНБ);

· Преференциальные (если предусмотрены льготы);

· Максимальные (ставки увеличиваются вдвое);

· Карательные.

По типам ставок:

· Постоянные;

· Временные.

Также существуют и другие классификации таможенных пошлин, по иным основаниям.

Исследование правовой природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о дуалистическом характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...