Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая история развития и становления отечественной педагогической науки.




ПРОГРАММА

Государственного экзамена

 

специальность 050502.65 Технология и предпринимательство

квалификация выпускника «учитель технологии и предпринимательства»

 

 

Архангельск

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 663 пед/сп от «31» января 2005 г. и учебным планом ПГУ им. М.В. Ломоносова от 30.04.2009 г.

 

 

Программу составили:

заведующий кафедрой педагогики, доцент, к.п.н, Щекина С.С.;

доцент кафедры педагогики, к.п.н. Суриков Ю.Н.;

доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Прилуцкая Е.Н.;

доцент кафедры ТиБЖ, к.п.н. Михайлов Н.Г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи государственного экзамена …………………………………….4

2. Требования к профессиональной подготовке специалиста …………………4

3. Характер государственного экзамена..………………………………………...5

4. Обязательный минимум дисциплин…………………………………………… 5

5. Содержание дисциплин…………………………………………………………5

6. Список литературы……………………………………………………………17

7. Итоги государственного экзамена…… ……………………………………..25

 

Цели и задачи государственного экзамена

Целью государственного экзамена является выявление и объективная оценка уровня практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом соответствующего направления.

 

Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

- Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребёнка;

- основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

- государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя технологии и предпринимательства являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения технологии в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по технологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения технологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

 

Характер государственного экзамена

комплексный

 

Обязательный минимум общепрофессиональных дисциплин

Педагогика

Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

 

Содержание дисциплин

ПЕДАГОГИКА

Предмет педагогики. Педагогические категории. Связь с другими науками, с практикой деятельности школы.

Педагогика – наука о воспитании. Институциализация педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Предмет педагогики и основные проблемы исследования. Связь педагогики с другими науками как фактор ее развития. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследований. Связь педагогической науки с практикой деятельности образовательных учреждений. Формы связей.

 

Педагогическое исследование и его методы.

Понятие педагогическое исследование, его функции, виды, уровни. Деятельностный, личностный, системный подходы в педагогическом исследовании. Структура и логика педагогического исследования. Классификации методов педагогического исследования. Характеристика методов в рамках одной из классификаций (по выбору студента).

 

Краткая история развития и становления отечественной педагогической науки.

Развитие педагогической мысли в донаучный период: памятники педагогической мысли XII – XVI веков, педагогические взгляды Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого.

Педагогические идеи М.В.Ломоносова и их значение для институциализации педагогики. Педагогические взгляды Н.И.Новикова – цели воспитания, идея развивающего обучения и исследовательского начала в обучении.

Цели, содержание и методы воспитания в русской революционно-демократической педагогике.

Развитие научно-педагогического знания К.Д.Ушинским – природосообразность и народность воспитания и обучения, цели и методы обучения и воспитания, роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности и т.д. Экспериментальный характер педагогики в 20-е годы XX века. Эксперименты С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др.

Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории коллектива, системного подхода к организации обучения и воспитания детей.

Многообразие проблематики педагогики в 60-90-е годы XX века: развитие методологии педагогики, возникновение теорий воспитывающего, развивающего, проблемного, программированного обучения. Интенсификация педагогических исследований в области профессионального образования. Разработка концепции непрерывного образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...